...

пятница, 1 июня 2018 г.

Почта России начнет использовать роботов-сортировщиков. Как это будет работать

Инженеры промышленного коворкинга Донского государственного технического университета (ДГТУ) будут создавать для ростовского филиала «Почты России» роботов-сортировщиков. На днях состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между университетом и госмонополией. Проект автоматизированного сортировочного комплекса получит финансирование и поможет повысить эффективность распределения посылок. Название у группы машин выбрано соответствующее – «Ботольон».

С помощью роботов «Почта России» намерена автоматизировать работу магистрального сортировочного центра, через который проходят посылки из Ростовской, Волгоградской, Астраханской, Тамбовской, Курской, Липецкой, Белгородской и Воронежской областей, а также из Краснодарского края и Республики Адыгея. На этом участке, отобранном для запуска пилотного проекта, обрабатывается порядка 5 тысяч посылок в сутки. Сейчас всё это делается вручную, единственная помощь – конвейеры и погрузчики. Но скоро часть работы может быть переложена на спины умных машин.



Один из новых центров Почты России. На этом центре работает 1200 людей-сортировщиков

Успех проекта должен помочь увеличить скорость работы центра и снизить затраты. Роботов разрабатывает команда Garaж. Для реализации проекта они проанализировали опыт Amazon и Puma. Согласно текущей идее, машины «Почты России» будут иметь датчики на корпусе, за счет которых они определят, когда на них кладут груз. Дальше они автоматически его взвесят, проверят трек-номер и отправятся к нужному контейнеру, закрепленному за регионом, чтобы положить туда посылку. Те же датчики веса позволят устройствам оперативно реагировать на потерю посылки, подавая сигнал. А когда заряд батареи будет подходить к концу, робот самостоятельно направится к зарядной станции.

По замыслу создателей, одновременно будут функционировать 6 из 10 роботов, пока остальные заряжаются. За смену один робот сможет обработать около 5 тысяч посылок массой до 20 кг каждая.

Для того, чтобы машины не врезались друг в друга, информация об их передвижении будет передаваться на сервер, где самообучающаяся нейросеть будет выбирать для них оптимальный маршрут. В ДГТУ говорят:


Роботизированная система позволит свести участие человека в процессе сортировки к минимуму. Нужно только правильным образом располагать посылки на платформы и следить за исправностью роботов.

В отличие от конвейерных систем использование роботов менее энергозатратно, легко масштабируется и перебазируется в другие помещения.


Работа началась в апреле этого года, и ожидается, что первый прототип «Ботольона» в Garaже представят до конца сентября. Решение об экономической эффективности проекта и необходимом количестве роботов будет принято по итогам пилотных испытаний. Будем надеяться, что у «Почты России» не будет повторения истории с дроном доставки за 1,2 млн рублей, который разбился в своем первом полете.

Откуда ноги растут

По сути в ДГТУ, планируют перенять разработки западных (или даже, скорее, восточных) коллег. Подобные системы давно используют Aliexpress и Amazon. Они позволяют им экономить сотни миллионов долларов, обрабатывая посылки в разы быстрее людей, и почти не допуская ошибок.

Например, в июле 2017-го похожая система запустилась на складе в Хуэйянге, в южной провинции Гуандун в Китае. Шестьдесят роботов, подключенных к Wi-Fi, там отвечают за складирование и перевозку сотен тысяч товаров, размещенных на 3 000 квадратных метров. Они подвозят вещи к людям, а те стоят на месте и просто запаковывают и направляют посылки. Складом владеет T-mall, принадлежащий Alibaba. Они говорят, что за счет роботов производительность на этом складе повысилась в три раза.



Роботы Alibaba (T-mall)

Чтобы устройства не сталкивались друг с другом, в каждом по бокам стоят лазеры, определяющие дистанцию до ближайшего объекта. Каждый робот может двигаться со скоростью 1,5 м/c, перемещая до 600 кг веса. От одной зарядки такая «румба» беспрерывно работает до 8 часов. Обычно китайцу на складе приходилось за 7,5 часов сделать 28 тысяч шагов, чтобы найти и отправить 1500 продуктов. С помощью новых роботов, тот же сотрудник за это же время может распределить 3000 товаров, и сделать всего 2563 шага.


Количество интернет-покупок в Китае выросло в четыре раза с 2012-го по 2017-й. Сейчас в стране работает более 8000 фирм быстрой доставки, доставляя 32 миллиарда (!) посылок за год – по 23 посылки на человека. Чтобы выделиться среди конкурентов в этом бизнесе, надо быть точнее и быстрее остальных. Поэтому некоторые центры доставки тоже решили пустить к работе роботов. Опыт одного из них, из Шеньтонга, для «Почты России» будет особо полезен. По сути, это именно то, что хотят создать в ДГТУ.

На складе площадью 1,3 квадратных километра трудится целая армия желтых роботов – сортируя до 200 000 посылок в день. Они определяют место назначения посылки через сканирование трек-кода, и ошибаются в разы реже людей-сортировщиков. Люди пока что нужны для снятия вещей с конвейера и аккуратной установки их на «крыше» робота, но и здесь их заменить тоже не будет проблемой.

Круче всего выглядит «пол», по которому перемещаются дроиды. Металлическая магистраль с отверстиями по сторонам. За каждым из этих отверстий закреплен определенный адрес, куда направляется грузовик доставки. Для человека нет никаких обозначений, сотрудник склада будет без понятия, куда нужно положить ту или иную посылку. Зато робот отлично знает, для какой ячейки предназначена посылка у него на спине, и понимает, как туда быстрее всего добраться. Компания, управляющая складом, говорит, что сортировка с помощью роботов дает экономию порядка 70%, даже с учетом затрат на электроэнергию.

Ну а самая продвинутая в мире подобная система работает у Amazon. Развивать её американская компания начала еще в 2009 году. Тогда Джефф Безос написал письмо акционерам компании, объявив войну «Muda». Это японский термин, означающий «потери» или «отходы». Для Amazon это означало, что компания должна работать максимально эффективно.


Чтобы ускорить развитие своих роботов, в 2012 году Amazon купила их производителя, Kiva Systems, за $775 млн. Сейчас эта компания переименована в отдел Amazon Robotics. В 2010-м на складах американского ритейл-гиганта трудились несколько сотен тестовых машин. В 2016-м – уже 40 тысяч. Сейчас, в июне 2018-го, их больше 80 тысяч. По дизайну и функциональности они почти идентичны тем, которые используются у Alibaba (кто у кого скопировал – понятно по дате имплементации). Они подъезжают под передвижные полки, и подвозят их к сотрудникам, когда тем становится нужен товар в одной из ячеек.

Роботов, способных перемещать тяжеленные полки или отдельные посылки, у фирмы достаточно. А вот точных устройств, которые могут заменить человеческие руки и глаза при выборе индивидуальных товаров, пока нет. Поэтому каждый год в июле Amazon проводит в Японии конкурс среди университетов. Она дает $250 тысяч той команде, которая предложит самого эффективного робота для их складов. Такой робот должен уметь выбирать отдельные товары, и помещать их в корзину (как игровые автоматы «Хватайка» где-нибудь в парке, только на порядок быстрее и точнее). Победитель определяется по тому, как много вещей он успешно отобрал и сложил. Объекты, которые им нужно выбирать, японским командам даются только за 30 минут до начала соревнования. Но пока что эти роботы не так точны и универсальны, как фирме хотелось бы, и до их установки на складах, как говорит Amazon, вероятно, еще много лет.

Темпы роботизации производств ускоряются во всем мире. По данным Международной федерации робототехники, средний показатель плотности роботов в мире вырос с 66 штук на 10 тысяч работающих людей в 2015 году – до 74 в 2017-м. На первом месте Южная Корея (с 631 роботов на 10 тысяч рабочих), на втором – Сингапур (488), на третьем – Германия (309). В десятку лидеров входят также Япония, Швеция, Дания, США, Италия, Бельгия и Тайвань. В России на 10 тысяч работающих человек приходится только три робота. Возможно, «Ботольон» со временем это изменит?

Let's block ads! (Why?)

Комментариев нет:

Отправить комментарий