...

пятница, 16 марта 2018 г.

Бесконкурентная борьба: как турниры Crossover изменились за свой первый год

В прошлую субботу, 10 марта, компания Crossover провела очередной Moscow Hiring Tournament на вакансию Software Engineering Manager. Это было вполне рядовое событие в череде наших мероприятий, не выделявшееся ни темой вакансии — позиция SEM занимает средний уровень в иерархии наших специалистов, — ни форматом. Многие уже слышали про турниры за вакансии «Кроссовера» — и многие их критикуют. Причём, бьют турниры даже не по паспорту, как идею, а по морде — за само имя. Сочетание слов «вакансия» и «турнир» вызывают у людей разные, чаще тяжёлые ассоциации, а различающиеся, порой, между собой реальные форматы мероприятий под общим брендом турниров дезориентирует — и, вероятно, отпугивает какое-то число потенциальных соискателей. И мы с этой критикой согласны.

Впрочем, кое-чем 10 марта нам запомнится: на нём мы запустили «будку гласности», призвав всех его участников из числа хабраюзеров, кто пожелает по итогам высказаться, поделиться своими впечатлениями для блога «Кроссовера». И сегодня мы впервые их публикуем — без цензуры, правок и купюр.

Ab ovo


Идея турнира как нового формата отбор разработчиков родилась в глобальной креативной команде Crossover в начале прошлого года. Россия, в которой первый турнир состоялся в феврале 2017 года, вошла в четвёрку первых стран, на которой эта идея была запущена первой. Задумка была следующая:
процесс, связанный с программированием, можно сделать интереснее, привнеся в него элементы социализации, решение нетипичных задач и поставив ограничения, рамки которых, как сжимающиеся стены мусорного отсека имперского крейсера, придают действиям динамику и стимулируют фокусировку в поиске решения.

Идея была увлекательной, а название Hiring Tournament тогда казалось отлично подходящим… (а вот и нет, противоречие идеи и примера бросается в глаза: турнир подразумевает борьбу каждого за личный успех, а в мусорном отсеке команда Соло и Скайуокеров получила как раз-таки урок выживания благодаря командной работе — прим. придирчивого гика).

Тем не менее, суть нового формата: набора квалификационных тестов, упакованных в соревнование между соискателями — название турнир представляло хорошо. Сильными сторонами этой идеи были моментальная обратная связь в виде турнирной таблицы и мотивация спортивным азартом и живой конкуренцией, как альтернатива необходимости корпеть над безликими тестами.

Приходите на следующей неделе


Но цель мероприятий оставалась прежней: не просто tournaments, а hiring tournaments — то есть, не просто выброс адреналина, а отбор лучших кандидатов; и даже новый формат не отменил необходимости оценивать профессиональные скиллы участников максимально точно.

Для того, чтобы обеспечить более высокий уровень тестирования, в турниры пришлось добавить «творческие» задания, в которых подсчёт «баллов» в них не поддаётся алгоритмизации (до подключения к проверке ИИ, по крайней мере), и поэтому требующие ручной обработки. Но когда даже самые небольшие оффлайновые мероприятия собирают десятки участников, а в онлайн-турнирах одновременно набиралось и по 700 человек — невозможность уложиться с оценкой всех ответов в рамки турнирного дня практически гарантирована.

Тру стори: помимо ограниченных по чисто физическим причинам оффлайн-мероприятий, мы активно проводим и онлайн-турниры. По некоторым субботам на app.crossover.com проходит до 20 и более (!) онлайн-турниров по самым разным позициям, победители которых размещаются на внутреннем маркетплейсе с последующим трудоустройством. В одну из таких суббот к нам и случился невероятной мощи наплыв участников из Индии, разогнав численность до таких чисел, когда не грех и припомнить, кто на самом деле придумал арабские цифры — и положив наш ресурс с заданиями, разумеется. Но зато команда поддержки сайта перешла с HighLoad-практиками на «ты» — к приёму в обозримом будущем новых многомиллионных поколений разработчиков, выросших уже с планшетами под пузом мы готовы.

Отложенное объявление результатов снижает динамику события; падает мотивация юзеров выкладываться «здесь и сейчас», когда они знают, что результат будет уже на следующей неделе.

В силе остаётся только рациональное стремление набрать количество баллов, достаточное, чтобы пройти на следующий этап и оказаться на маркетплейсе «Кроссовера». Но это уже сильно далеко от идеологии турнирной мотивации — словно Хан Соло вместо перестрелки садится против Джаббы в шахматы.

NO STRESS


Даже замедленный отложенным подведением итогов до летаргической динамики турнир всё равно содержит самый важный фактор искажения результатов любой объективной оценки способностей: стресс. То самое секретное оружие, которое должно было разгонять креативность участников отбора до джедайских скоростей по изначальной задумке авторов турнира, для множества людей является не менее сильным тормозящим механизмом. Это уже фактор, влияющий на эффективность отбора в разы.

Поэтому текущий турнирный регламент «Кроссовера» очень либерален:

  • по умолчанию, на выполнение тестовых заданий отводится четыре-шесть часов (в зависимости от позиции) непрерывной работы,
  • хотя никто не запрещает всё сдать за два часа и «укатить в закат»,
  • или же можно просто продолжить работу над заданием из дома в среде всё того же app.crossover.com. Но уже в своей атмосфере.

Главное, закончить вовремя, уложившись в единый дедлайн до 11 утра воскресенья по Москве.

Потому что турнир — дело добровольное, а объективная оценка соискателя — обязательное.

Нетрудно заметить, что всё это окончательно размывает экшен-составляющую Hiring Tournaments — по крайней мере, как замкнутого не только в пространстве, но и во времени события. Но вместе с тем, это и камня на камне не оставляет от бытующих представлений о турнирах «Кроссовера» как «Королевской битвы» для разрабов.

Первые турниры Crossover были биатлоном: участник бежал наперегонки с другими, но при этом каждый должен был попасть в свою цель. Сегодняшние турниры Crossover — это прыжки в высоту, где у каждого только цель и есть: планка, которую он себе выбрал, чтобы преодолеть.

Трудности перевода


Но радостно выкинуть слово турнир из названия, переименовавшись в какие-нибудь Hiring Events, нам мешает пара обстоятельств. Например, что Crossover — это международная компания с десятком ключевых рынков, разработчиками в прямом смысле со всего — более, чем из 130 стран — мира и определёнными регламентами, включая единые сквозные названия применяемых практик. И инициированная «снизу» реформа в такой ситуации может стать вполне глобальной (в масштабах компании) проблемой.

А ещё нам правда не хочется прощаться с игровой составляющей наших турниров — было бы не слишком современно в эпоху поголовной геймификации процессов ради повышения их эффективности возвращаться к формату простого экзамена. Сейчас мы работаем над геймификацией заданий не в ущерб их показательности для оценки скиллов участников турнира, т.е. кандидатов на вакансию, объявленную его темой.

Впрочем, мы не отвергаем идею ребрендинга нашего формата — однако пока не видим подходящего, достаточно универсального определения для геймифицированного процесса отборочного тестирования, которое бы не вносило ещё большей смуты, чем нынешний «турнир».

Ну, за знакомство


Актуальный формат турнира «Кроссовера» больше всего напоминает день открытых дверей с тестами на профориентацию. Собственно турнир предваряет своеобразный митап, включающий знакомство с «Кроссовером», командой, позицией, уже работающими на ней людьми и их опытом.

Вживую вопросы «что есть SEM и с чего едят» разбирали действующие Software Engineering Managers Павел Горбель и Алексей Золотарев, а Святослав SlavaKulakov Кулаков подключился по «Скайпу», чтобы с высоты экрана в двух метрах от уровня пола позиции VP of Engineering рассказать о внутренней кухне трудоустройства в Crossover в целом — и, конечно же, отработать обязательную программу по вопросам к своему биографическому посту.

Итоги самого турнира уже давно подведены: из 22 претендентов на позиции SEM до «маркетплейса», т.е. внутренней витрины кандидатов, рекомендуемых Crossover, по результатам 10 марта добралось двое участников, и ещё один — в процессе рассмотрения.

А теперь, наконец, подоспели и обещанные хабраотзывы выживших участников турнира. Первый из них, по просьбе самого юзера, мы выкладываем инкогнито, чтобы не создавать ему проблем на нынешнем месте работы. Он обещал отвечать в комментариях с аккаунта NotSmartEnough:

Привет, Habr.

Если ты читаешь это, значит Crossover, и правда, опубликовали отзыв живого участника Moscow Hiring Tournament. ;)

Я посетил мероприятие скорее ради интереса, чем из практической необходимости в поиске работы. Изначально, наткнувшись на рекламный пост в VK, был настроен скептически — уж больно красиво (и подозрительно) всё звучит. Но, чем больше узнаю о компании, тем более привлекательной выглядит их идеология и возможность поучаствовать в их развитии. Рекомендую всем посмотреть ролик их CEO — порядком проясняет ситуацию.

Что понравилось в самом мероприятии:
— Отличная организация. Выбрали приличное место, печеньки и кофе были вкусными. Удобство для участников обеспечили максимальное: простая и понятная регистрация, (более-менее) нормальный Wi-Fi, места и розеток всем хватило с запасом, возможность заполнять анкеты как сидя за столом, так и в удобных креслах в холле.
— За собственные тайминги вступительной части выбивались существенно, но дискомфорта это не вызывало — не мусолили скучные презентации, а отвечали на конкретные вопросы, интересовавшие участников. (Владимиру отдельное спасибо за умелое и деликатное управление дискуссией.)
— Собравшаяся публика была довольно разношёрстной, но при этом приятной в общении. Всем, с кем мне пришлось взаимодействовать, были более чем адекватны.
— За обедом дали возможность пообщаться с живыми сотрудниками компании (без надзора). Парни высказывали честно и плюсы, и минусы. Вокруг активно кучковались участники мероприятия. Я узнал довольно много о том, как всё реально устроено. Супер-полезная практика. Все компании, которым нечего стесняться, должны устраивать такие сессии общения для потенциальных кандидатов!

Что не понравилось:
— Заявленная в приглашении продолжительность мероприятия (~5 часов) — это миф. Суммарно, на мероприятии плюс вечером из дома, на осмысленное заполнение всего необходимого я потратил больше 9 часов. Да, можно уехать домой, и продолжать уже оттуда. Но если заранее озвучить реальный объем работ, можно адекватнее спланировать свой день. Хоть, это и отпугнуло бы часть кандидатов.
— Содержание вопросов подразумевает наличие экспертизы в code review, чего не сказано ни в описании вакансии, ни в приглашении, и что категорически у меня в голове не стыкуется с ролью «manager». При этом сами сотрудники компании говорят, что эту практику некоторое время назад упразднили, manager занимается управлением ресурсами, а не качеством кода. Надеюсь, в отделе подбора скоро очнутся устранят этот разрыв.
— Сам сайт, на котором происходит тестирование, явно требует реконструкции. По крайней мере, некоторые его части. Удобство перехода между стадиями оставляет желать лучшего, а дизайн секции технических вопросов выглядит нарисованным лет 10 назад. Контора по разработке с 3000+ сотрудников точно может лучше!

Вообще, от меня респект Crossover за такой ивент. Многообразие мероприятий для разработчиков всегда вызывало у меня зависть. Это, конечно, был ни ризу не Tournament, но сама возможность оценить свои менеджерские скиллы порадовала чрезвычайно. Посмотрим, что о моих скиллах думает компетентная комиссия. :D

Всё написанное выше — субъективно. Подробный отзыв про мероприятие пишу впервые, поэтому прошу сильно не ругать. Мой ник попросил скрыть из соображений конфиденциальности, поэтому на дополнительные вопросы не отвечу — только почитаю их в комментариях.


Отзыв пользователя ansaril3:
Участвовал в очном турнире Crossover на позицию Software Engineering Manager по специализации Java. Были задания на знание английского, гибких методологий agile и Java, пришлось даже немного попрограммировать. Будьте готовы к тому, что вопросов много и их решение утомляет (в какой-то степени схоже с медицинским экзаменом USMLE), но сама схема тестового отсева, на мой взгляд, вполне логична.

Третий и пока последний полученный нами отзыв от EmilMusayev:
Когда впервые услышал о турнаменте все казалось слишком сложным и непонятным, однако решил прийти и попробовать. Реальность превзошла все ожидания!

Встретили приятные люди, и в потрясающей атмосфере дружелюбности и удобство рассказали о Crossover. Презентация и общение с сотрудниками Crossover произвели на меня исключительно приятное впечатление. Формат и условия работы для людей предпочитающих мобильность просто великолепные.

Хочу особенно отметить безупречную организацию, открытость турнамента. Чувствовал себя как дома, уходить не хотелось.

Эмиль Мусаев, Project Manager, BP


Спасибо вам большое за обратную связь!

Большие и долгие проекты как турниры «Кроссовера» — живой организм, который находится в постоянной изменчивости. Мы всё время работаем над его развитием — качеством площадки и инфраструктуры, проработкой задач, привлечением участников. И следим за тем, что получается: в том числе, когда выходит так, что увеличивая сегмент знакомства с проектом, обменом опыта с командой и просто количеством перерывов на перекус, мы выходим за рамки тайминга. В следующий раз мы учтём и это :-) Никакие отзывы не пропадают впустую. Пока мы решаем главную задачу — находим людям работу, а компаниям — кадры, то это всё стоит того.

И уже 7 апреля мы увидим, чему научились за этот раз.

P.S. Если у кого-то из хабраюзеров остались впечатления и с более ранних мероприятий «Кроссовера», то присылайте их нам на habrahabr@crossover.com — мы их обязательно прочитаем так же и уже выборочно опубликуем.

Let's block ads! (Why?)

Комментариев нет:

Отправить комментарий