...

четверг, 15 июня 2017 г.

Совет по открытым данным: раскрытие транспортных данных

image

Источник фото: сайт Открытого Правительства

24 мая прошло очередное заседание совета по открытым данным, повесткой которого стало раскрытие транспортных данных. По сравнению с предыдущими заседаниями, “ляпов” было меньше, дополнительное финансирование в размере полуторного бюджета ведомства никто в этот раз не запрашивал, а об эмоциональной оценке деятельности Росгидромета уже написано в официальном пресс-релизе на сайте Открытого Правительства. Остается только пройтись по пунктам повестки и рассказать об опубликованных и планируемых датасетах.

Выступающими на этом совете были представители Минтранса, Росавтодора, Росжелдора, Росморречфлота, Ространснадзора, Росалкогольрегулирования и Минсельхоза. Надо честно признаться, что с транспортной открытостью, в отличие от финансовой, я практически не сталкивалась, поэтому такое разнообразие транспортных ФОИВов для меня было новостью. Доклады, на первый взгляд, выглядели подготовленными, но существенная часть в них отводилась госуслугам и антикоррупционной деятельности.

1. Открытые данные Минтранса

В ведении Минтранса находятся две информационные системы, одна из них относится к обеспечению транспортной безопасности, данные из нее, по понятным причинам не могут раскрываться, а вторая — это ПО для функционирования сайта mintrans.ru. На сайте Минтранса созданы раздел “Открытые данные” и форма обратной связи. Формирование и актуализация датасетов производятся вручную. На сегодняшний день доступно 35 наборов данных, информацией о приложениях (сервисах), созданных на базе открытых данных Минтранс не располагает, запросы от СМИ и референтных групп не поступали. Поэтому, если вы делаете проекты на основе их данных или вам нужны какие-то датасеты, можете смело об этом писать в форму обратной связи — тем более, со слов докладчика, они открыты к диалогам с разработчиками.

Потенциально готовыми для раскрытия являются следующие наборы:

  • общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами РФ;
  • реестр регулярных международных автобусных маршрутов;
  • перечень пунктов пропуска через государственную границу РФ.

Проблемы, мешающие развивать открытые данные (по версии Минтранса) стандартны: необходимость очистки данных от сведений с ограниченным доступом (например, удалить персональные данные, информацию ограниченного доступа), отсутствие автоматической выгрузки и проблемы с консолидацией данных.

Самое интересное было в комментариях, которые последовали после доклада:

Во-первых, по версии Минтранса, опубликовано все, что они должны были опубликовать, но (!) этот список может быть дополнен по запросам программистов.

Во-вторых, по мнению одного из участников заседания, Москва лучше Лондона, потому что в Москве 80 транспортных приложений, а в Лондоне всего 60. Интересный вопрос — как связана привлекательность городов или даже уровень развития транспортной системы с количеством транспортным приложений?

В-третьих, М. Абызовым была озвучена интересная идея о том, как “заставить” региональные транспортные госорганы публиковать открытые данные — надо указать это требование при выделении субсидий из бюджета.

2. Открытые данные Росавтодора

В Федеральном дорожном агентстве и его подведомственных учреждениях функционируют более двадцати информационных систем. Автоматическая выгрузка открытых данных реализована в пяти из них: архив научно-технических разработок, оперативный учет научно-технических разработок, отраслевой фонд технических регламентов и стандартов, адресно-телефонный справочник организаций дорожного хозяйства, отраслевая библиотека научно-технических документов.

Есть несколько систем, сведения из которых не могут быть опубликованы для общего пользования, например, данные из Единого государственного реестра автомобильных дорог не могут быть открыты, потому что “за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРАД, взимается плата в порядке, установленном приказом…”.

На сегодняшний день опубликовано 150 датасетов, количество просмотров которых превышает 44 тысячи, а вот скачиваний всего 308. На мой взгляд, стоит задуматься или об актуальности публикуемых датасетов, или об интуитивной понятности интерфейса.

Примеры опубликованных данных:

  • Дорожный граф с указанием государственного органа и предприятия, ответственного за содержание участков и объектов транспортной инфраструктуры;
  • Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
  • Сведения об автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, переданные в доверительное управление ГК “Автодор”;
  • Ключевые объекты социальной инфраструктуры;
  • Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения (классификация);
  • Планы ремонтных работ.

Потенциальными для раскрытия (на основе статистики обращений граждан и запросов референтных групп) являются следующие данные:

Вопросы обеспечения транспортной безопасности;
Информация о развитии инновационной деятельности Росавтодора;
Общедоступные сведения из информационных систем Федерального дорожного агентства.

К актуальным проблемам Росавтодор относит необходимость удаления сведений ограниченного доступа. По их мнению, после этого ценность данных снижается, и наборы становятся не востребованными. С определением востребованности у представителей Росавтодора и правда сложно: например, в обсуждении доклада прозвучала удивительная мысль о том, что открытые транспортные данные, по мнению докладчика, вообще никому не нужны и перед публикацией открытых данных “хочется понимать пользователя открытых данных: кто и как их будет использовать?”. Ответ М. Абызова снова соответствовал международной практике: “Открывайте все, что не ограничено (open by default)или предоставьте результаты грамотного социологического исследования о востребованности данных”.

3. Открытые данные Росжелдора

Презентация Росжелдора традиционно начинается с перечисления подведомственных учреждений, функций, государственных программ, в которых участвует госорган, и госуслуг. Всего Росжелдор осуществляет 23 услуги, 22 из них, по версии агентства, являются маловостребованными. В рамках своей деятельности Росжелдор осуществляет обработку пространственных данных земельных участков, по которым принимается решение о резервировании, изъятии, изменении вида разрешенного использования. Хранение и обработка указанных данных в настоящее время не автоматизированы. Из информационных систем выгрузка наборов открытых данных осуществляется вручную.

На сегодняшний день опубликовано 7 наборов данных, содержащих в сумме 52 показателя и 15 000 строк. Всего с Портала открытых данных поступало три запроса, два из которых не относились к компетенции Росжелдора, а в третьем запрашивалась информация в текстовом виде (в этом тексте по-моему опять содержится призыв к запросу интересующих вас данных).

До конца 2017 года Росжелдор планирует реализовать автоматическую актуализацию датасетов из информационных систем, а актуальные проблемы выражает подходящей всем госорганам формулой “некому и не на что”.

Своеобразны и изящны предложения Росжелдора по повышению эффективности деятельности по открытости:

Во-первых, некоторые приоритетные социально-значимые наборы данных эффективнее запрашивать в органах, осуществляющих их консолидацию: экономическую деятельность ФОИВов — у Минфина России и Казначейства из системы “Электронный бюджет”, перечень государственных услуг — у Минэкономразвития из федерального реестра, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера госслужащих — у Минкомсвязи из “Единой ИС управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ”, данные по закупкам — у Федерального Казначейства, а данные по государственному планированию — из Портала госпрограмм Минэкономразвития.

Во-вторых, Росжелдор был бы рад не дублировать датасеты на своем сайте (а размещал бы их только на Портале ОД РФ), поэтому необходимо, чтобы АИС “Мониторинг госсайтов” начислял бы баллы за размещение датасетов на федеральном портале (очередное подтверждение тому, что в России рейтинги — одна из основных мотиваций для открытости).

4. Открытые данные Росморречфлота

Одной из основных информационных систем Росморречфлота является “КИИС “МоРЕ”. Она предназначена для интеграции информационных ресурсов в области безопасности судоходства, мониторинга, учета и классификации судов. Система “МоРЕ” взаимодействует с более чем 40 отраслевыми, национальными и международными информационными системами, при этом не имеет статуса государственной, а ее финансирование осуществляется из внебюджетных источников. На данный момент прорабатывается вопрос возможности анонимизации данных о физических лицах и компаниях для публикации сведений из этой системы.

Разработка еще одной системы, предназначенной для дипломирования членов экипажей морских судов, была начата Росморречфлотом совместно с Рострудом в рамках Хакатона 3.0 (мне не известны другие примеры участия госорганов в хакатонах в качестве разработчиков, а не организаторов или партнеров).

Что касается текущей работы и планов по открытости, на данный момент актуализируется и обновляется раздел “Открытые данные”, ведется работа по автоматической синхронизации сайта с федеральным порталом открытых данных, планируется опубликовать 28 наборов данных, провести отраслевой хакатон, а также в среднесрочной перспективе внедрить механизмы открытости и публикации наборов данных подведомственными организациями.

5. Открытые данные Ространснадзора

В планы по открытости Ространснадзора входит создание “набора открытых данных, содержащего сведения об ИС, с помощью которых, в том числе, осуществляется ведение информационных ресурсов, реестров и регистров, операторами которых является Ространснадзор”.

Кроме этого, до конца года планируется формирование реестра замечаний к размещенным наборам от представителей референтных групп (а это значит, что Ространснадзору тоже надо отправлять свои предложения, пожелания и запросы) и расширение списка открытых данных.

Странно, что совершенствование работы пресс-службы, а также план по размещению пресс-релизов по каждому набору данных, также включаются в план по открытости, а формирование списка запрашиваемых наборов данных ведется только на основе запросов от СМИ (судя по докладу).

image
Структура Ведомственного плана мероприятий Ространснадзора в области открытых данных

6. Разное

В разном на этом заседании были Росалкогольрегулирование с “неформальным подходом” к открытости (неформальный подход — это оценка докладчика, в чем он заключается, мне из доклада не удалось понять) и Минсельхоз. Каких-то комментариев по ним у меня нет, но познакомиться с содержанием обсуждений можно в пресс-релизе к протоколу совета, которые опубликованы по ссылке.

Вместо выводов

Повторюсь, что некомпетентных высказываний, на мой взгляд, на этот раз было меньше, все доклады транспортных ведомств были подготовлены по единой структуре и в единой терминологии. Встречались, конечно, пункты, которые напрямую не относятся к открытости, но заявления о готовности воспринимать запросы и предложения от референтных групп, заставляют надеяться на лучшее.

Дополнительно стоит отметить, что публикация данных в реальном времени, например, о местоположении общественного транспорта, на этом совете не обсуждалась. Возможно, это связано с тем, что они, в основном, относятся к муниципальному или региональному уровням власти. В то же время, указанные данные являются востребованными, что подтверждается популярностью сервиса Яндекс.Транспорт, но в Москве являются недоступными для других разработчиков (в Санкт-Петербурге, насколько мне известно, доступ к ним получить можно).

В целом, посещение каждого заседания оставляет легкое недоумение — совет курирует раскрытие данных федеральным госорганами, но свои данные открывать не спешит: стенограммы заседаний и материалы к заседаниям не публикуются вообще, а протоколы доступны только для отдельных заседаний. Было бы неплохо, если открытость совета по ОД являлась бы примером и стандартом де-факто для работы других госструктур.

Комментарии (0)

    Let's block ads! (Why?)

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий