В предыдущих статьях мы проследили историю сетевого нейтралитета от зарождения до ее принятия и отмены через неполные 3 года. Сегодня рассмотрим, что изменилось после знакового решения FCC в конце 2017 года.
/ Flickr / Backbone Campaign / CC
«Гражданская война» за сетевой нейтралитет
Все шло к отмене правил сетевого нейтралитета еще с 2016 года. Новый президент представляет Республиканскую партию. Ее члены на протяжении последних лет противостояли действовавшей с 2015 года классификации услуг связи. Аджит Пай (Ajit Pai), глава FCC с января 2017 года и открытый противник идей сетевого нейтралитета, поэтому отказ от прежних правил и классификаций — это ожидаемый шаг Комиссии.
Реакцию сторонников сетевого нейтралитета также можно было предугадать.
Через неделю после голосования FCC сенатор-демократ Эд Марки (Edward Markey), еще 25 его однопартийцев и независимых лиц пообещали законодательно отменить решение Комиссии и восстановить прежние правила сетевого нейтралитета. Эд Марки объявил, что у него достаточно голосов, чтобы запустить процедуру пересмотра решения FCC. Однако, для этого группа сенаторов должна получить подпись президента, который сейчас поддерживает действия Комиссии.
Также появилась информация о том, что ассоциация крупных технологических компаний, в числе которых Google, Amazon и Twitter, поможет организациям, которые планируют предъявлять иски FCC. К решительным действиям приступила компания Mozilla — в январе разработчик обратился в суд с ходатайством по поводу решения FCC. После официальной публикации нового подхода к деятельности провайдеров свои иски в марте подали и другие ИТ-компании, в том числе Etsy, Kickstarter, Foursquare и Shutterstock. Ассоциация, в которую входят Facebook, Netflix и Uber, подала ходатайство в апелляционный суд, требуя отменить решение FCC.
В конфликт вмешался даже Burger King с роликом, объясняющим последствия сетевого нейтралитета. Посетителям фастфуда предлагали доплатить за скорость приготовления или ждать заказа неопределенное время. Так компания иллюстрировала проблему приоритетного доступа к сайтам и сервисам.
В свою очередь стороны, которые поддерживают действия FCC, — в основном провайдеры, — также подали ходатайство о вмешательстве в политику Комиссии. Они считают, что ее действия были оправданы.
Главной особенностью оппозиции FCC в этот раз стало несогласие с решением Комиссии целых штатов. Генеральные прокуроры 21 штата в январе обратились в суд, чтобы оспорить отмену сетевого нейтралитета. Монтана стала первым штатом, который оставил в силе правила сетевого нейтралитета, несмотря на решение FCC. 6 марта к ней присоединился Вашингтон.
Законодатели в Калифорнии, Нью-Йорке, Род-Айленде, Небраске, и Массачусетсе внесли аналогичные законопроекты. Это значит, что на федеральном и региональном уровнях в США начинают действовать различные подходы к регулированию телекоммуникационной отрасли. В общей сложности 35 штатов предприняли попытки по сохранению сетевого нейтралитета.
/ Flickr / Backbone Campaign / CC
Возникает вопрос, имеют ли право отдельные штаты сохранить сетевой нейтралитет. В официальном документе FCC есть положение, которое наделяет Комиссию «последним словом» в этом вопросе — она является высочайшим федеральным органом, который принимает решения относительно регулирования провайдеров в стране. Однако, юристы на стороне противников решения FCC утверждают, что ситуация неоднозначна.
В судебной практике есть пример того, как Комиссия и проигрывала, пытаясь доказать свое преимущество над законами штата, и выигрывала в аналогичных делах.
Сетевой нейтралитет по всему миру
На следующий день после декабрьского голосования британское издание Independent предположило, что «изменения в США могут стать опасным прецедентом для правительств других стран, которые, возможно, захотят последовать этому примеру». Например, в Евросоюзе действует единая законодательная база, регулирующая сетевой нейтралитет. В некоторых европейских государствах, однако, разработаны местные законы. Среди таких стран — Нидерланды, которые стали первым государством в Европе и вторым в мире после Чили, принявшим закон о сетевом нейтралитете в 2012 году.
Здесь провайдерам строго запрещается взимать плату с пользователей за приоритетный доступ к каким-либо сервисам.
Свои правила сетевого нейтралитета официально действуют в Индии с 2016 года. Они появились в ответ на запуск в стране бесплатного, ограниченного интернета от Facebook.
Телекоммуникационный регулятор посчитал это проявлением дискриминации и принял решение обеспечить равноценный доступ к интернету для всех жителей. Сейчас рекомендации регулятора считают «одной из самых прогрессивных политик в мире по обеспечению равного доступа в интернет для всех».
/ Wikimedia / Viggy prabhu / CC
В России фактически действует сетевой нейтралитет. В начале этого года провайдеры попросили разрешения ограничивать трафик отдельных ресурсов по своему усмотрению. В правительстве утверждают, что от принципов сетевого нейтралитета в рунете отказываться не собираются.
Есть ряд стран, в которых нет правил сетевого нейтралитета. Так в Гватемале у многих людей сразу две SIM-карты, потому что по одной они могут бесплатно получить доступ к WhatsApp, а по другой — к Facebook. В Марокко в 2016 году несколько интернет-провайдеров заблокировали приложения для голосовой связи, такие как Skype и WhatsApp, чтобы заставить пользователей платить больше за телефонную связь.
Что означает отмена сетевого нейтралитета?
В условиях новых правил провайдеры получат возможность продвигать предложения своих же сервисов и сервисов платящих клиентов по приоритетным каналам, занижая скорость передачи конкурирующих ресурсов.
У телекоммуникационной компании AT&T есть свой стриминговый сервис DirecTV Now, у Verizon — Go90. С отменой сетевого нейтралитета есть вероятность, что доступ к другим приложениям для абонентов этих провайдеров будет затруднен. Не исключаются также и блокировки контента, который не нарушает законодательство США, но не отвечает интересам телекоммуникационных компаний. Больше о том, как провайдеры могут приоритезировать свои сервисы, можно узнать из второй части серии статей.
Что касается FCC, Комиссия опровергает «апокалиптические» сценарии. Председатель Пай считает, что новые правила сделают деятельность интернет-провайдеров более «прозрачными» и расширят выбор потребителей. Ранее он утверждал, что интернет не нуждался в дополнительном регулировании, и принятие правил сетевого нейтралитета было «ошибкой».
Так это или нет, вопрос дискуссионный.
К проблеме сетевого нейтралитета в США на фоне отмены и участия в спорах крупных компаний приковано внимание общественности. С учетом того, что большая часть штатов предприняла шаги к сохранению отмененных правил, главная интрига — получится ли у них отстоять это право и не отменит ли суд решение FCC вскоре после его вступления в силу. История сетевого нейтралитета показывает, что принятые правила по этому вопросу достаточно быстро меняются на противоположные.
Еще несколько статей из корпоративного блога VAS Experts:
Другие части рассказа о битве за сетевой нейтралитет:
Комментариев нет:
Отправить комментарий