Получилось так, что этим летом мы решили доехать до пары картодромов — пообщались с тренерами и пилотами, поспрашивали про блоги и профили в соц. сетях. И, как выяснилось, с точки зрения русскоязычного контента — в сфере любительского и проф. автоспорта начального уровня — поле непаханное по сравнению с тем, что выходит на английском языке ¯\_(ツ)_/¯.
Мы решили исправить эту ситуацию и — в рамках пятничного формата — писать на Хабре о том, как управление медиа и контент-маркетинг делают автоспорт чуточку понятнее и интереснее.
Но для начала, объясним, о чем собственно речь. Итак, к вступительному слову о картинге.
Скриншот не времен СССР, а с летней тренировки (группа в Facebook)
Старт на западе
Считается, что родоначальники картинга — американские военные летчики. Их эксперименты с катанием по аэродрому на грузовых тележках быстро превратились из баловства в DIY-хобби.
В начале 1950-х Арт Инглс (Art Ingels), бывший пилот и механик производителя гоночных автомобилей Kurtis Kraft, построил первый карт. К стальной раме он прикрепил мотор от газонокосилки и поставил полупневматические шины. Инглс продемонстрировал прототип в 1956 году во время автогонок на хот-родах в городе Помона (Калифорния).
Там он нашёл и первых единомышленников — механиков и владельцев автомастерской Даффи Ливингстона (Duffy Livingston) и Роя Десброу (Roy Desbrow). С разрешения Арта они начали строить собственные версии картов и проводить первые любительские гонки. К концу десятилетия рост спроса позволил Ливингстону и Десброу коммерциализировать производство.
Появление картинга в СССР
В СССР картинг пришел в конце 50-х — начале 60-х годов. Считается, что первый советский карт построил спортсмен Виталий Енин. «Базой» для любителей картинга стали секции во Дворцах и домах пионеров — одна из них открылась в Харькове при поддержке Енина.
В Курске — пионер картинга Лев Кононов построил первый в СССР детский спортивный микроавтомобиль «Карт» и основал кружок для картингистов. Он совместно с учениками занимался проектированием, а схемы картов публиковались в тематических изданиях.
Широкой публике карты продемонстрировали в 1960 году: машины выехали на трек в перерыве московских соревнований по мотогонкам на льду. В том же году Федерация автоспорта СССР представила «Правила проведения соревнований, классификацию и технические требования к микроавтомобилям типа „Карт“», которые вскоре использовали в первых состязаниях.
Всего за год картинг приобрёл в СССР довольно широкую популярность — собрать свой прототип можно было в гараже с единомышленниками. В «Технике — молодёжи» от 1961 года уже писали об энтузиастах картинга в Москве, Ленинграде, Туле, Одессе, Таллине и Риге.
Картинг как вид спорта
В 1962 году гонки на картах начали превращаться из любительского увлечения в вид автоспорта. В то время в Риге прошло первое всесоюзное соревнование по картингу. Участвовать в состязании можно было на картах двух классов: с рабочим объёмом двигателя до 125 см3 и до 175 см3. В программу входила кольцевая гонка на асфальте и по велотреку.
В состязании участвовали 80 спортсменов из разных регионов СССР: из Москвы, Ленинграда, стран Балтии и Узбекистана. До наших дней дошёл фильм об этом событии — в нём можно увидеть, как выглядели первые микроавтомобили и в каких условиях проходила гонка.
С 1963 года в СССР начали проходить регулярные соревнования. Первое летнее состязание состоялось в Москве, а зимнее — в Ленинграде. Чемпионаты проходили по системе двоеборья с заездами по трассе и по велотреку, однако уже на третьем чемпионате СССР гонки по велотреку признали небезопасными (из-за больших нагрузок на вестибулярный аппарат гонщиков) и отменили. Классы картов остались теми же — 125 см3 и до 175 см3.
В 1964 году советские гонщики впервые выехали на международные соревнования между социалистическими странами. Чемпионат получил название «Хрустальный кубок» и прошёл в три этапа в Берлине, Будапеште и Варшаве. В то же время международные соревнования начали проходить в западных странах — в Риме состоялся первый чемпионат мира по картингу.
Спустя два года состязания между гонщиками стран организации Варшавского договора стали проходить регулярно — в 1966 был учреждён Кубок мира и дружбы (или Кубок дружбы социалистических стран). Чемпионат проводился до 1989 года, и советские картингисты часто занимали в нём призовые места — первым чемпионом в 1967 году стал Александр Сафонов.
В 1978 году картингисты из СССР начали участвовать в гонках со спортсменами из Западной Европы. Уже на первом чемпионате были очевидны различия между советским и европейским подходами к автоспорту. В СССР самой важной чертой картинга была его доступность для широких масс, а не профессиональная составляющая. Советские карты оснащали двигателями, которые могли себе позволить многие автолюбители. Серийным производством картов занимались на заводах в Таллине. Оно также было налажено на КамАЗе и на заводах ДОСААФ.
На Западе же картинг к тому времени стал «эксклюзивным» спортом и предоставлял больше возможностей для кастомизации картов. Во многом из-за этих различий советские пилоты не показали впечатляющих результатов на крупных международных соревнованиях. Поэтому на протяжении 1980-х картингисты из СССР в основном состязались со спортсменами из социалистических стран, а международные события проходили редко.
Одним из таких мероприятий стал этап чемпионата европейской организации картинга CIK-FIA, который прошёл в 1989 году в Полтаве. Позже, в 1990 году, СССР провёл ещё одно международное событие — гонку по зимнему картингу с финскими и шведскими спортсменами. После соревнования скандинавы предложили создать новый чемпионат — Кубок северных стран, однако советские гонщики успели поучаствовать в нём только один раз, в 1991 году.
Соревнования среди молодежи
Разумеется, в СССР картингом занимались не только взрослые. Первый чемпионат состоялся в 1963 году в Курске — соревнования проходили на Привокзальной площади.
В отличие от взрослых спортсменов, юные картингисты не выезжали на международные чемпионаты — главным турниром для них были соревнования за приз газеты «Пионерская правда». С иностранными гонщиками советские школьники встречались на дружеских заездах. Например, в 1989 году в Зеленограде состоялся заезд юных картингистов США и СССР.
Всего к моменту распада СССР в секциях картингом занимались 130 тысяч человек. После 1991 года спорт пришёл в упадок, и популярность подобных кружков серьезно снизилась.
Что сейчас
Картинг в России перенял не советскую, а западную модель развития — его главной характеристикой стали соревнования на профессиональном уровне, а в 90-е Комитет картинга России обязал спортсменов закупать технику, соответствующую европейским требованиям.
Но наследие советского картинга не исчезло. В 1999 году производство возобновил завод «Патриот», который выпускал карты с середины 60-х. Помимо этого сохранился и массовый интерес к картингу. Только теперь DIY-картостроение — редкость, любители не собирают прототипы своими руками, а в основном пользуются услугами прокатного картинга.
Кстати, в прошлом году мы выбрались всего на пару тренировок. Этот сезон хочется провести активнее и вместе с теми, кто тоже хотел бы попробовать себя в картинге. Никакого пафоса и снобизма в духе «клуба для избранных». Выбираем дату, картодром и едем на прокатных картах. Для всех, кто из сферы IT и IT-медиа, и хотел бы присоединиться — группа в Facebook.
Комментариев нет:
Отправить комментарий