
Для меня этот пост еще и повод поностальгировать. Моим первым аудиогаджетом в жизни был портативный магнитофон “Электроника-331-стерео”, который появился в семье не на много позже меня, впоследствии это же устройство я использовал вместе со своим первым компьютером ZX-Spectrum. Именно благодаря ему я стал интересоваться музыкой, а впервые сломав и пытаясь починить узнал, что в советские магнитофоны ставят японские двигатели.
Советский плеерный бум
И в 80-е Союз опять отставал от развитых стран по магнитофонам на 6 — 7 лет. Но, к чести отвечавших за планирование лиц, отставание в портативном магнитофоностроении сокращалось достаточно быстро, в ассортиментном отношении даже быстрее, чем на прочих “фронтах электроакустического фронта”. Как известно, первый массовый кассетный плеер Sony Walkman TPS-L2 появился в 1979 году. Так осенью 1984-го года вышел советский аналог — кассетный плеер или, как в то время дословно переводили, кассетный проигрыватель «Электроника-Микроконцерт-Стерео».

Новинку выпускал Зеленоградский “ТочМаш”. Неудивительно, что плеер скопировали, что в 80-х было даже более распространенной практикой разработки, чем до их начала. В качестве прототипа была выбрана одна из модификаций Sony Walkman TPS-L2. Как и в предыдущих случаях наглого плагиата (зачеркнуть) умелого копирования, полностью слизали только механическую часть, т.е. лентопротяг. С электроникой возникли проблемы, ввиду отсутствия в стране советов подходящих микросхем.

Так первый советский плеер получил электронную начинку на рассыпухе, в качестве основы были использованы кремниевые транзисторы КТ3129 и КТ3130. К 1988 была разработана микросхема КФ1407УД1, что позволило оснастить устройство с возможностью записи, и перевести его в класс компактных магнитофонов.
С устройством много экспериментировали, например, в 1985-м облачили в металлический корпус, предвосхитив таким образом тренд середины девяностых. Однако, выпустив небольшую серию, вернулись к пластмассе, осознав экономическую нецелесообразность такого решения. Ещё одной характерной особенностью модели, которой не было в Японском родственнике, стал встроенный микрофон высокой чувствительности, который появился задолго до того, как устройство оснастили функцией записи. Микрофон выполнял функцию слухового аппарата, причем мог делать это даже в момент воспроизведения.

Технологии и решения, отработанные на «Электроника-Микроконцерт-Стерео», дали возможность создать целый ряд других проигрывателей. Так в 1985-м году появилась целая линейка плееров «Электроника-П», который выпускался на Нововоронежском заводе «Алиот». Базовой моделью стал ''Электроника П-401С'', который был классическим трехкнопочником с перемоткой в одну сторону, который был способен работать 3 часа от четырех батарей типа АА.

Его характеристики практически не отличались от советского первенца и были следующими:
- скорость движения ленты: 4,76 см/сек;
- коэффициент детонации: 0,5%;
- диапазон звуковых частот на выходе для стереотелефонов: 63...12500 Гц;
- коэффициент гармоник: 2,5%;
- номинальная выходная мощность: 2х5 мВт.
- Ток потребления: 150 мА.
- габаритные размеры: 154х90х38.
- вес без элементов: 300 гр.
В дальнейшем на его основе был выпущен еще более упрощенный эконом-вариант с моно звуком, а также экспериментальная партия компактных магнитол с УКВ-приемником.

Отдельного упоминания, на мой взгляд, заслуживает плеер «Квазар П-405С», который с 1988 года серийно выпускался Ленинградским ПО им. М.И.Калинина. Этот плеер отличался оригинальным дизайном и обладал сравнительно неплохими характеристиками по сравнению с прочими собратьями из Страны Советов, например, расширенным частотным диапазоном, который составлял 63 — 12500 Гц.

Также отдельного упоминания заслуживает смелая разработка Запорожского завода «Искра» НТ-Р-91. Проект совмещал небольшую активную акустическую систему и плеер. По неизвестным причинам устройство не пошло в серию, но идея была очень оригинальна для 80-х. Форм-фактор АС близок тому, что начали создавать в качестве мультимедийных колонок для компьютера в конце 90-х — начале 2000-х.

Догнать и перегнать “Электроника-331-стерео"
К 1985-му были реализованы разработки устройств, также копирующие японские аналоги, при этом обладающие расширенным функционалом. Это были компактные (мобильные) магнитофоны. Прообразом для легендарной советской техники послужил не менее легендарный Sony TCS-310.

Первым таким магнитофоном советского производства стал “Электроника-331-стерео", который в порядке эксперимента выпускался небольшими сериями с 1986 по 1989 годы на Нововоронежском предприятии «Алиот».
Именно этот портативный магнитофон стал одним из первых в моей жизни звуковоспроизводящим устройством, наряду с одним из советских проигрывателей. Что характерно, “Электроника-331-стерео" была оборудована двигателем и магнитными головками фирмы, а также плато РЧВ, от компании SONY.


И, несмотря на массу преимуществ, отличалась крайней энергопрожорливостью, склонностью к зажевыванию ленты, а также тем, что большинство ремонтных мастерских отказывались осуществлять её ремонт ввиду конструктивной сложности лентопротяжного механизма.

Характеристики устройства сегодня могут показаться посредственными, но для СССР в 1985-м году да еще с новым форм-фактором — они как минимум впечатляли пользователей: Благо дизайнеры SONY основательно потрудились при создании оригинала.
- Рабочий диапазон звуковых частот, в том числе выходного сигнала: 40 — 10000 Гц;
- Соотношение сигнал/помеха: — 48 дБ;
- Отклонение скорости ленты от номинального значения: +-2%;
- Коэффициент детонации ЛПМ — 0,35 %;
- Номинальная выходная мощность 2х20 мВт.
В комплекте с магнитофоном шли накладные наушники ТДС-13, обладающие впечатляющими характеристиками:
- номинальный диапазон частот: 20 — 20000 Гц;
- номинальное электрическое сопротивление: 2х40 Ом;
- номинальная мощность: 100 мВт;
- максимальная мощность: 150 мВт.;
- КНИ: не более 1%;
- Масса: 37 грамм.

Розничная цена таких наушников вне комплекта составляла 20 рублей.
Полный комплект “Электроника-331-стерео" можно было приобрести за 190 рублей, при этом магнитофон был относительной редкостью, как и многое другое в Советской Стране 1980-х годов, его приходилось ”доставать”.
Убийца флагмана и гаджет для КГБ
Ещё через год появился более упрощенный “народный” вариант советского магнитофона «Электроника-стерео» (мини-стерео), выпуск которого ориентировочно стартовал в 1986 году на том же заводе «Алиот». Его характеристики не очень сильно отличались от “Электроника-331-стерео", при этом был упрощен дизайн устройства, использованы более демократичные материалы.

Выглядел он страшнее, так как, вероятно был собственной разработкой предприятия. Он унаследовал не все болезни 331-го, ибо был конструктивно проще, от того ремонтопригоднее. По всему выходило, что «Электроника-стерео» более приспособлены к эксплуатации в суровых условиях советской действительности, чем копия именитого японца.
Характеристики устройства были следующими:
- Рабочий диапазон звуковых частот, в том числе выходного сигнала: 40 — 10000Гц;
- Соотношение сигнал/помеха: 42;
- Отклонение скорости ленты от номинального значения: +-2%;
- Коэффициент детонации ЛПМ — 0,45 %(стерео) — 0,35 %(331);
- Номинальная выходная мощность: 2х20 мВт.
Интересно, что устройство на базе “Электроника-стерео” в 1990-м году был разработан специализированный магнитофон для спецслужб, пафосно названный “Устройство консервации информации «Язь-0».

Этот магнитофон отличался от «Электроника-стерео» только тем, что был оборудован двумя скоростями, а соответственно, имел 2 диапазона рабочих частот: 200 — 5000 Гц и 200 — 10000 Гц.

Как “Электроника-стерео”, так и её КГБ-шный клон оснащались, вероятно, первыми в СССР наушниками типа “владыш”, в терминологии тех лет микроминиатюрными стереофоническими головными телефонами ТДС-20. Традиционно для советских наушников они были не слишком эргономичны, но отличались вполне пристойным звуком:
- Диапазон воспроизводимых частот: 20 — 20000 Гц;
- Входное сопротивление 40 Ом;
- Номинальная подводимая мощность 3 мВт;
- Коэффициент гармоник: менее 1%
- Паспортная мощность: 100 мВт.

Развитие и эксперименты
Логическим продолжением экспериментальной “Электроника-331-стерео" стала модификация с названием «Электроника М-332С», которая практически не отличалась от предшественника внешне, при этом был избавлен от детских болезней при сохранении всех значимых для качества характеристик. Магнитофон поступил в продажу в 1989-м году.

Как понятно из фото он являлся усовершенствованной копией Sony TCS-310.

Отдельного внимания заслуживает одна из его модификаций «Электроника М-334С» (кенгуру), которая, как и прочие, выпускалась Нововоронежским заводом «Алиот». Модульное устройство состояло из собственно магнитофона, модуля звукоусиления и питания, а также пассивной акустической системы.

Для упрощенной дифференциации модульное устройство получило обозначение «Электроника М-334С”. Считается, что это модульный магнитофон был одним из лучших в СССР. К сожалению, ввиду крайне ограниченной партии, сведений об этом устройстве осталось мало и проверить это тяжело.

Было и множество других модульных экспериментов. Кроме уже упомянутой “Весны”, внимания заслуживает модульный магнитофон-проигрыватель „Амфитон МС“.

Там была воплощена идея совмещении модулей компактного плеера, активной акустической системы и блока питания. Устройство было разработано Омским ЭТЗ Карла Маркса, где серийно выпускалось с 1987-го года.


Он стал первым модульным серийным советским магнитофоном. Данных о количестве выпущенных устройств нет, но о популярности модульной системы легко судить по количеству предприятий, которые их выпускали:
Омский ЭТЗ Карла Маркса,
Ленинградский завод „Новатор“,
Львовский завод имени Ленина,
Саратовский завод точной электромеханики
Каменец-Подольский завод „Электроприбор“ имени 60-летия СССР.
Характеристики устройства были вполне приемлемыми для советской техники того периода:
- Скорость ленты: 4,76 см/с;
- коэффициент детонации: 0,5%;
- диапазон частот: 63...12500 Гц;
- уровень шумов в канале воспроизведения: -44 дБ;
- мощность на выходе телефонов: 2х2,5 мВт;
- габариты плеера: 138х337х88 мм; масса: 0,5 кг;
- выходная мощность; ААС: 2х0;5 Вт;
- диапазон частот: 150 — 16000 Гц.
Большим достоинством системы было время автономной работы, так плеер выдерживал до 4-х часов при работе от шести аккумуляторов Д-0,25, а система в сборе да 10 ч при работе от батарей типа 343. С 1988-го года несколько измененным дизайном эта модульная система выпускалась всё тем же Омским ЭТЗ имени Карла Маркса под названием „Сатурн-401С“.

Итог
Закапываясь в тему советского магнитофоностроения, я начал понимать, что едва обойдусь четырьмя материалами, в силу того, что кассетников, достойных того, чтобы о них писать в СССР, создавали достаточно много. Бум разработки и производства компактных кассетников сошел на нет после развала Союза, главным образом в связи с последующим развалом или перепрофилированием предприятий. Всего за короткий период до 1991-го года было разработано более 50 моделей компактных плееров и магнитофонов, около половины из которых выпускались серийно.
После 1991-го известно всего около 10 моделей этих классов, причем большинство из них лишь внедрялись в серию в 90-е, а основные этапы разработки были преодолены до 91-го года. Последним отечественным плеером принято считать кассетный проигрыватель „Россия КП-708“, который увидел свет в 2000-м году. Двигатели почти всех советских плееров были японские, позже китайские и малайзийские, внушительная часть технических решений заимствовалась в Японии и на западе. Между тем, это была яркая и интересная страница в советском магнитофоностроении, а некоторые решения советских инженеров были не менее талантливыми, чем у забугорных соседей. Традиционно буду признателен за комментарии.
Использован фотоконтент:
www.rw6ase.narod.ru
www.flickr.com/photos/41902337@N07
daxgarth.wordpress.com/2017/08/23/compact-cassette-proton-ussr
stereo.ru
forums.balancer.ru/tech/forum/2012/07/t66563_2--muzej-elektronnykh-raritetov.html
www.radiomuseum.org/r/grundig_c100l.html
igrovoetv.online
(Если вы против использования ваших фото в нашем материале — напишите нам и мы их заменим)
Джинса
Мы торгуем электроникой. В нашем каталоге представлен широкий ассортимент аудио и видео аппаратуры, аксессуаров, коммутации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий