Эта ответ на неожиданную статью на Хабре психиатра с тридцати пятилетним стажем Александра Геннадьевича Данилина, также довольно известного youtube влогера. До его статьи на Хабре я не обращал на его творчество внимания, как выяснилось, зря.
Но сначала короткое предисловие.
Для меня психиатрия болезненная и личная история. К сожалению, это очень специфичная область медицины, в которой эзотерика и мракобесие очень успешно сопротивляются научному знанию. Дело в том, что доказательной медицине вообще чуть более тридцати лет. И медицинское сообщество только сейчас с кровавой рвотой исторгает из себя всякую гомеопатию. В психиатрии же ввиду объективных факторов процесс идет тяжелее всего. Эта область все еще является заповедником для шарлатанов, невежд, идиотов и фриков от науки со своими особыми трактовками и истинами, почерпнутыми из “философских размышлений”. Революция в нейронауках, в частности, в психологии и психиатрии происходит прямо сейчас. Увы, не для всех.
К не слишком компетентным, но придерживающимся стандартных программ и методик лечения психиатрам, я отношусь довольно холодно. Тем не менее, они делают то, чему их научили. Как правило, это позволяет им вывести пациента из острого психотического состояния. Ну, а дальше у него по крайней мере будет шанс. Возможно, в будущем разработают лучшие методики, будут лучше лечить. Но вот фрики, выковыривающие свои антинаучные гипотезы из известного места и применяющие их при лечении тяжелых пациентов, вызывают во мне острое нестерпимое желание жечь, жечь, жечь в драконьем пламени. Я слишком хорошо знаю, к чему приводит их невежество. Я был в этом аду, я в нем горел.
А. Данилин, разместивший на Хабре свою статью: «Ответ психиатра на статью «Болен-здоров»», опасный фрик от науки, а его статья фонтанирует бредом. При этом он умудряется давать советы пациенту с очень серьезной патологией.
Извергать бред он начинает с первого же абзаца:
Исходя из моего опыта, сразу хочу сказать, — описанные в статье переживания характерны, в первую очередь, для тиреоидита – повышенного титра антител к гормонам щитовидной железы.
Наука так не работает. Во-первых, мы живем в двадцать первом веке, свой опыт нужно оформлять в виде исследования или сослаться на исследования других научных групп. Потому, что в этом случае все мы сможем проверить корректность подобных выводов.
Тиреодит — нарушение функций щитовидной железы, действительно может приводить (и часто приводит) к нарушению функций высшей нервной ситемы. Может негативно сказываться на механизмах мышления и памяти. Нарушение связанности мышления может вносить шизотипический паттерн в этот механизм. Но к затяжным энергичным маниям обычно не приводит (т.е в части публикаций я вижу упоминание вроде: “В некоторых случаях отмечаются даже психотические симптомы.”) Психотические симптомы — это не маниакальный психоз. Я нашел всего одну странную статью на пабмеде, связывающую острый маниакал у ОДНОГО пациента со сверх высокими дозировками LT4, которые он получал. Да и то формулировка авторов: “We ultimately ascribed the mania as secondary to LT4, and the heart block to hypothyroidism” меня сильно смущает. Впрочем меня все смущает в этой статье, включая единичного пациента. (http://bit.ly/2IrGx7N)
Наоборот, везде отмечается, что тиреодит приводит к депрессии. По ключевым словам “Thyroiditis depression” пабмед выдает чуть менее двухсот статей. Что, честно говоря, не густо, но среди них два десятка довольно больших исследований на приличных выборках. Также можно найти материал по тем же ключевым словам на рисерчгейте. Больших исследований, подтверждающих категоричное мнение Данилина, я не нашел.
Также на пабмеде можно найти исследования о взаимосвязи препаратов лития, которыми лечат биполярников, с нарушениями функций щитовидки. Но связь обратная! Не тиреодит приводит к маниакальному синдрому, а фармпрепараты на основе лития, которыми купируют маниакальный синдром, могут вызывать тиреоидит, как побочный эффект.
Но зато много исследований говорят о связи депрессии и нарушений функций щитовидной железы. Что не удивительно. Депрессия — это не совсем антипод мании. Депрессия — это угнетенное состояние психики. Причин для такого угнетения может быть много. От побоев в школе, хронической зубной боли и гормонального дисбаланса до проблем с иммунитетом и нейровоспалений. Когда вы имеете дело с депрессий, источник проблемы может оказаться где угодно, даже в левом мизинце стопы. Но причины энергичных маний чаще всего локализованы внутри черепной коробки.
Но психиатр Данилин продолжает:
Подобное состояние все равно относят к «эндогенным» (внутренним, не имеющим объективной причины) и лечат как шизофрению, в чем автор может убедиться, прочитав инструкции к лекарственным препаратам, которые он принимает.
Во-первых, кто вам сказал, что эндогенные причины это не причины? Конечно же, подобные состояния классифицируют как имеющие объективную причину. Обязательно. Всенепременно. Установлением этих причин занято огромное число научных групп по всему миру.
Другой вопрос, что на сегодняшний день у практикующих психиатров выбор инструмента не велик. Это так или иначе антипсихотики, которые воздействуют на дофаминовую систему, и несколько классов нормотимиков, регулирующих по разным механизмам баланс глутамат/ГАМК. Вроде препаратов лития, антикольвульсантов, антагонистов кальция и (внимание!) тиреодных гормонов для купирования депрессивных состояний (не маниакальных).
Причем доктор педалирует и продолжает настаивать на своем заочном, ничем не обоснованном диагнозе:
Исходя из описания, я считаю наиболее вероятной физиологической причиной состояний автора тиреоидит.
А я считаю, что после таких заявлений надо лишить диплома и гнать из медицины с вечным баном на профессию. Данилин ставит диагноз (хоть и с оговорками) человеку, которого даже по телефону не слышал, при этом из более чем двух десятков причин подобной патологии выбрав самую невероятную, основываясь лишь на абсурдных, ничем не подтвержденных гипотезах.
Да, я адепт святого пабмеда и доказательной медицины. Мне не интересны умозаключения на основе “трансцендентного опыта”. Тем более, противоречащие здравому смыслу и общему пониманию работы гормональной системы.
Дальше доктор уже полностью переходит на генерацию бреда:
Повышенная эмоциональная ранимость, о которой ничего не писал masterdak, чаще всего связана с минимальными органическими расстройствами нервной системы, возникающими, как правило, в результате родовой травмы или при нарушениях гемодинамики в организме беременной. Происходит примерно следующее:
Капилляры, снабжающие кровью нервные клетки — очень узкие сосудики. При малейших неполадках в родовой деятельности матери или повышении вязкости крови они спадаются и умирают, а на их месте образуется так называемый глиoз – микроскопические рубчики.
К депрессии, нарушениям сознания, нарушениям памяти этот механизм приводит очень часто. Между тиреоидитом, гиперсенситивностью и эмоциональной лабильностью связь вроде бы в исследованиях обнаруживается. Все мои попытки найти сколь нибудь адекватные исследования связи глиомы и эмоциональной лабильности либо гиперсенситивности остались безуспешными. Можно увидеть исследования, связывающие глиоз и гиперсенситивность?
Данилин:
Если бы это происходило в кожной ткани, то сначала возникло бы воспаление, а на его месте – рубцовая ткань. Мозг — асептическая среда, здесь нет бактерий, нет и воспаления в строгом смысле этого слова, но защитные системы организма все равно будут бороться с микрорубчиком.
Нет воспалений в мозге? Что? Воспалительный процесс в самом что ни на есть строгом смысле возможен в мозге. Причем во всех видах тканей. Как с участием бактериального агента, так и без. Как такое можно заявить? Такое заявление слишком безграмотно даже для фельдшера!
Далее Данилин все же оговаривается:
Я не ставлю диагнозов без обследования. Опираясь на ваши посты, я только пытаюсь объяснить, что в подобных ситуациях происходит с нервной системой человека. И делаю это только потому, что отечественную психиатрию все эти процессы не интересуют.
С отечественной психиатрией все плохо в массе своей. Александр Геннадьевич яркое тому подтверждение. От засилья фриков и невежд страдают пациенты, требующие особой деликатности и строго научного подхода. В психиатрии принцип не навреди особенно актуален, но фрикам плевать.
Еще через абзац:
алкоголь стабилизирует их (пациентов, страдающих повышенной эмоциональной ранимостью или внезапными перепадами настроения) психическое состояние.
Мне просто нечего сказать: алкоголь — известный “стабилизатор” эмоциональных состояний! Я даже теряюсь, как мне сформулировать поисковый запрос на пабмед.
И так, продираясь сквозь бред, мы доходим до следующего раздела:
Диагноз «биполярное аффективное расстройство» сегодня – форма демагогии, предназначенная для пациента. Врач не хочет говорить пациенту, что тот страдает шизофренией, уж больно это безнадежный и труднообъяснимый диагноз.
Здесь демагогию, причем малограмотную, демонстрирующую дикое невежество разводит Данилин. БАР — это действительно большая группа патологий маниакального и/или депрессивного характера с самым разным патогенезом (причинами). Все это известно каждому психиатру. При этом БАР лечат теми же препаратами, которые выписывают пациентам с шизофренией, если маниакальный синдром носит четко выраженный ШИЗОТИПИЧЕСКИЙ характер. Ни один компетентный доктор не будет назначать пациенту с БАР антипсихотики, если пациента стабилизируют нормотимики, и шизотипических нарушений мышления не наблюдается. Другой вопрос, если нормотимики не справляются. Тогда бы психиатр был и рад назначить что-то более адресное, но у него только пила и молоток. Не помогают препараты лития или вальпорат — глуши дофамин от безысходности.
Как пример, мой гипоманиакал с наибольшей долей вероятности связан с анандамидной супрессией ГАМК. По ночам я перехожу в крайне возбужденное состояние. Утром я мог бы наверстать сон. Но сейчас я встаю в 6:15 на работу. Моего психиатра беспокоит мой режим, при котором я сплю меньше 3-4 часов в сутки на неделе. Увы, он бы и рад мне назначить что-то из антагонистов CB-1 рецепторов. Но таких препаратов еще нет на рынке. Они только в разработке и когда будут одобрены, не известно. Поэтому он мягко настаивает на приеме кветиапина на ночь. Я мягко отказываюсь, но мотивы его мне ясны. Супрессия дофамина по D2 в моем случае будет иметь слишком высокую цену, при моем ослабленном фокусе внимания. Я решил истощать ЦНС и принять все негативные последствия такого шага, но не трогать дофамин. Тем не менее, будь я лечащим врачом такого пациента, я бы тоже настаивал на приеме мягкого нейролептика при отсутствии альтернатив. Мне немного помогает медитация в технике MindFulness. Впрочем, я еще новичок и не имею большой тренировки и практики медитации. Поэтому пока результат таких упражнений очень скромный.
Далее доктор А. Данилин выдает длинную конспирологическую теорию о становлении советской школы психиатрии. Я пропущу этот раздел. Что происходило 70 лет назад меня не интересует, даже если каждое слово и каждая трактовка в этом рассказе есть чистая правда. Меня, больше интересует, что происходит в психиатрии и нейронауках сейчас. Сегодня.
Но дальше по тексту бред становиться жирней, а партизаны еще толще:
«Единый психоз» подразумевается ныне везде и всюду — даже когда вашим детям ставят диагноз «синдром детской гиперподвижности» или «ранний детский аутизм» — их лечат от шизофрении. Не забывайте внимательно читать инструкции к препаратам!
Но дело не только в этом.
Давно ли детскую гиперактивность лечат антипсихотиками. Что я пропустил? Откуда это?
В России для коррекции СДВГ сертифицирована Страттера. Хреновый препарат, воздействующий на норадреналиновую систему, но не имеющий никакого отношения к антипсихотикам.
А на западе при коррекции СДВГ применяют метилфенидат и амфетамин. Давно ли амфетамины показаны шизофреникам? Антипсихотики являются антагонистами D2 рецептов в своей массе. А амфетамин и метилфенидат агонистами. Их действие ДИАМЕТРАЛЬНО противоположно.
Идем дальше:
Занимаясь обучением самовнушению и самогипнозу, я с большим уважением отношусь к медитации, но заниматься медитацией, одновременно принимая нейролептики и антидепрессанты, как минимум, бессмысленно.
Данилину следует прекратить самогипноз и самовнушение. И заняться самообразованием. Я тоже с некоторой надеждой смотрю на медитативные техники. Тому есть несколько причин, о которых я подробнее напишу, когда дойду до них в цикле «PsyGuide: Дефицит внимания.»
Но когда нарушена химия мозга, то сначала нужно нормализовать химию, а потом заниматься медитацией. В остром психотическом состоянии ни о какой медитации и речи идти не может.
Идем по тексту дальше:
Тревожные мысли – это сомнения в самом себе и в своей способности отвечать за все, что ты делаешь. Психика знает один единственный способ освобождения от тревожащих мыслей – ощущение собственного величия.
Ну что за фрейдовщина/юнговщина? На чем базируется такое утверждение? К тому же, снова все с точностью до наоборот.
Механизмов провоцирующих тревожное состояние известно много. От повышенного содержания анандамида в ГАМКергических нейронах до низкой связанности инсулы и поясной коры, а также дисбаланс гормонов любимой Данилиным щитовидной железы.
Что касается мании величия, то тут всегда главным игроком выступает дофамин по мезолимбическому пути. И при дофаминовой гиперстимуляции все исследования отмечают снижение тревоги.
Рассказать вам, что такое тревожное расстройство? Это когда ты выходишь из дома, забыв взять права и деньги даже на обед, рабочие документы и нужные на день чертежи. Но при этом тщательно проследив, чтобы оба телефона и пауэрбанк были полностью заряжены, потому что каждый миг вслушиваешься в мессенджеры. Каждую секунду ожидая звонка, что твой близкий человек выпрыгнул в окно, пропал, или погиб, пока ты на другом конце земли зарабатываешь деньги, чтобы расплатиться за его лечение у таких вот психиатров. Весь фокус внимания двадцать часов в сутки сосредоточен на смартфоне. Вот сейчас, сейчас тебе позвонят и сообщат, что родители погибли, друзья сгорели, грядет ядерный апокалипсис, и ты умрешь в нем последним, похоронив все, что тебе дорого. Крайне неприятное для психики состояние. Ничего общего с манией величия я и близко не переживал в тот период. Да кстати, риталин, который я стараюсь избегать по причинам, которые так же раскрою в цикле “PsyGuide: Дефицит внимания”, в тот период мне помогал не только сфокусироваться на рабочих задачах, но ослаблял тревожное состояние. Дофаминовая стимуляция D2 рецепторов снижает тревогу. При гиперстимуляции он же способен вызвать манию величия.
Как Данилину удается каждый раз в своих высосанных из пальца гипотезах так точно промахиваться на 180 градусов?
Рассуждения и комментарии доктора про надмозг я пропущу. Я просто не знаю что это такое, где его искать на МРТ.
Можно далее разбирать вот такие перлы:
Все люди, принимающие нейролептики и антидепрессанты, участвуют в затяжном фармакологическом эксперименте, эффективность которого в реальности ничем не доказана…
Или такие:
Наоборот, немецкая психиатрия всегда считала, что это расстройство проходит бесследно. И никаких психотропных препаратов во времена Крепелина не было – лечили этот психоз санаторными условиями, водными процедурами, гипнозом и… кругосветными путешествиями.
Что там считали до появления доказательной медицины меня интересует мало. Сто лет назад могли считать что гемофилия полностью излечивается кровопусканием.
Силы на исходе, поэтому не будем отвлекаться на конспирологию и мифологию, идем дальше:
Побочные действия лекарств — это не осложнения. Побочное действие — это часть обязательного воздействия препарата на организм, но не желательное для здоровья пациента и целей лечения.
Я сломал мозг от этой фразы. Побочные действия — это побочные действия. Осложнения — это осложнения. Да, мы живем в неидеальном мире. Антипсихотики, подавляя дофаминовую систему по мезолимбическому пути, приводят и к подавлению по мезокортикальному, что плохо сказывается на собранности мышления, а в длительном периоде ведет к угнетению префронтальной коры и деградации ее функций. У нас просто нет такого высокоселективного препарата, который бы блокировал дофамин так избирательно. Появление таких препаратов будет означать прорыв в лечении шизофрении. Но пока имеем то, что имеем. Платим ту цену, которую платим. Что сказал Данилин, я так и не понял.
Далее Александр Геннадьевич открывает пациенту истину:
Арипризол.
Антипсихотическое средство (нейролептик). Предполагается, что терапевтическое действие арипипразола при шизофрении обусловлено сочетанием частичной агонистической активности в отношении допаминовых D2- и серотониновых 5-HT1а- рецепторов и антагонистической активностью в отношении серотониновых 5-HT2- рецепторов. Арипипразол обладает высокой аффинностью in vitro к допаминовым D2- и D3-рецепторам, серотониновым 5-HT1a- и 5-HT2a-рецепторам…
Непонятно?
Во-первых, становится ясно, что лечат вас от шизофрении.
Не понятно. Я уже писал, что у современной психиатрии не такой большой набор инструментов. Не важно, от чего лечат, в идеале (я надеюсь, что так и было) после подбора пациент дал лучший ответ именно на эти препараты. От чего лечат, из инструкции совершенно не ясно. По крайней мере, мне. Данилину, который, видимо, черпает знания прямиком из космоса, вообще все понятно.
Дальше Александр Данилин применяет запрещенный прием, за использование которого я сразу же готов схватиться за канистру с бензином. Он пугает длинным списком побочных эффектов пациента с маниакальными психозами:
Участвуя в этом эксперименте, вы употребляете препараты, обладающие следующими обязательными действиями (указанными как побочные):…
длинный список
Дело в том, что люди, вынужденные принимать такие медикаменты, и так остро переживают те побочные эффекты, которыми обладают антипсихотические препараты. Главный из которых — общее угнетенное состояние. Часто это служит причиной отказа от препаратов, что резко обостряет психоз и может угрожать жизни пациента. Все мы, кто имел дело с антипсихотиками и нормотимиками, знаем ту высокую цену, которую приходиться платить за то, чтобы оставаться в уме. Те из нас, кто многолетней упорной работой над собой в состоянии слезть с психофармы — истинные счастливчики. Увы, не всем это дано, не всем это позволяет их нейрохимия.
Будьте осторожны. Берегите себя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий