ИТ-гигант не согласился с этим требованием, потому спор Google и CNIL перешел в зал Суда Европейского союза. Далее разбираемся в сути конфликта.
Что такое право на забвение
Право на забвение действует на территории Евросоюза с 2014 года. Граждане ЕС могут отправить в Google запрос с требованием скрыть конкретную информацию из поисковой выдачи. Закон позволяет скрывать неполные, неактуальные или заведомо ложные данные о человеке.
Вступивший в мае этого года в силу GDPR расширил понимание права на забвение. Теперь граждане ЕС могут запросить удалить ссылки из поисковой выдачи, если:
- они возражают против их обработки;
- эта информация получена без их согласия;
- разрешение на обработку персональных данных было отозвано.
Прецедентом для принятия права на забвение стало судебное разбирательство в 2009 году, когда некий Марио Гонсалес (Mario González) обнаружил, что поисковик Google на запрос по его имени выдает судебные извещения двадцатилетней давности, опубликованные испанской газетой. Разбирательство длилось пять лет, но потом суд все же встал на сторону Гонсалеса.
Google каждый запрос рассматривает индивидуально. Всего в период с 2014 (с момента принятия закона) по 2017 год компания получила 2,5 миллиона запросов на удаление информации, причем 89% заявлений поступило от частных лиц, а не от публичных персон.
Разбирательство между Google и CNIL
В 2016 году CNIL потребовала от Google удалять ссылки по закону о праве на забвение не только для европейских версий поисковика, но и для всего мира. В качестве полумеры ИТ-гигант предложил скрывать ссылки во всех доменах при поиске с французских IP-адресов.
CNIL это решение показалось недостаточным: национальная комиссия обязала Google удалять результаты поиска и для стран за пределами Евросоюза. Американская компания не согласилась с этим требованием и получила штраф в размере 100 тысяч евро.
После этого Google подала иск против CNIL в Государственный совет Франции. Совет затруднился дать ответ по делу, так как оно касается международного европейского закона. Поэтому иск перешел в высший судебный орган ЕС — Суд Европейского союза.
Заседание прошло — 11 сентября. Ожидается, что решение вынесут в начале 2019 года.
/ фото Katarina Dzurekova CC
Мнения и аргументы сторон
Точка зрения CNIL
CNIL настаивает, что её претензии к Google нельзя считать попыткой применить французские законы за пределами страны. Представители организации говорят, что всего лишь требуют «соблюдения европейских законов неевропейскими компаниями, предлагающими свои сервисы в ЕС».
В CNIL отмечают, что для «полноценного» исполнения права на забвения необходимо удалять данные из результатов выдачи для всех стран. В противном случае граждане ЕС все равно смогут получить к ним доступ, если воспользуются VPN-сервисами.
Точка зрения Google
Компания считает, что европейские регуляторы не должны определять «внешний вид» и содержимое сайтов для пользователей по всему миру. ИТ-гиганта в этом деле поддерживает и правозащитная организация Article 19, которая занимается вопросами свободного доступа к информации.
Бывший главный юрисконсульт Google Дафна Келлер (Daphne Keller) говорит, что это дело может стать поводом для правительств других стран влиять на контент интернет-платформ для всего мира. Если прецедент будет зафиксирован, то неизвестно сколько времени пройдёт, прежде чем с подобными требованиями выступят другие государства. Потенциально такой подход может негативно отразиться на свободе слова в Сети.
С этим мнением согласился и Комитет репортеров за свободу прессы (RCFP). Организация отметила, что подобное применение концепции права на забвение противоречит международному законодательству и нарушает свободы людей.
Вероятный исход
Как мы уже говорили, окончательное решение суда будет известно только через несколько месяцев. Но Дафна Келлер сказала, что вероятность проигрыша Google довольно высока. Ранее юрист участвовала в деле поисковика против канадской компании, которая требовала от Google удалить ссылки на конфиденциальную информацию о её деятельности для всех версий сайта.
Канадский суд постановил, что ИТ-гигант обязан скрыть необходимую информацию из выдачи. И хотя позже это дело рассматривали в суде США, который принял противоположное решение, оно никак не отразилось на первоначальном постановлении. Дафна считает, что в кейсе CNIL может произойти аналогичная ситуация.
Пока неясно, что будет делать Google при поражении в суде. Когда в Wall Street Journal попытались получить у представителей компании какой-либо комментарий, они отказались распространяться на эту тему. Вполне вероятно, решение в пользу CNIL изменит механизмы взаимодействия регуляторов стран с онлайн-сервисами и отразится на «количестве» контента, представленного в интернете.
P.S. Дополнительное чтение в нашем блоге об IaaS:
P.P.S. Посты по теме в нашем блоге на Хабре:
Комментариев нет:
Отправить комментарий