...

воскресенье, 23 декабря 2018 г.

Нужно просто «брать и делать»: новый подкаст о редакторских проектах и карьере в медиа

Это — подкаст с теми, кто пишет, редактирует, снимает фото, видео и руководит созданием контента. Сегодня мы подготовили для вас текстовую версию шестого выпуска.

Его гость — Иван Sourvillo — журналист, редактор и издатель авторской email-рассылки. Мы говорим о личных проектах Ивана, карьере и творческих инсайтах.


На фото: Иван Sourvillo — журналист, редактор и издатель авторской email-рассылки

alinatestova: Иван, привет. Начну сразу с «неудобных» вопросов. Можно ли тебя назвать блогером? Как ты сам себя называешь — блогером или редактором?

Иван: В последнее время меня чаще называют журналистом. Я себя тоже так называю, но с опаской. Меня можно назвать блогером, учитывая рассылку. Точнее, «рассылочным блогером».

А: Новый вид блогера: «рассылочный блогер». К слову о блоге и рассылке. На тебя подписываются люди, тебя читают. О чем ты пишешь? Какие темы ты затрагиваешь?

И: Понятия не имею. Читатели пишут мне с претензиями вроде: «Я хочу рассказать о твоей рассылке, но не знаю, о чем она». Это — публичная рассылка обо всём.

Я выделил ряд рубрик, например: книги, которые я прочитал; фильмы, которые посмотрел; еще есть всякие штуки вроде обзора электросамоката и мыслей о переговорах.

А: Учитывая такое разнообразие тематик, скажи, пожалуйста, что цепляет людей? Что им интересно? Дело в подаче, стиле, злободневности? В чем-то еще?

И: Я проводил опрос. Большинство голосуют за искренность. На мой взгляд, я не до конца искренен, потому что о многом не рассказываю. Видимо, у нас разные критерии оценки.

А: Людям просто хочется прикоснуться к миру журналиста, блогера, редактора. Понять, что происходит в жизни такого человека. Понять, чем он живет и как об этом рассказывает.

И: Да, в какой-то степени это так. У меня создалась иллюзия, что я приношу пользу людям: кидаю интересные ссылки, беру интервью. Люди пишут, что это классно.

А: Про интервью я еще обязательно поспрашиваю. Скажи, пожалуйста, можно ли говорить, что твоя рассылка и твои тексты — рассказы человека, с которым люди себя с ассоциируют? Ты говоришь: «полезные ссылки, обзоры, описания». Люди думают: «На месте этого блогера мог бы быть я. Он изучает вещи, которые попадают в мою боль и интерес».

И: Я никому бы не посоветовал быть мной. Слишком много во мне «диссоциального ужаса». Между нашим самовосприятием и тем, как нас видят другие, всегда большой разрыв. Мне никто пока не писал, что хотел бы оказаться на моем месте.

Честно говоря, не знаю, есть такое среди подписчиков или нет.




А: Тогда расскажи, пожалуйста, как ты пришел к этому проекту? Именно к рассылке и блогу. Что этому предшествовало? Представим, что есть человек, который тоже хочет что-то писать и рассказывать. Что ты ему посоветуешь?

И: Начну с первого вопроса. Я всегда говорю, что на меня села говорящая шляпа и сказала: «Это — твое». Если серьезно, всё началось в десятом классе. Я сидел на скучнейшем уроке географии и думал о том, почему мне не нравится школа. Набросал пункты по теме.


И: Из этих пунктов получилась статья в издании «Мел». Эту статью ругала половина русскоязычного Facebook. Другая половина говорила, что в школе всё не настолько плохо.

А: Мне кажется, я читала эту статью.

И: Наверняка. Но это мой первый крупный успех. До этого я вел блог. Это было спонтанным решением. У меня были мысли вроде: «Ну да, было бы прикольно вести блог». Поскольку я ленивый, блог я долго не заводил.

Однажды я просто за ночь разобрался во всем этом: сел за компьютер в 9 вечера, и в 3 ночи у меня уже был первый пост в блоге. Всё это было спонтанно. Я не знал, о чем я буду рассказывать, кто меня будет читать, зачем всё это. До сих пор не знаю.

После блога появилась рассылка. Я читал рассылку англоязычного автора и подумал, что можно завести свою. Тогда еще не было личных рассылок или их было мало.

Сначала я сделал рассылку в MailChimp, но сервис заблокировал меня после первого письма. Я перешел на другой сервис и начал отправлять письма. Первые рассылки были ужасными. Недавно я перечитывал их и подумал: «Какой ад!».

К вопросу о советах. Я всегда советую самое простое: брать и делать. Если лень разбираться с хостингом и регистрацией доменного имени, можно просто завести блог на Medium и писать там. В конце концов можно писать в Facebook, Instagram.

С рассылками сложнее. Рассылку нужно вести с помощью какого-либо сервиса, разобраться, как он работает. Придумать форму для сбора адресов. Хотя это тоже не очень сложно. Можно спокойно всё настроить за полтора или два часа.



А: Твой личный опыт показывает, что тематику можно выбрать любую. Главное делать это… как? С какой-то интересной подачей? Давать свои мысли? Провоцировать читателя, как в статье на «Меле»? В чем должна быть соль, чтобы людям это было интересно?

И: Мне кажется, что писать нужно о том, что нравится и интересно тебе. Потому что блог или рассылка — занятие на 5–10 лет или дольше. Поэтому если ты будешь писать о том, что тебе не интересно, ты «загнешься». Я всегда пишу о том, что мне самому нравится и интересно. Из этого, видимо, вытекает та искренность, о которой мы говорили.
Поэтому основной рецепт — делать то, что нравится. И всё.

А: Предположим, человек решил выбрать три рубрики и только об этом писать. Потом человек увлекается чем-то еще и создает четвертую рубрику. Получается, что ты ему посоветовал бы писать про то и про это, потому что сейчас у человека есть драйв. Если человек чувствует потребность писать о чем-то, значит, это имеет право на жизнь?

И: У меня так и получается. Недавно редактировал свой сайт. Пересмотрел список своих проектов, какие-то убрал, какие-то зачеркнул. Увлечения прошли, ну и ладно.



А: Скажи, пожалуйста, с учетом свободного подхода к работе над проектом, как выглядит твой день? Я часто задаю этот вопрос, и всегда получаю разные ответы.

И: Обычно мой день состоит из нескольких встреч в разных концах Москвы. Я перемещаюсь по городу на своём самокате. При этом у прохожих (как мне высказали несколько раз) создается впечатление, что на них несется камикадзе и… не взрывается, что уже хорошо.

Я просыпаюсь где-то в 8 утра. Дальше встречи до вечера. Очень хочу начать бегать, но для этого нужно просыпаться часов в 6. Пока у меня не хватает на это моральных сил. Я ленивый.



А: Говоря о встречах, я не могу не задать вопросы про интервью. Это для тебя естественное продолжение блога и рассылки? Или ты воспринимаешь интервью как абсолютно новый проект? Расскажи про него. С чего он начинался?

Как ты пришел к мысли, что сейчас самое время заняться интервьюированием?



И: Есть длинная история и короткая. Какую рассказать?

А: Длинную, конечно же.


И: Всё началось в конце 2017 года. Я сидел и думал о планах на 2018 год. Понял, что планы — такие же, как на 2017 год: работать, постараться выспаться, писать блог, делать рассылку и так далее. Я подумал, что это не совсем правильно. Мне нужны более конкретные цели.
На тот момент я еще учился в Вышке. Там мне дали задание взять интервью. Так совпало, что тогда в Питер приехала Галина Тимченко со своим авторским курсом. Я решил взять интервью у нее. Подошел к ней после курса как «трясущийся цыпленок».

Она понятия не имела, кто я. Недавно мы с ней разговаривали, но она так и не призналась, почему тогда согласилась на интервью.


Решил, что спрашивать о сервисах «Медузы» — неинтересно. Все об этом спрашивают. Я решил спросить о том, чего Галине Тимченко не хватает в жизни. Она ответила очень искренне. Не могу сказать, о чем она говорила, поскольку интервью было учебным и нигде не публиковалось.

После того, как я вернулся из Питера в Москву, я понял, что мне нравится брать интервью. Решил попробовать еще раз. Понял, что идея задавать вопросы о личном — это необычно.

Мне очень помог мой хороший друг и коллега Александр Плющев, журналист «Эха Москвы». Он порекомендовал меня людям: Евгению Фельдману, Игорю Манну и другим.

После рекомендаций я пришел к Евгению Фельдману, и мы с ним поговорили. Вышло первое интервью. Проект стал развиваться. Я сам писал людям в Facebook, договаривался об интервью.

А: Скажи, пожалуйста, когда ты брал первые интервью, как ты объяснял людям, куда это пойдет, и что это будет в итоге за продукт?

И: Я приходил к первым людям уже с рекомендацией Саши Плющева. Поэтому люди относились ко мне доброжелательно. Я не помню, что я говорил. По-моему, Евгению Фельдману я сказал, что запускаю новый проект, и он станет первым, чье интервью там будет.

А: Мы нашли формулу успеха для начинающих редакторов.

И: Да, приходите к Саше Плющеву за контактами. Шучу.



А: Первому собеседнику надо сказать: «У меня будет новый крутой проект». А дальше уже пойдет по накатанной. Скажи, пожалуйста, если говорить про развитие этой темы с интервью, как ты видишь проект в дальнейшем? Куда это тебя заведет?

И: Это очень классный вопрос, потому что я сам об этом думаю. За последние полторы недели люди, которых я уважаю, говорили мне, что проект классный. Эти люди отметили, что мои вопросы и стиль ведения интервью — интересные и понятные.

Мне посоветовали сделать проект еще глубже. Я пока не понимаю, как это сделать, и стою на перепутье. Но я продолжу выпускать интервью и дальше.

Кроме того, я беру интервью для различных изданий. Но если мы говорим о моем проекте, то стратегия такая: я выпускаю интервью также, как и до этого, и думаю над тем, что, как и куда развивать. Возможно, всё нужно оставить как есть. Пусто это будет «памятником».

А: Себе.

И: Ну нет, не мне. Я ни в коем не хочу делать проект «памятником себе». Идея такая: через двести лет кто-то из моих собеседников становится знаменитым. Некий исследователь находит мое интервью, читает, и думает: «О, здорово, что кто-то взял интервью».

Такая тщеславная штука.

Я понимаю, что моя роль в интервью очень мала. В основном успех интервью — заслуга собеседника. Как мне кажется, журналиста в интервью всегда должно быть мало.

А: С другой стороны, очень важно «вытащить» из человека что-то, о чем его до этого не спрашивали, как ты говоришь. Получается, что твой проект, он про что-то личное, закрытое. Про то, что у человека есть, но он, как публичная персона, далеко не всегда показывает.

Мне кажется, что твой пример должен вдохновлять многих. В том смысле, что это не какая-то история из серии «я работал в корпорации Х, потом у меня образовались связи, и мы решили создавать новое медиа». Рассказ получается искренним.



А: Напоследок мой крошечный блиц: текст удался, если…

И:… ты потом видишь в нем изъяны.

А: Круто, спасибо!



Наш микроформат для тех, кому интересна работа редактора:

Подкаст: «Когда ты — главред Rusbase»
Not my job: «не моя работа» в редакторском деле


Let's block ads! (Why?)

Комментариев нет:

Отправить комментарий