...

воскресенье, 23 сентября 2018 г.

Евросоюз одобрил новую директиву об авторском праве — как она повлияет на интернет

В одном из наших материалов мы рассказывали, что Европейский парламент рассматривает новую директиву, направленную на ужесточение правил распространения контента в интернете. И на прошлой неделе была одобрена финальная версия этого документа.

Расскажем, как директива, которую уже окрестили «убийцей мемов», повлияет на работу новостных сайтов, социальных сетей и простых интернет-пользователей.


/ фото Kristina Alexanderson CC

О содержании директивы


Работа над новой директивой началась несколько лет назад. Её целью было заменить закон, принятый еще в 2004 году, поскольку с того момента в мире сильно изменились практики и подходы к распространению контента. Новый закон должен ограничить возможности крупных онлайн-платформ (вроде YouTube и музыкальных стриминговых сервисов) и поможет создателям контента защитить свои права на интеллектуальную собственность.

Наибольшую значимость в документе имеют две статьи — номер 11 и 13. Сообщество дало им следующие неофициальные названия: «налог на ссылки» и «фильтр загрузок» соответственно.

Статья 11 обязывает социальные сети, новостные агрегаторы и так далее спрашивать разрешения на распространение новостного контента у владельцев публикации. Что касается статьи 13, то она обязывает контент-платформы проверять все материалы, загружаемые пользователями, и фильтровать контент, который нарушает какие-либо авторские права.

В оригинальном варианте проект директивы вызвал много разногласий и был отклонен в первом чтении в июле. Потому к повторному рассмотрению на прошлой неделе директивы авторы проекта внесли поправки в статьи 11 и 13. И в этом виде закон был одобрен Европарламентом.

Что изменили


Теперь закон не влияет на работу онлайн-энциклопедий, сервисов для размещения открытого исходного кода и торговых площадок (стр. 10 документа).

Действие 11 статьи не будет распространяться на пользователей, которые используют контент в личных или некоммерческих целях.

В поправке говорится, что онлайн-издания смогут использовать информацию из других статей без цитирования исходного материала. Вторая редакция разрешает использовать гиперссылки на сторонние тексты. Однако цитаты отрывков по-прежнему нужно согласовывать с изданием, в котором опубликован материал.

Что касается 13 статьи, то её старая версия призывала внедрить сервисы автоматического распознавания нелицензионного контента. В новой редакции документа эту формулировку убрали. Теперь директива предлагает государствам-участникам Евросоюза самостоятельно определить, как лучше регулировать загружаемый пользователями контент (стр. 31 документа).

Как и на кого повлияет директива


Интернет-пользователи

О первой версии директивы об авторском праве писали как о законе, который «запретит мемы». В новой версии авторы уточнили, что некоммерческое использование контента не попадает под действие закона.

Тем не менее директива не определяет, где проходит эта граница между персональным и коммерческим использованием контента. Поэтому под угрозой могут оказаться блогеры или популярные пользователи социальных сетей с большим количеством подписчиков.

Новостные издания

Cтатья 11 ограничит возможность изданий цитировать другие материалы. Без разрешения издателя оригинального текста СМИ смогут публиковать только ссылку на него или отдельные слова.

Директива также обяжет новостные агрегаторы договариваться с онлайн-ресурсами о сотрудничестве. Реализация этого правила будет зависеть от конкретной страны, но подобные законы уже принимались в прошлом рядом европейских государств и оказались неэффективными.

В 2014 году Испания обязала новостные платформы платить изданиям за размещение ссылок на материалы. В результате в стране закрылся Google News, а трафик на новостные сайты упал на 15%.

Контент-платформы

Согласно статье 13, онлайн-сервисы будут нести ответственность за весь размещаемый пользователями контент. Этот пункт вызвал ещё больше споров среди IT-сообщества. Ряд депутатов Европарламента считает, что статья 13 ограничит развитие стартапов и помешает работе независимых создателей контента.

Представители негосударственной организации Liberties говорят, что по сути правила по-прежнему обязывают платформы внедрять автоматические фильтры контента. Хотя пункт о необходимости внедрения подобных систем убрали из текста директивы, у сервисов не остается другой возможности отследить всю загружаемую информацию. И здесь возникает еще одна проблема — такие алгоритмы часто ошибаются.

Профессор музыки Ульрих Кайзер (Ulrich Kaiser) провел эксперимент с системой YouTube под названием Content ID, которая отслеживает использование нелицензионной музыки в видео. Кайзер загружал ролики с музыкой, являющейся общественным достоянием — это были произведения композиторов, которые умерли более 70 лет назад. Тем не менее система много раз сообщала о нарушении авторских прав.

При этом Content ID — одна из самых дорогих систем распознавания контента. Её создание обошлось Google в 60 миллионов долларов и 50 тысяч человеко-часов. При этом сохраняется ситуация, когда обладатели смежных прав на исполнения тех произведений, которые стали общественным достоянием, имеют возможность брокировать или монетизировать чужие ролики с аналогичным произведением (но уже в другом исполнении).

Разработка инструмента фильтрации загрузок станет вызовом для крупных компаний, особенно для сервисов публикации изображений и социальных сетей вроде Pinterest, Tumblr или Instagram. Это потребует расходов не только на техническое решение, но и на лицензионные платежи за миллионы фотографий. Издание PetaPixel считает, что такие требования могут привести к закрытию социальных платформ в Европе.


/ фото Leon Yaakov CC

Дальнейшее развитие событий


Авторы документа говорят, что новый закон коснется только крупных компаний и не будет ограничивать распространение информации в интернете. Но многое будет зависеть от реализации правил в конкретных государствах, потому законы отдельных стран окажут серьезное влияние на работу онлайн-сервисов.

Следующий этап «развития» директивы — закрытое обсуждение проекта с представителями стран Евросоюза и Европейским советом. Затем документ ещё раз рассмотрят в Европарламенте, где примут окончательное решение. Голосование пройдет в начале 2019 года.



P.S. О чем еще мы пишем в нашем IaaS-блоге:

Let's block ads! (Why?)

Комментариев нет:

Отправить комментарий