И вот недавно, занимаясь по долгу службы инерционными накопителями и просматривая статьи широко известного в узких кругах профессора Гулиа, я вдруг натолкнулся на его рассказ о невероятно популярной в советское время программе «Это вы можете». Удивительно, но о такой программе я не слышал, как не слышали и мои друзья и знакомые. Беглый просмотр пары-тройки найденных на youtube выпусков заставил потирать руки в предвкушении отличного материала. Если интересно, что из этого получилось — прошу под cut.
Вначале, как водится, немного истории. Оправившись от последствий второй мировой войны, Советский Союз в 60-80 гг прошлого века очень серьезное внимание начал уделять развитию науки и техники. В то время в стране не было ни одной научной публикации (монографии, статьи, обзора, тезисов), посвященной взаимосвязи науки, техники и производства, где бы ни упоминалось положение о превращении науки в «непосредственную производительную силу». За счет массированного финансирования государством целевых фундаментальных научно-исследовательских программ сеть научных учреждений и исследовательских центров значительно расширилась. На первый план были выдвинуты задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством. Не удивительно, что глядя на все это, практически каждый советский гражданин мечтал как-то прикоснуться к этому высокому миру. Каждый ребенок мечтал быть космонавтом (прям как сейчас видеоблогером), а каждый школьник, подросток или студент — хотел что-то изобрести (чаще всего ездящее или летающее). Государство этому не только не мешало, но и всячески стимулировало (кружками детского творчества, клубами изобретателей и рационализаторов и т.п.).
Ввиду отсутствия Интернета или других способов мгновенной связи, все общение между единомышленниками проходило через переписку. Центрами, объединяющими творческую инженерную молодежь (и людей постарше) были различные научно-технические журналы, вроде Легендарного (специально пишу с большой буквы) журнала «Техника молодежи». Потому что, до сих пор, на постсоветском пространстве и за рубежом тысячи крупных инженеров утверждают, что именно «Техника — молодежи» помогла им выбрать профессию, считают себя воспитанниками «Техники — молодежи». Не много журналов могут похвастать такой школой. Ключевой, на мой взгляд фигурой в этом журнале был ее главный редактор, Василий Дмитриевич Захарченко.
Еще в далеком 19 веке российский инженер и философ техники П.К. Энгельмейер писал, что инженер обязательно должен объединять в себе профессионала с технической точки зрения, и художника или поэта, с точки зрения творческой. Василий Дмитриевич (или как его называли внутри коллектива ТМ — «ВэДэ») как никто другой соответствовал этим критериям. Инженер-теплотехник по образованию, поэт — в душе. Не удивительно, что в руках такого человека «камень превращался в бабочку». Основным принципом работы редколлегии журнала было: «редакция должна любить читателя, искренне интересоваться eгo потребностями и быть предельно внимательной к тому, чтобы быть понятой им». Как говорится, «любите-полюбят, творите-поймут». И читатели абсолютно искренне отвечали взаимностью, миллионами писем заваливая почтовые ящики ТМ. Не известно, была бы написана сейчас эта статья, если бы в далеких 70-х годах прошлого века один талантливый человек, не встретил другого. Сейчас сложно сказать, какой случай свел главреда популярного журнала с молодым, амбициозным и творческим журналистом Владимиром Александровичем Соловьевым, но именно эта случайность позволила будущим коллегам сформировать видение новой телепередачи и никаких вам американский франшиз на шоу и приступить к ее запуску.
Решено было брать идеи из писем читателей и демонстрировать их на телевидении. Режиссёрскую идею программы — защиту изобретения перед жюри и аудиторией — подсказал Владимир Яковлевич Ворошилов. Тот самый телережиссер, бессменный автор и ведущий программы «Что? Где? Когда?». Программу решено было назвать «Это вы можете» (ЭВМ) и выпускать под эгидой Главной редакции для детей и молодежи Центрального телевидения.
Передача затрагивала почти все области жизни и интересов людей: самодельные автомобили, амфибии, летательные аппараты, музыкальные инструменты, кулинарию и оборудование для нее; медицину — роды в воде, ясновидение, таинственные явления и фантастические проекты, гипноз; домашнее творчество, сад и огород; даже сексуальные проблемы. Не удивительно, что контингент зрителей был широчайший: от школьников 7–8 лет до пенсионеров. В передаче изобретатели представляли работы созданные своими руками. После наглядной демонстрации изобретения, далее оно подвергалось обсуждению с бурным обсуждением напоминающему защиту кандидатской диссертации. Причем «диссертационный совет» был соответствующего уровня подготовки: доктора наук, писатели-фантасты, автомобилисты (из редакции журнала «За рулем»), изобретатели и инженеры всех мастей. В качестве группы поддержки в зале сидели молодые специалисты, эрудированные студенты и просто интересующиеся техническими вопросами люди, которым хватило сил и желания попасть в студию.
В каждой программе велось очень активное, подкупающее своей непосредственностью живое
Вот как об этом процессе пишет известный изобретатель И.Л. Викентьев:
… Володя Соловьёв лично на себе испытывал все движущиеся и неподвижные изобретения. Если он слышал, что на Камчатке в каком-нибудь селе за 400 километров от Петропавловска кто-то что-то изобрёл, он немедленно летел туда. Автопробег — Вова участвует в автопробеге. На санях — на санях. На надувных шарах — на надувных шарах...Выпускник факультета журналистики, Владимир Соловьев обладал фантастической работоспособностью и сочетал в себе качества руководителя, организатора и ведущего, оставаясь при этом простым и искренним человеком. Другой бы просто не смог находить общий язык с сотнями разномастных изобретателей и рационализаторов из всех уголков страны. Зачастую предлагаемые изобретения (как кстати и внешности их авторов) были настолько экзотичны, что годились вроде бы для рубрики «Нарочно не придумаешь», но проходила передача, и редакцию заваливали запросами от предприятий, заводов и НИИ с просьбой предоставить документацию на изобретение и контактную информацию автора. Оказывалось, что это нужно всем. Стараниями ведущего на передачу приглашались легендарные люди, каждый из них считал честью для себя появится в детище В.А. Соловьева. Делился своими воспоминаниями про изобретение «терменвокса» 94-х летний легендарный Л.С. Термен.
На передаче рассказывал о своих путешествиях Лев Гумилев, сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, рисовал свои шаржи легендарный датский художник Харлаф Бирдструп (на фото он с В.Д. Захарченко).
Кстати именно Бирдструп, в 1986 году на своем дружеском шарже, украсившем очередной выпуск «Техники Молодежи» изобразил бессменный на протяжении более чем 10 лет, состав жюри.
Наибольшей популярностью у зрителя пользовался раздел автомобильных самоделок (по ссылке выпуск программы, посвященный автомобилям-амфибиям). Многие из авто, которые сейчас можно встретить на ресурсах, описывающих советский DIY-автопром, в первый раз были показаны именно на передаче «Это вы можете». В качестве примера можно привести легендарную Панголину и ее изобретателя Александр Кулыгина (вместе с жюри попавшего на шарж Бидструпа). Кратенькое упоминание о ней есть и на Хабре.
Неизвестно, как бы сложилась судьба программы в «новой» России, но внезапно, едва отметив своё 50-летие, скоропостижно умирает от разрыва сердца бессменный ведущий и идейный вдохновитель Владимир Соловьев. После его смерти «Это вы можете» некоторое время выпускалась, скорее по инерции, так как даже невооруженным глазом было заметно как сильно меняется ее содержимое. Как пел В.С. Высоцкий «… настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». После смерти «капитана» сплоченный, казалось бы, коллектив постепенно распался. В 1999 году скончался В.Д. Захарченко и надежды на возрождение оригинального формата исчезли даже у самых преданных зрителей. Тем не менее, в 2013 году на Общественном телевидении России были представлены семь выпусков передачи, которые не нашли отклика у зрителя и программу опять закрыли, на этот раз навсегда. Понять почему, на самом деле, несложно. Достаточно посмотреть любой выпуск времен СССР и сравнить его с тем, что выпускалось уже в 21 столетии.
Лучше всего, на мой взгляд, сложившуюся ситуацию описал А. Лысенко в своей (в статье, посвященной памяти В.А. Соловьева:
Главное в изобретательстве не идея, главное, чтобы о твоей работе в нужное время узнали нужные люди. Может быть, жив был бы Соловьев, и пристроил меня на родине..." Так заканчивалось письмо одного моего знакомого, долгие годы положившего на создание какой-то заковыристой машины и всю жизнь — на безуспешные попытки ее внедрения на Родине. Писал он это письмо из далекого штата Техас, где, оказывается, и его, и его машину ждали с распростертыми объятиямиСмотришь на современное стартап-движение, на модное сейчас понятие pitch-инга и не понимаешь, то ли организаторы перевелись, то ли изобретатели… В общем, я честно просмотрел все доступные выпуски «Это вы можете» в сети Интернет. И даже написал объявление на местную видео-барахолку, с надеждой на то, что может быть у кого-то, хотя бы на VHS-кассетах остались записи… Программа эта стала для меня открытием и до сих пор я не могу понять, почему старой советской эстрады в Интернете полно, а программы вроде «Это вы можете» — либо доступны в виде кусков, либо попросту отсутствуют.
Ребята! Неужели совсем никому это не нужно ??
Комментариев нет:
Отправить комментарий