Робот-сканер полок – слева
Walmart нанимает еще больше роботов в качестве трудовой силы. На прошлой неделе компания заявила об увеличении своего штаба «автоматизированных помощников». Они помогут компании справляться со всеми «тривиальными» задачами, вроде чистки полов, выдачи заказов проверки ярлыков и отслеживания расположения товаров на полках. Тысячи роботов и специальных башенок выезжают на работу в ближайшие месяцы. Это самая большая роботизация в истории этой крупнейшей в мире сети супермаркетов. Но эксперты в отрасли переживают, что места для людей совсем не остается.
Первыми на работу выезжают роботы-уборщики с кодовым названием «Auto-C (от „Cleaner“?), представленные в конце прошлого года. Они сами определяют лучший путь для очистки пола супермаркетов, так что больше не нужен сотрудник, который раньше сидел у них за рулём.
Сейчас один проход по всему магазину занимает у человека в среднем два часа. Машина будет намного медленнее (пять-шесть часов), поскольку на неё наложены серьезные лимиты по скорости: 3-4 км/ч, чтобы гарантировать отсутствие любых несчастных случаев. Потом, по мере того, как автопилот докажет свою надежность и точность, скорость, возможно, будут повышать.
Раньше, в период тестирования, с каждым роботом-уборщиком по магазину ходили охранники. Теперь Walmart убедилась, что они не нужны. Публика быстро привыкает к обновлению, и даже не замечает, что за их чистящей машинкой никто не сидит. Если нужно, она тихонько бипает, предупреждая покупателей, а если кто-то решит на неё залезть или что-то сломать, начинает орать сирена, и к роботу быстро прибегает охрана супермаркета.
Чистка полов – не единственная задача этих машинок. Спереди, сзади и по бокам в них встроены датчики, передающие информацию на сервера Walmart. Машинное обучение, глубокое обучение и компьютерное зрение помогают рассчитывать, какой путь по магазину будет наиболее эффективным. В расчет принимаются длительность маршрута, время чистки, вероятность столкновения с посетителями и общая энергозатратность пути. В результате каждый последующий круг машина делает чуть эффективнее, чем предыдущий. А еще – она никогда не пропускает грязного пятна, и работает намного точнее, чем любой человек-уборщик с 40-летним опытом.
Эти машины создаются в сотрудничестве с Brain Corp. В декабре, после первого раунда тестов, Walmart заявила, что она собирается внедрить 360 таких роботов к февралю-2019. Теперь, видимо, машинки доказали свою эффективность. Компания приняла решение об установке еще 1500 устройств в этом году, так что общая цифра дойдет до 1860. Это значит, что больше трети супермаркетов Walmart теперь будут чиститься с помощью роботов.
Фирма также расширяет число сканеров полок „Auto-S“ (видимо, от „Scanner“). Эти машинки тестировались ей с 2017 года. Тогда она установила их в 50 своих магазинах, теперь – добавляет еще 300. Эти устройства довольно странной формы, как почтовые ящики с длинной-длинной рукой, большую часть своего времени проводят на станции зарядки. Но когда сотрудник дает им задачу – проверить запасы товара на складе, определить неправильно указанные товары на полках, проверить этикетки или ценники – они отправляются сканировать полки. Работают пока медленнее человека, который может быстро пробежать всё глазами. Зато и ошибок – ноль.
Сарджун Скафф, основатель стартапа Bossa Nova, отвечающего за эти роботы, говорит в интервью:
Если задуматься об этом, какую вы можете назвать последнюю инновацию, случившуюся в магазинах? Я могу вспомнить разве что кассы самообслуживания и штрих-коды. Ритейлеры всегда были очень точны с отслеживанием продуктов – от производителя, в контейнерах, через таможню, через склад или центр дистрибуции. Но когда товар попадает в магазин, это как черный ящик. Никто точно не скажет, нет ли там кражи или лежит ли каждый продукт на своем месте. А проверять каждый товар – задача крайне унылая.
Люди теперь нужны только чтобы дать команду роботу. А сами могут заниматься устранением более важных проблем или проведением времени с покупателями, улучшая атмосферу в магазине.
Walmart также внедряет умные ковейеры-отгрузчики, которые могут принимать товары с грузовиков и рассылать их в нужные места на складе. Фирма называет их FAST Unloaders. Конвейер с датчиками сам определяет, что именно по нему едет, и это ускоряет процесс отгрузки в несколько десятков раз.
Разгрузка товаров, говорит компания, была одной из самых нелюбимых работ у её сотрудников, так что ей было трудно удерживать людей на этой позиции. Прошлым летом компания опробовала 30 машин-отгрузчиков, и эксперимент оказался настолько успешным, что стала добавлять по 10 каждую неделю. Теперь в супермаркетах установят еще 1200 таких умных конвейеров, доведя общую цифру до 1700.
О Pickup Towers, автоматах для выдачи онлайн-покупок, мы уже рассказывали. Их тоже активно тестировали в прошлом году – они помогали бороться с Amazon, упрощая выдачу онлайн-заказов. Стоимость доставки – $0 при заказе от $30. Посылку забираешь в любом магазине Walmart, где стоит такая башня, нужен только смартфон со штрих-кодом. В 2017-м было установлено 200 этих автоматов для выдачи интернет-покупок, в 2018-м – еще 500. Теперь компания добавляет еще 900, доведя общее число до 1600. Показываешь устройству свой смартфон – получаешь посылку.
Компания говорит, что все эти технологии помогут освободить сотрудников от «самых скучных и постоянно повторяющихся задач», и дать им больше времени для поддержки покупателей лицом к лицу. Но, конечно, так сейчас говорит каждый. На самом деле список работ, остающихся для реальных людей, не впечатляет. Охранники и кассиры (и то только потому, что у компании пока нет своей технологии уровня Amazon Go, хотя она вместе Microsoft очень старается).
Отвечая журналистам, компания также заявила, что для людей у неё найдется полно работы… в сфере отбора овощей и фруктов! То есть, отделения старых и гнилых мандаринок от молодых и свежих. Walmart говорит, что бакалея сейчас отвечает больше чем за половину её годовой выручки, и эта сфера особенно активно развивается онлайн, так что работы здесь будет полно. А роботы сейчас устанавливаются там, где компания и так испытывает проблемы с подбором персонала, и где была самая большая текучка.
Представитель Walmart говорит:
Пока что мы видим, что внедрение технологий снижает текучку рабочей силы. Мы убираем самые нелюбимые виды занятий. Автоматизируется не целая должность, а только определенная её самая примитивная часть. В остальном человек остается необходимым, более того – у него освобождается время, чтобы заниматься чем-то более интересным, вроде обслуживания покупателей.
За последние полтора года мы добавили больше 40 000 рабочих мест в сфере отбора фруктов и овощей в супермаркетах для онлайн-заказов. Еще недавно этих должностей просто не существовало. Результат: всё больше сотрудников остается с нами надолго, текучесть кадров самая низкая за последнее десятилетие.
Для сотрудников это звучит очень неутешительно. Сейчас в Walmart трудится 1,5 млн человек, это один из главных работодателей США. И мало у кого есть сомнения, что работу по отбору свежих фруктов попытаются автоматизировать следующей. Вряд ли это намного сложнее, чем определение товара, идущего по конвейеру. А снижение текучки – не симптом ли это того, что у людей остается всё меньше и меньше выбора, и любая работа лучше, чем никакой?
Комментариев нет:
Отправить комментарий