Когда в прошлом году свое IPO провела компания Snap (управляет проектом Snapchat), ей удалось продать 200 млн акций, ни одна из которых не давала владельцам права голоса и возможности влиять на бизнес. В ходе недавнего выхода на биржу стриминговый сервис Spotify не привлек средств. В 2016 году, инвесторы, желающие вложиться в Uber, могли сделать это через специально созданный банком Morgan Stanley фонд New Riders LP — при этом они не получали никакой информации о выручке Uber, издержках компании. Они не могли понять, жизнеспособна ли бизнес-модель компании.
Это лишь несколько недавних примеров нового тренда: для успешных технологических компаний привычные правила Уолл-стрит не действуют. О том, что это может значить для бизнеса и глобального финансового рынка, рассказывает обозреватель Wired Феликс Салмон. Мы представляем вашему вниманию основные тезисы этого материала.
Закат IPO
При недавнем размещении акций Spotify на Нью-Йоркской бирже, CEO компании даже не прилетел ради проведения официальной церемонии (как это часто делало руководство крупных компаний ранее), оставшись на родине в Швеции. Более того, он опубликовал статью в блоге, в котором заявил о том, что ничего особенно примечательного не случилось и это «лишь еще один день в нашем путешествии».
Технологическим компаниям удалось сделать то, чего не удавалось представителям других индустрий — они смогли снизить влиятельность банкиров. Раньше финансисты всегда стремились как можно глубже проникнуть в любую перспективную отрасль, но в сфере технологий им не удается этого сделать. Начиная с середины двухтысячных годов, когда Google проводила свое IPO с применением новой техники голландского аукциона, Кремниевая Долина все реже пользовалась сервисами, которые традиционно предлагают инвестиционные банки.
К примеру, в ходе IPO банки обычно занимались созданием книги заявок (book building), определяющей спрос на акции — и это позволяло им помогать выкупать значительные объемы будущего размещения нужными клиентами. В то же время, когда цена акций заранее определяется в ходе открытого голландского аукциона, у банкиров остается куда меньше власти, и заработать на комиссиях им удастся куда меньше.
Аналогично и Spotify провела свое революционное прямое размещение акций, которое не подразумевает продажу акций самой компанией — и комиссию банков с Уолл-стрит в 7% в таком случае тоже не нужно.
Экономия на сборах при проведении IPO — лишь верхушка айсберга новой финансовой реальности. Гораздо важнее то, что сегодня компании, развивающиеся с привлечением венчурного капитала, вообще стремятся избежать выхода на биржу. Они «поднимают» деньги, постоянно продавая акции. Просто для этого им не обязательно использовать открытый рынок, а значит не нужно и сотрудничать с банками, которые являются единственной точкой входа на эти рынки. Только за первые три месяца 2018 года венчурные капиталисты вложили $28,2 млрд в акции частных компаний. За тот же период с помощью IPO компании привлекли лишь $17 млрд.
Кредиты тоже можно брать по-новому
Ситуация на долговом рынке весьма похожа. Привлечь заемный капитал без взаимодействий с банками невозможно: если компания хочет выпустить бонды, ей понадобится помощь банка, а если она хочет взять кредит, то выдает его тот же самый банк. При этом недавно Uber смогла занять $1,25 млрд у синдиката не-банковских фондов (Apollo, Bain, Blackrock и т.п.), избежав взаимодействий с Уолл-стрит. Банкиры привыкли очень внимательно оценивать риски, а компания постоянно генерирует убыток, а регулирующие органы не очень любят, когда банки дают деньги заемщикам, которые непонятно как их будут возвращать. Но теперь опыт Uber показывает, что подобные сделки можно проводить с помощью компаний, которые не подвержены столь жесткому прессу регулирования, но могут дать то же, что и банк, еще и без сопутствующих миллионных комиссий и сборов.
Но зачем тогда вообще выпускать акции? В ходе IPO Google компания привлекла $1,67 млрд, и чтобы получить эти деньги ей пришлось выпустить 19,6 млн акций по $85 каждая. Сегодня есть и другие способы привлечения сходных сумм. Пример — ICO мессенджера Telegram, который в ходе нескольких закрытых раундов продал отобранным инвесторам токенов на $1,7 млрд. При этом доли основателей проекта никаким образом не уменьшились, поскольку акций никто не продавал. Это еще один серьезный удар по Уолл-стрит.
В современной экономике нет никаких причин сохранять доминирование банков на текущем уровне. Сегодня сфера финансов занимает слишком важное место — по некоторым данным, один доллар из семи, потраченных в мире, в конечном итоге оказывается в карманах банкиров с Уолл-стрит. Не слишком ли много для сектора, который по словам бывшего банкира и эксперта по финансовому регулированию Адаира Тернера «социально бесполезен»? Неудивительно, что технологические компании смогли разработать схему, при которой ситуация меняется, и ресурсы достаются им самим и их инвесторам.
Перспективы
Удивительно как раз то, что больше никто не стремится реализовать эту схему. Это серьезнейшая инновация, которая пока не вышла за пределы технологического сектора. Почему больше никто не проводит IPO по методу голландского аукциона, как сделала Google? Почему ничего не слышно о том, чтобы какая-то не-технологическая компания рассматривала вариант выхода на биржу «в стиле Spotify», привлечении займов «по методу Uber» или ICO «как у Telegram»? Ответ лежит в сложившемся балансе сил: за многие годы своей работы крупные компании стали слишком зависимы от банков и множества предлагаемых ими сервисов — а в не-технической сфере, чтобы бизнес серьезно вырос, чаще всего нужны годы, если не десятилетия. Напротив, технологические компании молоды и не живут в парадигме, при которой банки — единственный инструмент работы на финансовом рынке, поэтому они и не бояться действовать в обход.
И это именно тот подход, который важно как следует изучить компаниям и из других сфер экономики. Лишить Уолл-стрит роли мирового посредника между бизнесом и деньгами вполне возможно, нет причин, препятствующих более широкому распространению тренда, заданного Кремниевой Долиной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий