...

пятница, 3 августа 2018 г.

Возвращение советской станции. Анализ и документы

Это продолжение истории советской межпланетной станции, что снова к нам вернется. Начало здесь.

Чем мне нравятся подобные дискуссии, так это тем, что при мозговом штурме можно многое уточнить. И новая информация действительно интересная.
Для начала, Игорь Лисов (обозреватель журнала «Новости Космонавтики») верно указал на то, что в прошлой статье я не проанализировал судьбу всех объектов, что оказались в космосе в 1972 году. Я процитирую его анализ полностью:

По итогам запуска 31 марта 1972 г. в американский каталог было внесено четыре объекта сразу и пятый — через три месяца.

5920 (1972-023B) — третья ступень РН «Молния-М», сошла с орбиты 01.04.1972
5921 (1972-023C) — блок обеспечения запуска РБ, сошел с орбиты 02.04.1972
5922 (1972-023D) — разгонный блок, RCS=8.3 m2, сошел с орбиты 20.02.1983
5919 (1972-023A) — Космос-482, RCS=9.7 m2, сошел с орбиты 05.05.1981
6073 (1972-023E) — официально считается фрагментом средства выведения, но, вероятно, в действительности является спускаемым аппаратом КА, RCS=0.82 m2, находится на орбите и является героем рассматриваемой статьи.

Таким образом, падает не советская АМС как таковая, а ее спускаемый аппарат. По крайней мере, в первом приближении видится так.

С первыми объектами мы, по сути, разбирались в прошлой статье. Замечание про разгонный блок тоже логичное. Действительно, после завершения работы блока «Л» он должен был отделиться от межпланетной станции и сойти с орбиты, так как был очень легким/громоздким.

Гораздо интереснее появление объекта 6073. Первая TLEшка на него (что я нашел) датируется 5 июля. Через три месяца после запуска станции. Это достаточно близко к дате достижения станцией Венеры, если бы она вышла на межпланетную траекторию. Ее близнец, «Венера-8», вошла в атмосферу Венеры 22 июля.

Если предположить, что станция все это время работала (почему бы и нет?), находясь в солнечной ориентации, то также можно предположить, что в автоматике станции подобное разделение было прописано, как реакция на прекращение работоспособности перелетного блока. Например, окончания запасов азота для ориентации. Режим работы на орбите Земли должен отличатся от межпланетного, и азот уходит куда быстрее.

Но это только версия. Тем более что есть информация, противоречащая ей. На сайте Анатоля Зака есть снимок станции, что передал ему астрофотограф Ральф Вандерберг в 2011 году.

image

И по нему выходит, что станция все-таки не разделилась.

Впрочем, лично мне анализ Игоря Лисова кажется более логичным. Он подкреплен баллистическими коэффициентами и оценкой яркости. Есть информация, что яркость объекта слабо меняется от фазы. Что подтверждает версию о шаре. Но тогда не ясно, что сфотографировал Ральф.

Конечно, это все мало меняет именно для нас. Мы и так ждали возвращение спускаемого аппарата. Он сейчас и летает в космосе. Ситуация может измениться только относительно времени его возвращения. Спускаемый аппарат одновременно тяжелый и компактный. Такие слабо тормозятся об атмосферу. Я вел прошлую оценку исходя из мнения, что станция может пережить следующий пик солнечной активности только после заметного падения апогея. После которого долго не пролетает. Спускаемый аппарат может дотянуть и до следующего пика. То есть время его жизни может увеличиться еще на 11 лет. Дальше уже вряд ли.

Тем не менее, в истории со станцией есть определенная недосказанность. На момент прошлой статьи я работал в архиве, и хоть основной целью была Луна, заказал и несколько подшивок документов, посвященных исследованию Венеры. Честно скажу, целью был поиск документов, в которых пояснялось, что случилось с разгонным блоком. Должны же были тогда разобраться, почему он выключился раньше времени! Увы. Именно этого я не нашел. В архиве оказалось только техническое задание на станцию В-72, два отчета с заседания госкомиссии и одно испытание парашюта станции. Их я вынес в ссылку в конце статьи. Документы оказались интересными хотя бы тем, что отвечают на часть вопросов, что задавали о посадке станции. А именно:

1. Без парашюта спускаемый аппарат разобьется.

Нет. Возможно, так и будет. Мало ли, что произошло с ним за эти годы. Но если оценивать исключительно по техническому заданию, лично я нахожу это маловероятным.

Вот цитата из ТЗ:

Даже при 70 атм расчетные перегрузки были 100 g. При одной атмосфере они должны быть заметно выше. При том, что посадка на утрамбованный песок и для Земли допустимое условие.

2.Возможно выйдет парашют. Вдруг там механический датчик?

Здесь, к сожалению, плохие новости. Точнее я не могу сказать, какой там применен датчик. В ТЗ это не описывалось. Только отметили, что механизм отстрела крышки парашютного контейнера изменен. В венерианской атмосфере парашют выходил на высоте 64 км от поверхности Венеры. Это около 0.1атм, что соответствует 16 км от поверхности Земли. То есть, если бы он вышел, высота была бы достаточная для торможения.

Теперь ложка дегтя. Мною был обнаружен отчет с испытанием парашюта. Прямая ссылка

Если быть кратким, то при нагреве парашюта со станций В-72 было обнаружено, что при высоких температурах он начинает гореть и превращаться в стекловидную массу с низкой прочностью. Что, конечно, было бы катастрофой. Но было выяснено, что в постановке эксперимента – ошибка, и подобный процесс происходит только в кислородной атмосфере. В углекислой атмосфере Венеры никакого окисления не происходит, и парашют не теряет свою прочность.

Другими, словами в нашей атмосфере из-за высокой температуры, полученной при входе в атмосферу, парашют может начать окисляться, а при окислении выделятся еще больше энергии. Теплозащита станции должна выдержать, а вот парашют превратится в стекловидную массу. Увы, даже если там некий механический датчик, то даже при его срабатывании уже может быть нечего выпускать.

3. Мы не узнаем, где упадет станция

Сейчас — конечно. Но когда спускаемый аппарат будет накручивать последние витки вокруг Земли, ситуация сильно изменится. Для начала, вход в атмосферу произойдет в районе перигея. Долготу точки входа можно будет понять по координатам долготы восходящего узла. В целом, предсказать последние витки аппарата можно будет уже по TLEшкам. И, соответственно, выдать координаты входа в атмосферу для нескольких следующих витков. Спускаемый аппарат сферический — аэродинамического качества нет. Из-за чего координаты посадки будут просто немного смещены относительно точки входа, по направлению витка.

Так что будем ждать.

Материалы 72 года я вынес в отдельную ссылку.

Let's block ads! (Why?)

Комментариев нет:

Отправить комментарий