Вот уже несколько лет, как все пророчат исчезновение десктопов под давлением смартфонов и планшетов. Мол, это анахронизм, громоздкие стационарные ящики, которые станут бесполезны в мире, где у каждого в кармане смартфон, решающий любые насущные задачи. Возможно, все эти люди, так ждущие ухода настольных компьютеров с исторической сцены, выступают в роли Родиона/Рудольфа из «Москва слезам не верит»: «Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет — одно сплошное телевидение». Хотя не исключено, что они окажутся правы — чем ближе мы к технологической сингулярности, тем более удивительны и быстры изменения технологий. Поэтому мы задались вопросом для пятничного поста: вдруг дополненная и виртуальная реальности заменят нам туризм и путешествия?
С наступлением лета сотни миллионов людей стараются вырваться из привычной среды кто куда: на курорты, в походы, в туристические поездки. Если посты в Facebook считать неким индикатором, то в немалой степени это обусловлено желанием родителей сохранить остатки рассудка и нервов во время летних каникул своих чад. Согласно статистике, за 14 солнечных недель американцы наматывают в дальних путешествиях 657 000 000 км.
Нет нужды говорить, что отпуск — вещь приятная, но что изменилось в туристической индустрии в последние десятилетия? Сто лет назад аэропланы превратились в быстрый транспорт, и это было круто. Затем появился интернет (тоже круто), который через некоторое время превратился в инструмент, помогающий людям искать, изучать и планировать путешествия в места, о которых они иначе бы и не узнали.
Конечно, время от времени тенденции могут объединяться. Жёсткие чемоданы стали причудой, люди наслаждаются Airbnb как альтернативой отелям, документируя идеально поставленными фотографиями в Instagram, чтобы вызвать зависть друзей, сидящих в в офисах. Но помимо пересечения трендов и нескольких серьёзных перемен, которым уже много десятилетий, в нашем способе проведения отпуска не было никаких сдвигов. До сегодняшнего момента.
С помощью AR/VR вы уже погрузились в путешествия
Как и во всех остальных сферах, в которые медленно внедряются дополненная и виртуальная реальности, индустрия туризма и путешествий использует доступные технологии, чтобы перекинуть мостик между сегодняшним моментом и неизбежным бумом AR/VR, даже если не все из них легко узнаваемы.
Начнём с простого примера: Pokemon Go. Если кто вдруг не в курсе безумия, которое совсем недавно буквально захлестнуло весь мир, — это игра на основе дополненной реальности, которую продвигали как способ стимулировать людей двигаться. Суть игры: выполнять задания по ловле конкретных покемонов в конкретных местах. Чтобы выполнять все задания, вам придётся путешествовать.
Смитсоновский институт в США одним из первых внедряет дополнения для туристов. Например, в Музее естественной истории попытались внедрить AR в экспозицию, которая, вероятно, на протяжении многих лет оставалась в значительной степени неизменной.
Эта экспозиция называлась Кости, она продвигала приложение Skin and Bones. В нём достаточно было навести смартфон на скелет, чтобы увидеть, как выглядело живое существо.
Сегодня в разных областях туристической индустрии можно встретить практически все комбинации VR/AR-устройств и приложений.
Отели начали использовать 360-градусные фотографии и видео, чтобы продвигать себя на Google Images. Многие музеи используют технологии вроде Hololens, чтобы «поставить» в свои помещения большие виртуальные объекты, например, корабль или самолёт. Бюро помощи туристам используют возможность привлечь потенциальных клиентов посредством захватывающего активного опыта, обеспечиваемого AR/VR-технологиями.
И хотя сегодня эти технологии не сопровождают все этапы наших путешествий, вы наверняка сможете найти хотя бы один пример их применения на пути от планирования до непосредственного отдыха.
Я уже путешествую и наслаждаюсь этим, так кого это волнует?
Ну, вас. По сути своей, отпуск — это желание и необходимость ненадолго вырваться из повседневной жизни. Так что возможность обеспечить людям наилучший возможный опыт вполне имеет смысл и ценность.
Давайте порассуждаем: сделав что-то в ходе своего отпуска, вы погружаетесь на минутку в рефлексию, стоило ли это потраченных денег или времени? Конечно, все мы об этом задумываемся, хотя бы на мгновение, говоря себе «это было круто» или «это было ужасно». Когда ваш отпуск заканчивается, то хотите ли вы ощущать, что время было проведено не зря, давая оценку своим выборам и решениям? Конечно! Иначе, отпуск не приносил бы удовольствия.
Но вы когда-нибудь смотрели на вещи, которые придавали чему-то ценность, и спрашивали себя, почему вы это чувствовали? Почти в любой ситуации опыт складывается из мелких подробностей, и именно здесь AR/VR вступают в игру.
Помните, как вы однажды посетили кузину своего шурина, у которой было четверо детей младше 6 лет? Разве не прошло меньше 20 минут, как вы вдруг осознали, что ваше истинное призвание — быть монахом в тихом монастыре? Либо вы нашли припрятанное в шкафу пиво.
Итак, пару бокалов и почти одну смену карьеры спустя вы обнаруживаете себя в компании беззаботной молодёжи в местном зоопарке. Но львы, медведи и три вида обезьян попрятались по вольерам. И в сопровождении криков недовольной малышни — созерцание пустых заборов дело скучное — вы наконец-то нашли жующего у себя в загоне верблюда, но он в вас плюнул.
Когда приключение закончилось, вы вспоминаете этот кошмарный опыт. И это даже не вина зоопарка, но худшее, что с произошло с вами в отпуске, если оно было достаточно плохим, может испортить всё впечатление от долгожданного отдыха. А теперь давайте рискнём объединить зоопарк и дополненную реальность.
Мобильные устройства (шлемы, смартфоны, планшеты) показывают детям, как дойти от одного вольера или здания к другому с помощью отслеживания «тропинок» в виде следов животных. Пустующие стойла неожиданно наполняются животными благодаря наложению реалистичных анимированных 3D-моделей.
Будет легче вложить крупицы знаний в восприимчивые детские умы, потому что информацию можно будет подавать постепенно, а не мощным всплеском. И хотя дети были беспокойными, и даже верблюд всё же плюнул вам в лицо, но общее впечатление от поездки уже другое.
То же самое справедливо и для других мест.
Вскоре вы будете спрашивать себя, как вы вообще могли путешествовать без AR/VR
Теперь, прежде чем вы скажете, что предпочитаете проводить отпуск подальше от цивилизации, позвольте спросить: как вы выбираете, куда отправиться? Как вы узнаёте о местах, которые хотите посетить, и как вы вообще туда добираетесь?
Даже если вы проводите отпуск безо всяких гаджетов, AR/VR однажды прочно утвердится в индустрии туризма, и вы наверняка будете просматривать 360-градусные фотографии или видео, чтобы посмотреть, куда бы вам отправиться.
Возможно, об этом природном парке вам кто-то рассказал, но вы наверняка ещё и видели всплывающую рекламу во время долгой сессии с вашим VR Hulu? А когда вы туда поехали, разве нашли бы вы нужное место, если бы у вас не было беспилотного автомобиля с функцией «прозрачной кабины», то есть дополненной реальности?
Суть в том, что когда подобные технологии станут глубже интегрированы в нашу повседневную жизнь, вроде смартфонов, вы не сможете совсем их избегать. Если только вы не решите отвергнуть человеческое общество и стать отшельником, живущем в палатке неподалёку от какого-нибудь водоёма.
Все эти технологии изменят наш привычный подход к туризму. Для большинства людей туризм станет более приятным занятием.
Планирование
Вы уже определились со временем отпуска и держите на примете несколько мест, куда можно отправиться. Но как из них выбрать? С помощью виртуальной реальности.
Подключив свои очки VR, вы сможете изучить или осмотреть популярные места, словно вы побывали там сами. Прогуляетесь по улицам Парижа, проплывёте по венецианским каналам. По пять минут на каждую локацию, и вы сможете принять обоснованное решение.
Бронирование
Бронирование жилья — одна из самых пугающих вещей в путешествиях. Вооружившись одним лишь фотографиями, может быть непросто удалённо выбрать отель или курорт. Даже в случае с прекрасно снятыми и обработанными фотографиями на сайте отеля неизбежен риск их обманчивости.
Вы выбираете комнату на основе роскошных снимков прекрасной кровати у большого окна. Но когда вы приезжаете в отель, то обнаруживаете, что фотографии были сделаны с самого выгодного ракурса. А если походить по номер, то выяснится, что замок раздолбан, грязь в душе наверняка помешает вашим ежедневным омовениями, а пятно на полу явно старше вас.
Но если бы вы смогли посмотреть 360-градусные фотографии или видео, то от вас было бы сложнее скрыть недостатки номера. Конечно, вам вряд ли понравится разглядывать запятнанный ковёр во время виртуальной экскурсии, но хотя бы вас не введут в заблуждение и вы сможете поискать подходящую альтернативу.
Перелет
Прекрасные и ужасные одновременно, перелёты — ключевой элемент многих отпусков. Я много летал, и не могу сказать, что с нетерпением ждал возможности провести долгие часы в тесном кресле.
Несмотря на бесконечность списка недостатков авиаперелётов, скука — моя главная проблема. Но только представьте, что во время 22-часового перелёта в Австралию вы можете поучаствовать в парочке различных приключений. Возможно, их подарит вам свежий 3D-VR-фильм, или вы просто исследуете виртуальную копию города, в который летите. Некоторые авиакомпании уже начинают использовать эту технологию, чтобы приободрить пассажиров во время полёта, и, скорее всего, они присоединятся к революции в туризме, по мере того, как VR-очки будут всё чаще использоваться в качестве развлекательной опции вместо экранов на спинках кресел. И VR/AR — лишь одна из технологий, которая изменит наши перелёты.
Навигация
Итак, вы прилетели в незнакомый город. Скорее всего, вы не одни, сами также путешествуют:
• Тот, кто хочет гулять не думая о направлении. Этот облом, что вы положились на неё в обеденное время и оказались в той части города, где поесть не так-то просто.
• Любитель олдскульных карт. Хотя у него в смартфоне есть интерактивная и всегда актуальная карта, его потребность в использовании бумажной карты шестилетней давности завела вас в Омаху (а разве вы были не во Флориде?).
• Путешественник «я не спрашиваю дороги». С таким управиться можно только одним способом — самостоятельно спрашивая дорогу, не полагаясь на него и не слушая его.
К счастью, навигация с дополненной реальностью всё ближе к коммерческой эксплуатации. Вскоре вам не придётся думать о том, где вам перекусить, путешествуя по ночным улицам города в далёкой стране. В AR-очках вам будут услужливо показывать направление на всевозможные туристические, культурные, инфраструктурные и прочие объекты.
Достопримечательности
Будь то Пизанская башня или причудливый маленький музейчик, вы сможете получить более личный опыт, посещая интересующие вас места.
Допустим, вы прогуливаетесь по старому Парижу в направлении к Эйфелевой башне. Вместо того, чтобы вести себя как стандартный турист — сфотографировал, опять сфотографировал, обошёл вокруг, осмотрел и так далее — вы хотите получить уникальные впечатления.
Вы скачиваете приложение «Парижский путешественник» и выбираете, что вы хотите. Например, 30% истории, 40% романтики, 10% еды и 20% стандартных туристических моментов. Приложение подбирает для вас маршрут, и неожиданно вы видите Париж полностью отвечающим вашим желаниям.
Вместо того, чтобы через каждые 15 метров получать очередной исторический факт, что придётся по душе любителям истории, вы получаете удивительный факт раз в час, по мере того, маршрут ведёт вас по романтическим местам. Вы легко находите прекрасные ресторанчики и кафе, и при этом вам не нужно беспокоиться, что вы пропустите наиболее желанные достопримечательности, поскольку вы уже указали их в своих предпочтениях.
Офигенно! Я всё это вижу в виртуальной реальности. Так зачем мне платить за то, чтобы туда поехать?
Это самый распространённый вопрос, который мне задают, когда я начинаю рассказывать о том, как AR/VR повлияет на путешествия и туризм. Я вижу, что люди считают это здравым аргументом, но это не так.
Виртуальная и дополненная реальности никоим образом не будут препятствовать стремлению людей путешествовать. Вместо этого они будут делать совершенно обратное.
Вспомните, как вы впервые прокатились на виртуальных американских горках. Вы неслись по ним, был классно, а потом всё закончилось.
Спросите себя:
• Вы хотели сначала попробовать американские горки? Если нет, то, скорее всего, вам не нравятся американские горки, и нет смысла спорить о вашем решении не пойти на настоящий аттракцион.
• Когда вы были виртуальных на американских горках, вы получили то же самое, что и на настоящих? Нет. Если только вы не были в очень большой профессиональной VR-установке, то вы не ощущали ветра на лице, ваш мозг не получил от органов чувств всего спектра данных, необходимых для того, чтобы опыт был «цельным».
• Вам понравилась VR-версия, но решили ли вы после этого, что нет смысла идти на настоящие горки, если представится такая возможность? Конечно нет! Вам нравятся американские горки, и возможность попробовать их в виртуальной форме лишь подогревает ваше желание испытать это в живую.
Возвращаясь к AR и VR в туризме: виртуальная реальность — это презентация, а дополненная реальность — расширение опыта.
Конечно, будут исключения. Я, например, не выкрою себе десять лет на отпуск, чтобы посетить Марс. Так что пока космические путешествия не станут более эффективными, я с радостью заплачу за виртуальный отпуск на Красной планете.
У путешествий в виртуальной реальности есть дополнительные преимущества. Возможно, вы отчаянно хотите посмотреть на мир с вершины Эвереста, но не можете туда взойти по здоровью или иным причинам. А может быть, вы мечтаете увидеть храмы инков, но ваш бюджет не потянет такого путешествия. В подобных случаях платные виртуальные туры могут открыть мир тем, кто не имеет возможности увидеть его иначе.
Итак, пропустят ли люди туристический сезон ради удобства посещения Венеции у себя дома на диване в очках виртуальной реальности? Вряд ли. Если вы можете куда-то поехать, то эти технологии лишь укрепят ваше желание побывать там самостоятельно после «тестового визита».
Комментарии (0)