Оказывается, что, когда ИТ-подразделение наших заказчиков оценивает затраты на владение собственной инфраструктурой, большая часть из них забывает посчитать, например, электричество. Потому что лицензии и железо оплачивает ИТ-отдел, а тепло-холод-питание — вообще завхоз.
Совокупная стоимость владения физическим оборудованием — вещь сложная, особенно если вспомнить про меняющуюся стоимость денег, покупки в кредит и другие параметры. Давайте я покажу, по какой методике мы считаем и в каких случаях физическое железо лучше.
Итак, обычно нужно сравнить переезд в облако и новую стойку либо в момент плановой замены устаревшего оборудования, либо в момент создания новой инфраструктуры — например, под новый проект.
Поехали считать.
Клиент — крупный агрохолдинг. Вариант 1 — собственное ИТ-решение:
- Программно-аппаратная инфраструктура на оборудовании Hewlett Packard:
1. 5 серверов HP 460c blade;
2. СХД общим объёмом 17 280 Гб;
3. Коммутатор — 2 шт.;
4. ПО для работоспособности оборудования НР и виртуализация VMware. - Клиент имеет скидку у вендора Hewlett Packard 25%.
- Клиент имеет собственную серверную для размещения оборудования.
Вариант 2 — облачная услуга:
- Виртуализация VMware: vCPU — 325; RAM — 1 526 Гб, HDD — 12 250 Гб.
Теперь давайте посмотрим на числа, а потом обсудим, где и какие есть подводные камни. Если коротко, ИТ-специалистам надо финансово образовываться. В России почти всегда ИТ-директор подчиняется финансовому. Точнее, вроде как они на равных в структуре компании, но курирует CIO частенько CFO. И у них могут возникать непонимания и разногласия. В итоге все кейсы айтишников проверяет финансист. Почему финансисты странные и часто дают нелогичные на первый взгляд замечания — это всегда вопрос точного просчёта.
Начнём с итогов этих двух моделей:
Теперь давайте посмотрим на цены железа:
ПО:
Стоимость эксплуатации:
Затраты на продление технической поддержки ПО:
Получается вот что: сравнение проводили за пятилетний период.
Для оценки обоих вариантов между собой пользуемся показателем: Чистый Дисконтированный Денежный Отток (ЧДДО).
Почему именно он?
Потому что его можно напрямую сравнивать с KPI из управленческого отчёта о движении денежных средств. Это позволяет оценить степень его влияния на KPI бизнеса.
И избавляет нас от необходимости запрашивать финансовые данные у клиентов по каждому проекту.
Преимущество виртуализации в виде постепенного увеличения арендуемых ресурсов объясняется тем, что они наращиваются по мере необходимости. В данном кейсе запланирован запуск виртуальных мощностей с 40% в первый год до выхода на полную мощность к концу третьего года. Данный подход позволяет постоянно гибко подходить к планированию расходов, чем обеспечивается максимальная утилизация вычислительных ресурсов. В то время как закупка оборудования обычно происходит в объёме, покрывающем не столько текущие потребности (на месяц-два вперёд), сколько на год-два вперёд. Также заказываемый объём увеличивается для покрытия пиковых нагрузок. В том числе увеличение объёма закупки позволяет получить определённые скидки у поставщиков.
Рассчитывается ЧДДО следующим образом.
Размер чистого денежного оттока (ЧДО) включает в себя операционные расходы (OPEX), остаточную стоимость капиталовложений на конец года, налоговые платежи.
Далее нам надо понять, какова стоимость ЧДО по всему проекту за 5 лет на сегодня, т. е. выразить её «сегодняшней» суммой. Так как будущие деньги всегда стоят дешевле сегодняшних, то для корректировки их стоимости мы применяем дисконтирование ЧДО, в результате чего получаем Чистый Дисконтированный Денежный Отток по проекту в целом за 5 лет.
В нашем примере ЧДДО был рассчитан как для варианта In-House, так и для CLOUD, а разница составила 38,5 млн рублей в пользу облачного решения.
Вы можете справедливо заметить, что купленное оборудование может через 5 лет стоять и работать. Хотя стоит помнить, что через 3 года оно будет амортизировано полностью, техническая поддержка станет дороже.
Также самые практичные из вас подумают о том, что купленное оборудование является активом и его можно будет продать, чем и покрыть совершённые в начале проекта капиталовложения. И здесь важно понимать, что продажа получается не только с очень большим дисконтом (более 50%), но ещё и растягивается на годы.
Ещё несколько важных вещей:
- При проектировании и закупке собственного железа должен быть резерв на кластеры высокой доступности. На это нужно больше оборудования. Нагрузка на систему обычно рассчитывается из прогноза в 1,5–2 года, затем утилизация постепенно растёт. А покупать стараются сразу, потому что есть объёмная скидка. Ещё дополнительное железо берётся на сезонность, то есть под пиковое потребление.
В облаке же можно гибко варьировать мощность и резервирование уже есть — ВМ умеют переезжать при отказах конкретных хостов. С другой стороны, если у вас заложен геораспределённый кластер под критичные процессы, понадобится и второе облако тоже. При использовании облака есть возможность гибко масштабировать ресурсы на время увеличения сезонной нагрузки либо потреблять по модели Pay-as-you-go. Можно создавать машины, управлять ими, потом их удалять, когда необходимость отпадает. У нас это постоплата, квантование по часам — но условия могут отличаться. Можно пользоваться услугой по другой модели тарификации и получать фиксированный пул ресурсов с фиксированной ежемесячной оплатой. Удобно для планирования затрат на будущие периоды.
- Серверная — это либо расширение офиса, либо аренда стойки в дата-центре (площадки у провайдера). Соответственно, это тоже расходы.
- Редко правильно считается эксплуатация, конкретно фонд оплаты труда (зарплаты). Руководитель может решить, что он нагрузит своих уже имеющихся сотрудников — и не придётся увеличивать ФОТ. Не учитывается обучение работе с новым железом и ПО и дополнительные специалисты. А каждый новый человек имеет коэффициент примерно от двух до трёх (в западных компаниях — до пяти) от своей зарплаты. Это налоги, отчисления в фонды, ДМС, сотовая связь, затраты на рабочее место (канцтовары, компьютер), место в офисе (кусок аренды площади), кусок зарплаты обслуживающего персонала типа офис-менеджера, уборщицы и внутреннего ИТ.
- Охлаждение, пожарная безопасность — это не касается ИТ напрямую, но составляет свою статью затрат, это понимает финансовый директор. Цена электропитания сильно зависит от потребителя. В офис киловатт приходит в среднем дороже, чем на завод или в дата-центр.
- Амортизируются не только сервера и СХД, но и сетевые компоненты. У обычного сервера срок амортизации составляет 3 года, у коммутатора — 5 лет. После этого оборудование надо менять, за этот период возрастает количество сбоев, увеличивается потребность в ремонте. Оборудование не только вырабатывает свой ресурс, но и просто морально устаревает. Мы у себя гарантированно меняем всё сетевое железо раз в 5 лет, дублируем по схеме 2N, а в серверном парке всегда имеем резерв 30% на пики.
- В приведённом расчёте заказчик выбрал сравнение с серверами HP, поскольку у него был опыт их эксплуатации. Понятно, что можно выбрать куда более дешёвый китайский ноунейм, но тогда это приведёт к меньшей функциональности оборудования, мучениям при его установке и эксплуатации, а зачастую ещё и к отсутствию нормальной техдокументации. Можно взять железо вообще без поддержки или поддержку с ослабленным SLA, но это тоже риски простоя и потерь. Ещё можно не заложить лицензии, это старая российская традиция.
- В облаке можно арендовать лицензии Microsoft (или программные услуги) и не закупать лицензии на годы вперёд, а оплачивать по фактическому использованию ежемесячно. А можно перенести некоторые свои собственные лицензии Microsoft и не нести дополнительных затрат, если провайдер имеет подписанное соглашение Mobility license.
- Стоимость денег — оборудование можно взять в кредит, в лизинг или по программе HP для крупных закупок с меняющимся количеством оборудования от года к году. Заказчику условия программы HP были менее выгодны, чем другие инструменты. Оплата железа ведётся в долларах или евро, что накладывает дополнительные риски. Поэтому при оценке нужна отдельная встреча с финансистом: все денежные потоки в расчётах дисконтируются для учёта временной стоимости денег. Если вы останавливаетесь на железе, нужен договор с вендором о фиксации курса доллара либо хеджирование рисков. Нужно учитывать инфляцию. Ещё бывает инхаус-кредит — это когда одна компания в группе компаний даёт денег другой. Если условия божеские, это может оказаться очень выгодным вариантом в пользу железа с OPEX-моделью затрат.
- Старое оборудование можно продать, но в связи с тем, что продажа ИТ-оборудования обычно не является основной деятельностью предприятия, а также из-за обычно низкого спроса на устаревшее и отслужившее оборудование, возможных ограничений по оплате только безналичным способом и прочих неудобств, продать технику удаётся с очень большим дисконтом, далеко не всё и процесс растягивается на месяцы, а то и годы.
Когда железо выгоднее?
Когда вы сразу утилизируете его не менее чем на 80%, когда у вас есть дешёвый кредит внутри группы компаний и когда у вас уже есть неиспользуемая инфраструктура, которую нужно утилизировать, — например, простаивает сеть, контроллер СХД потянет с запасом все необходимые объёмы хранения, а собственный ИТ-персонал пьёт чай и курит по 8–10 раз в день.
Если вам нужен такой расчёт по вашей конфигурации, мы можем сделать. Бесплатно, но со злым умыслом, конечно: после таких сравнений к нам в облако нередко приходят новые клиенты. Иногда не сразу, а через полгода. Разумеется, все любые непонятные сейчас термины и расчёты мы сможем вам объяснить, а также показать, как они могут влиять на итоговые результаты. Если нужно, пишите на ESinegubkina@technoserv.com.
Комментариев нет:
Отправить комментарий