/ Flickr / Liam Quinn / CC BY-SA
Шаг навстречу потребителю
Десять–двадцать лет назад доля Linux на рынке операционных систем для ПК была довольно низкой — меньше 2%. Одной из причин этого было отсутствие привычной многим среды рабочего стола. Ситуация начала меняться с появлением KDE и GNOME. Они до сих пор остаются наиболее популярными рабочими средами для Linux. Эти два продукта стали одним из первых сигналов к рождению дистрибутива для потребительского рынка. И он не заставил себя ждать.
В 2004 году состоялся релиз Ubuntu 4.10, построенного на архитектуре Debian. Своим появлением проект обязан предпринимателю и разработчику Марку Шаттлворту.
Марк, хотя и работал над Debian, видел в нем ряд недостатков, которые не вписывались в его представление об идеальной ОС. Шаттлворт считал, что необходимо поменять поход к циклу обновлений и сделать упор на доступность продукта. В итоге он с несколькими коллегами решил основать компанию Canonical и начать разрабатывать свой дистрибутив.
Опенсорсное сообщество тепло встретило новую систему со стабильным графиком выхода обновлений — два раза в год. Уже через три года после появления ОС стала самым популярным десктопным дистрибутивом Linux. Пользователи выбирали Ubuntu за простоту установки и безопасность. По прошествии лет можно сказать, что идея Марка Шаттлворта о создании удобного и понятного Linux-продукта воплотилась в жизнь.
Как часто это бывало в истории опенсорсного ПО, вскоре после выпуска первой версии Ubuntu появилась идея усовершенствованной альтернативы. Именно этой идеей в 2006 году руководствовался Клемент Лефевр, создатель дистрибутива Linux Mint. Первая версия его ОС была основана на Kubuntu, но уже с v2.0 разработчики перешли на Ubuntu. С этого момента Mint черпал все больше идей у своего предшественника, и через два года цикл обновления был окончательно «привязан» к релизам Ubuntu.
Особенностью Linux Mint стала поддержка проприетарного ПО, включая плагины и кодеки для воспроизведения мультимедийных файлов. Такой ход не был типичным для дистрибутивов Linux — сообщество разработчиков придерживалось открытой модели. Однако новый подход обеспечил Mint успех — пользователи Linux, наконец, смогли работать с привычными Windows-приложениями. На протяжении последних восьми лет Mint входит в тройку самых популярных дистрибутивов Linux за историю существования ядра.
Битва за рынок ПК
Популярность и удобство Ubuntu в середине 2000-х заметили в Dell. Еще в 1998 году компания стала первым крупным производителем, предложившим Linux на всей линейке своих продуктов. Однако программа поддержки опенсорсной ОС в Dell просуществовала всего несколько лет. Косвенной причиной закрытия назвали «отсутствие спроса».
В 2007 году проект возобновили с выпуском ПК и ноутбуков на базе Ubuntu. Не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что Майкл Делл сам пользовался дистрибутивом и оценил его удобство. Он связался с Canonical, и компания занялась подготовкой программного обеспечения для компьютеров Dell. Компьютеры с предустановленной Ubuntu продавались в США, Великобритании, Франции и Германии.
На этот сигнал отреагировали в Asus. Компания выпустила в 2007 году нетбук Asus Eee. Главной его особенностью стала предустановленная система Linux. Выбор в пользу опенсорсной ОС позволил производителю существенно снизить цену на устройство и привлечь внимание сообщества.
Реакция сообщества, впрочем, была неоднозначной из-за выбранного Asus дистрибутива — Xandros. ОС была коммерческим продуктом одноименной компании, который не в полной мере соответствовал принципам свободного ПО. Вскоре вышел первый Asus Eee на базе Windows XP. Microsoft существенно снизила плату за лицензию для производителей и обеспечила себе место в новой нише. После этого Linux начал терять свою долю на новом рынке.
Но обвала не произошло. Отчасти это связано с выходом Chrome OS от Google в 2009 году. Новая ОС стала основой для еще одного Linux-устройства — Chromebook. Линус Торвальдс как-то заявил, что выход этого ноутбука может стать поворотным моментом для будущего Linux на ПК. Четыре года спустя продажи этих устройств превзошли продажи Apple Mac в США. Но об этом мы поговорим в следующей статье.
Мобильная эпоха
Ряд мобильных операционных систем строился на базе Linux. Например, Maemo OS от Nokia, вышедшая в 2005 году, была основана на Debian и заимствовала большую часть элементов графического интерфейса и библиотек из GNOME. В 2004 году разработчик одной из самых первых в истории мобильных операционных систем — Palm OS — перенес свою ОС на ядро Linux. Из этой инициативы родилось два независимых проекта — Access Linux Platform (ALP) и Palm webOS. Первая так и не получила распространения, а на базе webOS вышло несколько мобильных устройств от Palm и других производителей.
Более важные события для Linux-сообщества в те же годы происходили совсем в другой нише. В 2003 году в Калифорнии была основана компания Android Inc. Через год после запуска команда принялась искать инвесторов. Продуктом, на базе которого компания изначально выстраивала свою стратегию, служила операционная система для цифровых камер. Не возымев успеха в этой нише, команда сменила фокус. Так появилась идея системы Android — конкурента Symbian и Microsoft Windows Mobile, лидировавших в сегменте мобильных ОС на тот момент. С первыми наработками в этом направлении в 2005 году компанию купила Google.
Уже в 2006 году ИТ-гигант представил первый прототип устройства под управлением новой ОС телекоммуникационным компаниям. Это был мобильный телефон с QWERTY-клавиатурой и без сенсорного экрана. В 2007 году СМИ узнали, что мобильная ОС от Google будет работать на базе Linux, и компания уже ведет переговоры не только с сотовыми операторами, но и с производителями смартфонов. Релиз должен был состояться в ближайшее время.
Но в том же году на рынок вышел первый iPhone, из-за чего Google пришлось в срочном порядке добавлять своему телефону сенсорный экран и переносить дату релиза. Наконец, в 2008 году вместе с сотовым оператором T-Mobile Google представил устройство T-Mobile G1 или HTC Dream — первый смартфон на базе Android. Спрос на G1 на самом старте превзошел прогнозы, а его выход ознаменовал собой начало истории самой популярной мобильной ОС в мире. Десятки версий Android и тысячи смартфонов сделали Linux лидером в этой нише.
Развитие экосистемы
Помимо выхода новых дистрибутивов в сообществе Linux в 2000-х происходили и другие важные события.
Долгое время разработчики ядра не пользовались системами управления кода, что затрудняло поддержку такого масштабного проекта, как Linux. Поэтому в 2002 году Линус Торвальдс принял решение перейти на BitKeeper. Хотя софт был коммерческим продуктом, разработчики Linux получили возможность пользоваться им бесплатно. Несмотря на это сообщество сочло решение о выборе SCM-системы спорным.
В 2003 году у BitKeeper появилась альтернатива. Линус Торвальдс представил собственный проект для управления разработкой ядра под названием Git. Сегодня Git — это самый востребованный инструмент управления версиями в среде разработчиков.
Развивалась и экосистема открытых проектов. Мероприятия, выпуск некоммерческих продуктов, лицензионная деятельность — вокруг этих активностей с начала 90-х создавались все новые и новые организации. Одна из них в последствии превратилась в консорциум Linux Foundation.
Прототип организации образовался на базе некоммерческой организации LI. В 2000 году в руководстве LI возникли проблемы, и компанию переименовали в Open Source Development Labs (OSDL). В 2003 году членом OSDL официально стал Линус Торвальдс. В консорциум вошли такие компании, как HP, Intel, IBM. Четыре года спустя OSDL объединилась с другой некоммерческой организацией — Free Standards Group. Из этого альянса образовалась Linux Foundation, которая до сих пор занимается финансированием опенсорсных проектов и их стандартизацией.
/ Flickr / Victor Bergmann / CC BY-ND
Старые конфликты и новые горизонты
Новый век принес Linux новые вызовы. В 2003 году компания SCO Group, владевшая Unix, заявила, что Linux и другие дистрибутивы неправомерно используют код оригинальной ОС, чем нарушают авторские права. Ни один из судов, инициированных SCO, в итоге не закончился в пользу заявителя.
Параллельно с этим корпорация Microsoft запустила рекламную кампанию Get the Facts, в которой открыто сравнивала Linux и серверные версии Windows (разумеется, в пользу последних). Активность Microsoft, вероятно, была связана с ростом доли Linux в корпоративном секторе. В 2004 году Unix и Linux занимали почти треть этого рынка, что серьезно угрожало позиции ИТ-гиганта.
В рамках новой рекламной кампании корпорация утверждала, что совокупная стоимость владения Windows Server 2003 ниже, чем у Linux. Опенсорсное сообщество всячески опровергало эти факты. Масштабы виртуального диспута нарастали в течение нескольких лет, пока Microsoft не свернули кампанию в 2007 году.
Но все это не мешало Microsoft налаживать работу с опенсорсными компаниями. В 2006 году Novell, владеющая правами на дистрибутив SUSE Linux Enterprise Server, объявила о сотрудничестве с Microsoft. Что не менее важно, этот шаг 13-летней давности мог косвенно повлиять на облачную стратегию Microsoft. SUSE Linux Enterprise Server в последствии стал одним из первых доступных дистрибутивов на облачной платформе корпорации.
Если взглянуть на ситуацию шире, то окажется, что сегодня большая часть мировых дата-центров использует опенсорсную ОС. Подробнее о том, как Linux возглавил облачную революцию, мы расскажем в следующей статье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий