Предисловие: Ссылку на оригинальную статью я увидел в комментарии здесь, на Хабре (к сожалению, не могу его найти чтобы указать автора и сказать спасибо). Статья имеет значение не только для тех, кто жалуется (кто же в этом признается?), но и тем, кому жалуются. Не все знают английский язык, поэтому я решил ее перевести.
[В квадратных скобках — мои примечания.]
Исследования показывают, что во время обычного разговора большинство людей жалуется раз в минуту. Нас тянет поныть потому что это приятно. Однако так же как и множество других вещей, которые приятны — например курение или полкило грудинки на завтрак — нытье вредно.
Ваш мозг любит эффективность и не любит работать больше, чем надо. Когда вы делаете что-нибудь несколько раз, например жалуетесь, ваши нейроны перестраиваются так, чтобы облегчить поток информации. Это облегчает повторение действия — настолько, что вы можете даже не сообразить, что вы снова его повторили.
Вы не можете винить свой мозг. Кто бы хотел строить временный мост каждый раз, когда надо пересечь реку? Гораздо логичнее построить постоянный мост. Так и нейроны сближаются и соединения между ними становятся постоянными. Ученые любят описывать этот процесс как “Нейроны которые возбуждаются совместно, связываются совместно”.
Повторяющиеся жалобы перестраивают ваш мозг, чтобы сделать будущие жалобы более вероятными. Со временем, вы обнаруживаете что негативным быть легче, чем позитивным, независимо от того что происходит вокруг вас. Нытье становится вашим поведением по умолчанию, и это влияет на то как люди воспринимают вас. [Выделение — автора]
И вот в чем загвоздка: нытье повреждает и другие области вашего мозга. Исследование Стэнфордского университета показало что нытье уменьшает гиппокамп — область в мозге, которая важна для решения задач. Повреждение гиппокампа пугает, особенно если принять во внимание что это одна из основных областей мозга, повреждаемых при болезни Альцгеймера. [Также гиппокамп отвечает за кратковременную память.]
Хотя и не будет преувеличением сказать, что нытье приводит к повреждению мозга, дело на этом не заканчивается. Когда вы жалуетесь, ваше тело высвобождает гормон стресса кортизол. Кортизол переключает вас в режим бей-или-беги, направляя кислород, кровь и энергию только на те системы, которые нужны для немедленного выживания. Один из эффектов кортизола, например, это повышение артериального давления и сахара в крови, что помогает или защитить себя, или убежать.
Весь лишний кортизол, выделяемый при частых жалобах, ослабляет вашу иммунную систему и делает вас более уязвимым перед высоким холестерином, диабетом, заболеваниями сердца и ожирением. Он даже делает мозг более уязвимым к инсультам.
Так как человек — существо социальное, наши мозги естественно и неосознанно подражают настроениям окружающих, в частности людям с которыми мы проводим много времени. Этот процесс называется нейронным зеркалированием, и это основа нашей эмпатии. С другой стороны, он делает нытье похожим на курение — не обязательно делать это самому, чтобы получить негативные эффекты. Вы должны быть осторожны, проводя время в компании людей которые ноют обо всем. Нытики хотят чтобы люди присоединились к их сожалениям, чтобы почувствовать себя лучше. Подумайте: если человек курит, сидели бы вы рядом с ним полдня, вдыхая сигаретный дым? Скорее вы предпочтете отойти, и так же вы должны поступать с нытиками.
Есть две вещи которые вы можете сделать когда вы чувствуете необходимость пожаловаться.
Первое: воспитывайте чувство благодарности. То есть когда вы хотите пожаловаться, переключите свое внимание на то, за что вы благодарны. Обдумывание, за что же вы можете быть благодарны, не только хорошо само по себе. Это также уменьшает количество кортизола на 23%. Исследование, проведенное в Калифорнийском университете, обнаружило что люди которые ежедневно работают над воспитанием чувства благодарности, имеют больше энергии и лучше настроение и значительно меньшую тревожность благодаря пониженному уровню кортизола. Каждый раз, когда вы думаете негативно или пессимистично, используйте это как сигнал "переключить передачу" и подумать о чем-нибудь позитивном. Со временем, позитивное отношение станем образом жизни.
Второе, которую вы можете сделать — и только когда у вас есть что-то действительно стоящее жалоб — это использовать жалобу, ориентированную на решение проблем. Думайте об этом как о нытье с целью. Нацеленное на решение нытье должно делать следующее:
- Иметь ясную цель. Прежде чем ныть, определите что вы ищете. Если вы не можете определить цель, скорее всего вы хотите пожаловаться просто так, и этот тип нытья нужно пресекать в зародыше.
- Начать с чего-нибудь позитивного. Может показаться странным начать жаловаться с комплимента, но начинать с позитива помогает другому человеку не уходить в защиту. Например, перед тем как жаловаться на плохой сервис, вы можете сказать что-нибудь вроде “Я был вашим клиентом долгое время и всегда восхищался вашим сервисом…”
- Быть конкретным. Когда вы жалуетесь, не стоит вспоминать все мелкие проблемы за последние 20 лет. Просто опишите текущую ситуацию и будьте конкретным насколько возможно. Не говорите “Ваш сотрудник был груб со мной”, опишите конкретно что сотрудник сделал такое, что выглядело грубостью.
- Закончить позитивом. Если вы закончите жалобу “Я ничего больше не буду покупать здесь снова”, человек, который вас слушает, не будет заинтересован реагировать на вашу жалобу. В этом случае, вы просто выражаете эмоции, или жалуетесь без цели, просто чтобы пожаловаться. Вместо этого перефразируйте свою цель, которую хотите достичь жалобой. Добавьте вашу надежду что желаемый результат может быть достигнут, например “Я бы хотел уладить это, чтобы мы могли продолжить наши деловые отношения”.
Как и курение, излишняя выпивка и лежание на диване перед телевизором весь день, нытье вредно для вас. Используйте эти советы, и благодаря позитивному настрою вы улучшите физическое и ментальное состояние.
Об авторе
Автор — Dr. Travis Bradberry — является соавтором бестселлера “Эмоциональный интеллект 2.0” и со-основателем TalentSmart — компании, которая предоставляет услуги по тестированию и тренингу эмоционального интеллекта для 75% компаний из Fortune500.
От переводчика
Так как это мой первый опыт публикации перевода, буду благодарен за аргументированную конструктивную критику.
Комментариев нет:
Отправить комментарий