...

вторник, 10 июля 2018 г.

Как я учился читать

Читать я начал в 5-4-3 года. Цифра, называемая моей мамой, почему-то уменьшается со временем. До сих пор помню диван, пушистое одеяло на нем, и несколько букв вырезанных из цветной бумаги. «Мама», «папа», «Саша» — составление слов казалось чудом.

Научившись составлять слова, я незаметно научился их разбирать. Сказки Андерсена, «Денискины рассказы», энциклопедии — столько всего можно было прочитать! И я читал. Чтение уже не казалось чудом, но сколько же чудес было в описываемых мирах.
Лет в пять-шесть случился прорыв. Отец читал что-то свое, я читал «Незнайку в Солнечном городе» (святой Фейнман, до сих пор это помню!). Слова я проговаривал тщательно, вслух, монотонно — и это мешало отцу сосредоточиться на своей книге. Он меня попросил читать молча, а я удивился:
— Как это, молча?
— Как я.
Он действительно не говорил ни слова когда читал. Я попробовал — и все получилось. Поначалу шевелил губами, потом необходимость в этом костыле отпала. Интересно, пострадала ли моя дикция от раннего перехода к чтению «про себя» — или от чего-то другого?

В любом случае, это был не конец. В школе я начал читать быстро. Точнее, быстрее всех в классе. Тогда казалось, что самая большая скорость чтения делает меня самым умным. Жаль, это заблуждение развеялось слишком поздно.

Следующий шаг — 16 лет, и чтение в интернете. Там я научился пропускать ненужное (EULA и прочие соглашения). А еще через пару лет пришлось научиться вычленять нужную информацию из потоков треша — пришла пора студенчества.

В 25 я научился не читать: сильно экономит время. Новости, блоги, хабр, большая часть профессиональной литературы — сколько возможностей открывается если отрешиться от всего этого. Не поймите меня неправильно: чтение само по себе не является чем-то плохим. Плохим является чтение ненужного. В моем случае сыграла свою роль скука: кой смысл читать новости, если они повторяются день ото дня? Зачем читать очередную статью по Expression Trees, если уже читал такую полгода назад и сам реализовал велосипед достаточно изящную системку на этих самых деревьях?

Скоро мне 30, и недавно я научился читать медленно. Читая «Мифический человеко-месяц» Брукса я задавался вопросами: «как автор пришел к этому?», «что изменилось за прошедшие десятилетия?», «важно ли это сейчас?», «как это связано с предыдущим пунктом?». Я задавал эти вопросы для каждой подглавы, для каждого эпизода — скорость чтения упала на порядок. Сейчас я почти ничего из этой книги не помню. Разочаровывающий эксперимент, правда? Не стоит винить книгу в таком результате: во-первых, сейчас она несколько устарела, во-вторых, часть её я знал до прочтения (описываемые там идеи сейчас являются обыденными; отличный результат для публикации).

Следующий эксперимент — «Как пасти котов». Книгу хотелось закрыть после заявления, что менеджер без индивидуального стиля — фуфло не менеджер. Через несколько подглав выяснилось, что автор рекомендует не слепо следовать шаблонам, а перестраивать их под себя, команду и ситуацию, формируя индивидуальный стиль. Чувствуете момент? Сначала разочарование, а потом понимание. Уж не знаю, была ли это задумка автора, особенность перевода, или просто следование канонам американской менеджерской литературы — но без вдумчивого чтения подобный переход остался бы незамеченным. Саму книгу я до конца не дочитал: осознал что не хватает опыта. А может, книга просто шлак, по крайней мере в современных реалиях.

Один умный человек рекомендовал мне читать вдумчиво только ту профессиональную литературу, которая будет полезна в работе длительное время. Для всего остального есть stackoverlow. Учитывая предыдущий абзац — читать стоит то, в чем ты хоть как-то разбираешься, или с чем будешь работать в самое скорое время. На крайний случай — можно быстро пробежаться по книге в первый раз, а потом уже закапываться в детали.

Последний испробованный мной вариант замедления собственного чтения: приемочный тест только что изученной главы. Нужно вспомнить краткое содержание прочитанного, бегло перечитать — и сравнить запомненное с актуальным. Сейчас я неспешно читаю «привычки высокоэффективных людей» и ничуть не жалею о потраченном на размышления времени. Оно того стоит.

Let's block ads! (Why?)

Комментариев нет:

Отправить комментарий