Меня зовут Денис, мне 27 лет и я работаю Agile Coach в компании N26 (Берлин, Германия) — самом быстрорастущем мобильном банке в Европе.
Прежде чем переехать в Берлин в апреле 2018 года, я провел 9 месяцев в поисках подходящего места работы в Европе. За это время я успел:
— пройти порядка 20 интервью;
— дойти до финального этапа с 7 компаниями*;
— получить 3 оффера.
Для этого мне пришлось совершить порядка 18 перелетов и посетить 3 страны (Германия, Нидерланды, Австрия).
Рассказать о своём опыте меня сподвигло несколько факторов:
1) Высокий интерес к подобным материалам в IT-сообществе при практически полном отсутствии историй “тракторизма” от специалистов в области Agile на просторах сети;
2) Стремление поделиться с сообществом полученными инсайдами о том, как же выглядит «тот самый» Agile в Европе;
3) Желание зафиксировать все пережитое для себя лично, пока краски не потускнели и воспоминания еще живы.
* В данной статье Вы не встретите прямого указания на компании, с которыми я успел пообщаться, но общее описание контекста я постараюсь все же давать.
Пролог
Желание выбраться за пределы горячо любимой Родины терзало меня довольно продолжительное время. Активный поиск вакансий и прохождение собеседований я начал летом 2016 года, когда совокупность личных, экономических и других факторов, а также желание активно развиваться в выбранном направлении, подтолкнули меня сделать первый шаг.
На тот момент мой опыт знакомства с Agile составлял порядка двух лет и я успел предпринять несколько попыток его применения на практике с разной степенью успешности. Это вылилось в опыт работы с 2 Scrum командами в качестве Scrum Master, запуска Agile-трансформации в организации, а также несколько попыток выстроить Kanban на паре других проектов. К моему большому счастью, суть проектов, находившихся в разработке в компании, где я трудился на тот момент, позволяла и даже вынуждала реально формировать кросс-функциональные команды, в которых полноправно участвовали как Back-End, Front-End и Mobile dev специалисты, так и QA инженеры и дизайнеры.
Первым направлением поисков работы была выбрана Польша, Чехия, Германия и Прибалтика. В итоге же я оказался на Кипре, где удачно и с большим удовольствием трудился по своему направлению в течение 18 месяцев. Условия работы и коллектив устраивали меня полностью, но сама жизнь на Кипре — нет. Я не буду вдаваться в детали, так как все это вопрос субъективного восприятия, но меня тянуло пожить в более развитой стране. Дополнительным фактором было желание работать в полностью англоговорящем коллективе (своеобразный челлендж) и иметь возможность развиваться, принимая участие в жизни местного Agile-коммьюнити, признаков которого на Кипре я не обнаружил.
Май 2017 *
Поворотным моментом стала длительная поездка на конференцию XP Cologne 2017 — после недели проведенной в Кёльне в середине мая, желание продолжать жить на Кипре отбило начисто. Вдобавок и сама конференция привела к мысли, что уровень моего владения вопросом и понимания многих вещей вполне удовлетворяет европейскому рынку труда. Проблемы языкового барьера для меня также не стояло, так как мое судьбоносное знакомство с английским языком началось еще в пятилетнем возрасте.
* Чтобы ориентироваться в моей истории было проще, я буду указывать временные ориентиры на протяжении всей истории
Акт первый: «Начало поисков и первые успехи первый урок»
Июнь 2017.
Первым шагом по возвращении на остров стало обновление и существенная переработка резюме. Сразу скажу что первая попытка адаптировать его под активно продвигаемый во многих Telegram-каналах и блогах “немецкий формат” (Lebenslauf + Bewerbungsanschreiben + Empfehlungen) не принесло абсолютно никакого результата и доля назначенных собеседований относительно общего числа оставленных откликов была крайне невысокой. Причина была банальна — IT рынок Германии состоит как минимум на 60% из экспатов и большинство HR-ов, будучи иностранцами, банально не имели желания разбираться с моей писаниной на немецком. В итоге я оптимизировал свой профиль на LinkedIn и стал использовать его PDF-версию в качестве CV.
Тем не менее, в течение июня мне удалось пообщаться с парой компаний, одна из которых даже пригласила меня на финальное собеседование в свой берлинский офис в начале июля.
Июль 2017
Классический процесс рекрутинга почти во всех компаниях, с которыми я имел удовольствие общаться, состоял из 3 этапов:
- 30-минутное интервью с рекрутером или другим представителем HR департамента;
- 60- или 90-минутное интервью с будущими коллегами в расширенном составе (действующий Agile Coach; Product Owner или другой менеджер со стороны бизнеса; разработчик или Team Lead)
- On-site интервью, продолжительностью от 3 до 6 часов и включающее в себя встречи с разными сотрудниками компании и выполнение различных заданий, в частности проведение Ретроспективы у одной из существующих команд. (так было в 3 случаях из 7) Заканчивался процесс короткой беседой с рекрутером, где у меня спрашивали впечатление о проведенном дне и информировали о сроках предоставления решения.
Как и в случае с большинством разработчиков, чьи статьи Вы наверняка уже читали, все расходы по организации посещения офиса брала на себя компания (перелеты, отель, завтрак в отеле). Отдельную прелесть подобных собеседований была в том, что прямые рейсы в Берлин с Кипра являются большой редкостью и я не раз оказывался в ситуации, когда время проведенное в дороге могло доходить до 10-12 часов с учетом пересадок. Все это ради 1-1,5 дней в пункте назначения, из которых 3-6 часов ты проводишь на собеседовании.
Так было и в тот раз — вылетев с Кипра в районе 12 часов дня, я приземлился в берлинском аэропорте Тегель лишь в районе 9 часов вечера и не имел ни сил, ни желания проводить осмотр достопримечательностей.
Как Вы уже должно быть поняли, первое собеседование я провалил. Продолжалось оно порядка 5 часов, по итогам которых я чувствовал себя вымотанным, а до обратного рейса оставалось всего 4 часа. При этом, общее впечатление от собеседования было крайне позитивным и я уже предвкушал надвигающийся переезд в столицу ФРГ. Дополнительным фактором была сама компания — один из лидеров на международном рынке навигации и геолокации, активно применяющий такие интересные для меня технологии, как Machine Learning, и, к тому же, имеющий ряд внутренних стартапов в области autonomous driving, wearables и IoT. “Будущие коллеги” были крайне доброжелательны и открыты, в целом, выражали оптимизм и внушали уверенность в светлое будущее.
В начале своей статьи я пообещал также делиться инсайдами о состоянии Agile в Европе. Большинство команд в берлинском офисе данной компании не были кросс-функциональными, т.к. офис отвечал исключительно за навигационную составляющую продукта. Средний размер команды — 6-8 человек. Со слов тех, с кем мне удалось пообщаться, большинство команд следовало «чистому Scrum» с применением технических практик из XP, однако некоторые, считавшиеся более зрелыми, также применяли элементы Kanban. Каждая команда имела закрепленного за ней Product Owner. Scrum Master «шарились» между 2-3 командами. Предпочтение отдавалось ведению Бэклога Продукта и Спринта на физической доске. Это отразилось, в том числе, и на заданиях в ходе собеседования: мне было предложено продемонстрировать какой я вижу «идеальную» физическую доску (колонки, WIP лимиты и прочее), а также составить формулу для вычисления Velocity команды в Google Spreadsheet. Визуализации иных артефактов команд, таких как Definition of Done, Working Agreements и прочие обнаружить не удалось.
Пришедший спустя 2 дня отказ стал для меня неожиданностью. Но самым неприятным была его форма — полученный мной email был стандартным темплейтом, который обычно рассылают кандидатам, получившим отказ еще на уровне CV скрининга. Учитывая количество потраченного на собеседования времени, а также достаточно стрессовую поездку на очное собеседование, я явно рассчитывал на нечто большее — как минимум, на какой-то детализированный фидбэк, который мог бы указать мне на “точки роста” и стать подспорьем в дальнейших поисках.
Мое письмо с просьбой дать хотя бы какой-то фидбэк осталось проигнорированным и с этого момента саму компанию я добавил в персональный “чёрный список”.
Акт второй: “Немецкий орднунг или сказка о потерянном времени”.
Тем не менее, урок из произошедшего был мною вынесен и поиски продолжились. Счет откликов на вакансии шел на десятки и упомнить все компании, куда я откликнулся, становилось практически нереально. Следующая “зацепка” пришла в самый неожиданный момент — в мой день рождения, который мы с женой с удовольствием проводили в парижском Диснейленде. Звонила девушка из рекрутингового агентства и сообщила что мое CV заинтересовало одного из их клиентов и они готовы назначить первое собеседование.
Тут стоит сделать небольшое отступление и указать что помимо стремления к новым знаниям и улучшению условий жизни, на поиски работы, в первую очередь, меня подтолкнуло желание поучаствовать в работе над продуктом, имеющим реальную социальную значимость и пользу. Заинтересованная мной компания занималась разработкой и поддержкой собственного мобильного приложения, агрегирующего предложения от десятков каршеринг-сервисов, а также прокатов электрических мопедов и велосипедов в крупнейших городах Европы и США. Прожив 25 лет своей жизни в Краснодаре, занимающем 24 место в топ-100 городов мира с самыми большими автомобильными пробками по итогам 2017 года, я прекрасно понимал какой вклад Sharing Economy способна внести в улучшение городской инфраструктуры.
Помимо интересного продукта, меня привлек факт того, что офис компании также располагался в Берлине и я не нашел ни малейшей причины отказаться от столь соблазнительного предложения. Параллельно с этим “выстрелил” один из откликов оставленных мною лично — тоже из Берлина, но в менее интересной для меня отрасли. Это был мелкий стартап, занимающийся разработкой решений на стыке hard- и software для ускорения работы баз данных. Оглядываясь назад, я особо и не помню почему решил откликнуться на вакансию этой компании — видимо это было в один из тех моментов апатии, когда я был готов пойти работать куда угодно, лишь бы по моей специальности и в Германии.
В своем дальнейшем рассказе я буду называть их просто Компания №1 и Компания №2 для Вашего удобства. Общение с этими компаниями стало для меня еще одним опытом: оно научило меня по-новому смотреть на пресловутый “немецкий орднунг”. Хотя, пожалуй, здесь такая интерпретация не совсем верна, так как редкий берлинский стартап имеет в своем штате хотя бы 60% коренных немцев, и переносить на них блуждающие в сети стереотипы о культуре работы в Германии совсем не стоит.
Первый этап общения с обеими компаниями произошел в 20-х числах июля. Компания №2 сразу призналась мне что поиск Agile Coach в штат для них в новинку и второй этап процесса у них еще не продуман, поэтому это может занять какое-то время. Меня это устраивало, так как жена была со мной на Кипре до начала учебного года в университете и заниматься организацией переезда раньше сентября не сильно то и хотелось.
Август 2017
Каршеринг-сервис (Компания №1) дал положительный фидбэк по первому этапу достаточно быстро и предложил организовать второй звонок — с СТО компании. Стоит отметить, что из всех пройденных мной Skype интервью, первый этап с данной компанией по-прежнему держит пальму первенства по части сумбурности происходящего и отсутствия адекватных вопросов — на тот момент я списал это на качественную “предпродажную подготовку”, проведенную представителями рекрутингового агентства, так сильно хвалившими моё CV и опыт. Звонок с СТО состоялся на следующей неделе, и буквально на следующий день мне был предложен этап, который должен был стать финальным — Skype интервью с СЕО (отсуствие on-site интервью меня тогда не смутило, так как это была всего вторая компания, с которой я зашел так далеко, да и мой работодатель на Кипре выставил мне оффер также по итогу 2 Skype интервью).
СЕО, как и положено руководителю и одному из основателей стартапа в фазе бурного роста, оказался человеком занятым и собеседование несколько раз приходилось переносить, к чему я относился с пониманием. В итоге разговор состоялся: мне было озвучено, что фидбэк от всех 3 коллег, общавшихся со мной ранее, крайне положительный и итоговый результат мне сообщат в течение одной-полутора недель. Тут стоит отметить, что на всем протяжении общения с этой компанией на связи со мной был человек из того самого рекрутингового агентства, который уже не в первый раз работал с этой компанией и старался максимально “накачать” меня полезными знаниями перед каждым из этапов переговоров. В итоге, именно благодаря нему я узнал, что СЕО также попал под действие моих профессиональных чар, однако возникла непредвиденная сложность в виде замаячившей перспективы найма в компанию СРО, контракт с которой должен быть подписан со дня на день и которая также должна будет пообщаться со мной и окончательно утвердить мою кандидатуру. Делать было нечего, компания действительно была мне очень интересна и я согласился подождать. На календаре было 22 августа.
Терпение представителей рекрутингового агентства истекло через 3 недели — устав получать “завтраки” от компании, в итоге пригрозившей агенту отказать мне исключительно из-за его настойчивости, мы по общему согласию решили “отпустить вожжи” и проследить за дальнейшим развитием событий.
Параллельно с этим “проснулась” Компания №2 и пригласила на второй этап к себе в офис. Произошло это за 1 день до моего интервью с СЕО Компании №1, поэтому моим первым ответом была вежливая просьба дать мне неделю на раздумья. Спустя две недели Компания №2 написала мне сама и попросила дать ответ — я согласился, решив что попробовать стоит хотя бы для опыта. Дополнительным фактором была возможность посетить Берлин и успеть заскочить в офис каршеринга, чтобы попытаться прояснить ситуацию с глаза на глаз и постараться склонить-таки чашу весов в мою пользу.
Сентябрь 2017
Состоялась поездка в конце сентября. На мое предложение встретиться лично, CTO каршеринг-сервиса ответил радушным согласием выделить мне “драгоценные 40 минут” времени. В ходе нашей беседы я в очередной раз услышал, что все заинтересованные стороны “поддерживают мою кандидатуру” и все упирается в ту самую злосчастную СРО, которая все никак не подпишет контракт (при этом с момента, когда она впервые стала фигурировать в обсуждениях, прошел уже 1 месяц). Моя инициативность и желание посетить их лично также было “оценено”.
Офис компании произвел позитивное впечатление — спейсы команд имели физические доски, визуализацию артефактов и в целом нормальную продуктивную атмосферу. Впечатление не портил даже продолжавшийся ремонт. Единственное что меня смутило на тот момент — полная укомплектованность имеющихся на данный момент команд, в том числе и специалистами на роль Scrum Master. Однако, CTO заверил меня что перед компанией был поставлен «очень агрессивный план роста” и за наймом новых сотрудников дело не стояло. “Отлично”, — подумал я и поехал готовиться к основному мероприятию поездки.
Вторую половину дня я провел в офисе Компании №2. „Атмосферой стартапа“, опенспейсами и кикером тут и не пахло — в офисе было как-то строго и некомфортно, даже несмотря на пятницу. Средний возраст сотрудников в районе 35 лет и совет директоров, состоящий из серьезных взрослых людей, не очень то вязался с моим представлением о стартапе.
В течение предыдущего года переводом Компании №2 на Agile-рельсы занимались сторонние консультанты. Нанять штатных Scrum Master-ов при их участии не удалось, поэтому они обучили несколько сотрудников компании. В спейсе каждой команды были физические доски, в главном холле располагалась визуализация общего роадмапа компании и всех команд. В дальнейших планах значилось формирование кросс-функциональных команд с участием специалистов как по hard-, так и software и я воспринимал это как серьезный и интересный челлендж.
Само интервью состояло из 4 сеансов общения с двумя-трёмя “будущими коллегами”. Мне задавали различные вопросы, основной целью которых, очевидно, было желание посмотреть как я понимаю Agile, оценить ход моих мыслей и стиль работы. Я не возлагал особых надежд на эту компанию. Возможно, именно поэтому мне удалось вести себя максимально расслабленно и непринужденно. В итоге, именно это и привело к тому, что спустя 5 дней мне поступил оффер.
Каршеринг по-прежнему оставался для меня приоритетным вариантом, поэтому я решил воспользоваться ситуацией, чтобы очередной раз поторопить их, параллельно потянув время на рассмотрение оффера. Помимо вышеперечисленных поводов для сомнения, я также был несколько разочарован предложенной Компанией №2 цифрой, находившейся существенно ниже озвученных мной зарплатных ожиданий (примерно на 20%). Начиная эти поиски, я был готов “потерять” в деньгах при условии социальной значимости продукта и перспектив расширения профессионального кругозора. К сожалению, ни того ни другого эта компания в моих глазах не представляла.
Октябрь 2017
В итоге спустя 5 дней я получил шаблонное письмо с отказом из каршеринг-сервиса. Что послужило тому причиной до сих пор остается для меня тайной — возможно, они так и не нашли поводов брать кого-то на эту позицию прямо сейчас и решили прекратить эту трёхмесячную эпопею. Возможно, проблема была в нежелании платить процент “подогнавшему меня” рекрутинговому агентству. Узнать мне не дано, но вакансия так и висит открытой на сайте компании и регулярно обновляется на профессиональных ресурсах, хотя минуло уже без малого полгода.
Шёл пятый месяц моих поисков. Оставшись “у разбитого корыта” с “работой моей мечты”, я решил выбрать синицу в руках и согласился на оффер Компании №2. Но, как показало время, это было только начало.
Продолжение следует...
Комментариев нет:
Отправить комментарий