...

пятница, 30 ноября 2018 г.

[Из песочницы] Искусственный интеллект. Интеллектуальная собственность. Danger

Достижения в области искусственного интеллекта у всех на слуху, объемы рынка оцениваются в 1,2 трлн долл. США к концу 2018 года. В пятилетней перспективе большинство специалистов говорит об увеличении рынка чуть ли не на порядок.

И вот совсем лаконичный факт — количество патентов только по точному запросу в наименовании «artificial intelligence»/искусственный интеллект, т.е. даже не принимая в расчет сходные термины «neural network»/нейронные сети, «machine learning»/машинное обучение и пр., по состоянию на начало ноября 2018 г.:

  • Google (Alphabet) — 1 430 патентов,
  • Apple — 592 патента,
  • Китай всего — более 7 000 патентов,
  • Всего в мире — более 100 тыс. патентов (эти и аналогичные данные можно увидеть и проанализировать на открытом ресурсе Google Patent или других агрегаторах).

И, внимание(!!!):
  • Россия – 17 патентов (база данных Роспатента, также есть в открытом доступе), содержащих в наименовании термин «искусственный интеллект» и 657 патентов (это с учетом незавершенных и отмененных), содержащих термин «искусственный интеллект» в описании.

Причем изобретение может лежать совсем в другой области и просто применять в своем составе какие-либо существующие модули искусственного интеллекта. Например, «Нефтедобывающая скважина с искусственным интеллектом» (чтобы это ни значило), где последний упомянут только как управляющий способ регулирования напора.

То есть состояние в связке: «искусственный интеллект — интеллектуальная собственность — правовая защита — коммерциализация технологий — потеря рынков» не то, чтобы не очень хорошее – оно очень-очень плохое.

Справка, которую можно пропустить, про искусственный интеллект (далее ИИ).
Сферы возможного применения ИИ перечислены в огромном количестве статей и, наверное, проще сказать, какие отрасли не будут в будущем затронуты, так как таковых будет очень немного. Только из уже существующих проектов и только в финансовой сфере можно отметить следующие: ВТБ запущена кросс-канальная система противодействия мошенничеству на базе методов ИИ; «Альфа-Банк» предлагает трейдерам торговых роботов, а Сбербанк внедрил Iron Lady, которая звонит клиентам-должникам.

В производственных отраслях ИИ-разработки применяются, например, в целях: оптимизации производства, логистики и управления складскими запасами, информационной безопасности и электронной коммерции, управления персоналом и маркетингом, снижения количества брака и рекламаций.

В ИТ-сфере способов применений ИИ, разумеется, еще больше и только, например, рынок «умных колонок» вырос в разы за 2018 год, причем с прогнозом, что через 5-10 лет данные устройства станут такой же необходимостью домашних хозяйств, как холодильник или стиральная машина. Очень весомы достижения в сфере здравохранения, например, при использовании нейросетевых алгоритмов для диагностики заболеваний и научных исследований, связанных с анализом больших объемов данных

Одним словом


ИИ является одной из ключевых технологий будущего. С его применением только в ближайшие 5-10 лет существенно изменится облик многих отраслей, откроются огромные рынки. А для кого-то рынки закроются.

Проблему, применительно к интересам российских или хотя бы условно российских компаний, проектов, стартапов я бы сформулировал так:

min — необходимо обеспечить хотя бы внутренний рынок хотя бы на существующем уровне в ближайшие несколько лет;

max — возможно имеет смысл вложиться хотя бы в некоторые направления ИИ полноценно (исследования, систематизация, финансирование, разумеется), т.к. до сих пор есть существенная вероятность выхода на целые отрасли внешнего рынка.

Снова о Danger!


Почему данную проблему уже сейчас решить не так то просто.

Еще немного скучной статистики — всего по сумме запросов « artificial intelligence"/искусственный интеллект, «neural network»/нейронные сети, «machine learning»/машинное обучение:

  • Всего в мире — 1,2 млн патентов,
  • Матушка-Русь — 657+1891+745 патентов (просто есть упоминание данных терминов),
  • США — 533 635 патентов,
  • Япония — 67 853 патента,
  • Корпорация IBM — 4 396 патентов, то есть в одной компании больше чем всего в России, что очень печально.

Как известно, а, по крайней мере, западным компаниям это хорошо известно, весомым средством защиты своей доли на рынке является интеллектуальная собственность.
Каждый патент — это монополия на свои идеи и технологии, пусть в относительно узком секторе техники, определяемом формулой изобретения, с типовым сроком действия в 20 лет.
Защита программных продуктов (а ИИ часто таковым и является) путем госрегистрации программ ЭВМ и баз данных без патентования, или как секрет производства (ноу-хау), как показывает мировая практика, именно в сферах, связанных с разработкой программного обеспечения, зачастую неэффективна.

Это может показаться парадоксом, поскольку зачастую именно в области программного обеспечения технологию успевают разработать, применить и заменить на более совершенную прежде чем на нее будет получен патент, т.к. в ряде стран процедура получения патента может растянуться на несколько лет.

Однако, защитив несколькими сотнями или даже тысячами патентов некое перспективное направление, можно уже не беспокоиться, что конкуренты, по-крайней мере большая часть, будут тут мешать и спокойно развиваться, например, уже в режиме ноу-хау.

При этом в большинстве стран Европы (участниц Европейской патентной конвенции, ЕПК) и в России патенты на изобретение и полезную модель использовать для целей регистрации программных продуктов формально нельзя. Однако патенты на вычислительные идеи действуют в США, Южной Корее и ряде других стран, изначально обеспечивая преимущество, по крайней мере, в отсутствии препятствий при государственной регистрации, что опять же увеличивает шансы резидентов, обеспечивая мировой приоритет идеи.

Но! И в России и в странах-участницах ЕПК существуют достаточно многочисленные прецеденты получения патентов на изобретения программных продуктов в виде способов, технических устройств и т.д., то есть путем адаптации под формальные требования закона. По принципу «если нельзя, но очень хочется, то можно». Зачастую это необходимо, и так делают все.

Теперь точно о Danger!


Собственно, патентная стратегия корпораций-гигантов примерно одинакова, будь то сфера мобильных устройств, искусственного интеллекта или других высоких технологий и при этом эффективна как колонизация Америки: сначала «застолбить» максимальную долю рынка, патентуя все, что можно, а потом уж разбираться, где углубляться, где дать на откуп, где оставить за ненадобностью.

Разумеется, этим занимаются высококлассные специалисты, точнее целые подразделения из связок юристов, инженеров и экономистов, закаленные в войнах с конкурентами и патентыми троллями. Оспорить такой патент, даже если он действует в «незападной» стране и даже если он не особо интересен корпорации, не под силу и не по карману большинству средних и малых компаний. Тем более из «незападных» стран – Азии, Южной Америки и России, конечно же.
При этом следует отметить, что, например, Китай выстроил эффективную систему защиты как своих внутренних рынков, так и своих компаний, выходящих (и успешно выходящих) на внешний рынок, во многом благодаря усилиям на государственном уровне и есть резон взять его опыт на вооружение.

Вера и надежда...


Соревноваться с иностранными корпорациями в количестве патентов весьма дорого и, возможно, количественно не очень эффективно. Однако имеет смысл изучить их патентную стратегию, агрессивную и хорошо систематизированную в отношении всех категорий конкурентов, от одиночных стартапов и вплоть до целых государств, разработать эффективную стратегию противодействия, включающей защиту интеллектуальной собственности хотя бы на территории своей родной страны.

Потому что если этого не сделать, то рынок ИИ, и внешний и внутренний, будет для нас потерян, впрочем, как и многие другие.

Печенька


Как итог, чтобы внести свой посильный вклад в далекую победу родной Скайнет над супостатской — совсем кратко, рекомендации специалистам, по умолчанию, создателям качественного ИИ-продукта, не вполне представляющим (ключевое слово), как с ним быть.
В любом случае, последние годы практика такова, что при прочих равных суды в области интеллектуальной собственности принимают сторону автора-исполнителя, так что статистика тоже за вас.

Итак, если вы:

  1. Одинокий, но умный фрилансер-программист и т.п. — зарегистрируйте свою интеллектуальную собственность хотя бы как программу ЭВМ или базу данных, сейчас это можно сделать не выходя из дома, например, на сайте gosuslugi.ru, самому и за небольшую госпошлину. Таки это не совет периодически обдирать заказчика, это напоминалка о том, что если он вдруг продаст вашу прелесть за много-много денег, то и вас бы не забыл. Автор и правообладатель — это не всегда одно и то же, но об этом в следующий раз.
  2. Участник-начальник стартапа, небольшой, но перспективной компании — п.1 + режим коммерческой тайны, хотя бы как сможете, хотя бы на ключевые системы; даже если вы специалист data science, вы вряд ли представляете, как внимательно неправославные алгоритмы прочесывают сеть (и да, рунет) в поисках интересных идей и как просто их перехватывают. Если есть возможность — подайте заявку на изобретение или, хотя бы, на полезную модель, не раскрывая ноу-хау, конечно. Несколько сложнее, чем регистрация программ ЭВМ, но вполне можно и самостоятельно, данных на сайте Роспатента (клянусь, это не реклама оного), вполне достаточно. Да и услуги профессионалов-юристов в этой сфере сейчас вполне доступны.
  3. Руководитель, топ-менеджер крупной ИТ-компании — я польщен, держитесь там!
  4. ИТ-сотрудник средне-крупной компании — п.1+п.2, но тут, как правило, все осложняется тем, что сотрудникам дают на подпись кучу бумаг о том, что все созданное… является служебным… и т. д., так что здесь желательно сохранить баланс своих интересов и закона в своих же интересах.

О том, зачем это нужно самим авторам-программистам и как это сделать, и какие эффекты может дать, и как их хотя бы приблизительно оценить — в следующей статье, если данная выползет из песочницы. И о стратегиях защиты своего интеллектуального капитала для компаний тоже.

Let's block ads! (Why?)

Комментариев нет:

Отправить комментарий