Конец 1990-х был простым периодом для Google. Нарождающаяся компания представляла собой всего лишь поисковую систему, а такие сервисы, как Gmail, Android и YouTube в лучшем случае были лишь блеском в глазах стартаперов. И первая политика конфиденциальности отражала эту простоту. Она была краткой и честной, милым, старым, добрым артефактом иных времён Кремниевой долины, когда Google всего в 600 словах объясняла, как она собирает и использует вашу личную информацию.
Того варианта интернета (и Google) уже нет с нами. За последние 20 лет та самая политика конфиденциальности переписана в раздувшийся документ из 4000 слов, описывающих то, как компания обращается с вашими данными.
Эта эволюция, шедшая два десятилетия и познавшая 30 вариантов, представляет собой историю трансформации интерната в глазах одной из наиболее важной его сущностей. Сегодня веб ужасно сложный, и политика конфиденциальности от Google соответствует этому.

Изменение политики конфиденциальности Google со временем
1999-2004: уже не пишет о пользователях «в совокупности»
В первые пять лет политика конфиденциальности Google отражала эру до смартфонов – время, когда мало какие данные о пользователях собирались, и пользователей всегда рассматривали «в совокупности, а не как отдельных личностей». Эта лаконичная декларация – вероятно, наиболее важная часть первой политики конфиденциальности Google:
1999
Google может делиться информацией о пользователях с рекламодателями, бизнес-партнёрами и другими третьими лицами. Однако мы всегда сообщаем сведения о пользователях в совокупности, а не об отдельных личностях. К примеру, мы можем раскрыть информацию о том, насколько часто средний пользователь Google посещает Google, или какие иные слова чаще всего встречаются в запросах, содержащих слово Microsoft.
Этот прямолинейный параграф процитирован из второй версии политики конфиденциальности Google, выпущенной спустя три месяца.
Двадцать лет спустя это заявление демонстрирует, насколько далеко Google ушла от своих корней, говорит Джеймс Уорд, юрист, специализирующийся на законах о конфиденциальности и безопасности данных. «Кратко говоря, это заявление утверждает, что раньше Google использовала не ту бизнес-модель, что использует сейчас, — сказал он.
2005-2011: Google раскрывает больше данных для лучшего таргетинга рекламы
В конце 2000-х Google кардинально поменялась. Прошли приобретения таких компаний, как видеохостинг YouTube (2006) и рекламная сеть DoubleClick (2008). Это совпало с подъёмом десктопной и баннерной рекламы, а также мобильной революцией, открывшей новые способы рекламы и отслеживания. Политика конфиденциальности Google эволюционировала, чтобы отражать эти изменения в индустрии.
Согласно Уорду, в это время политика Google сместилась от „прямолинейного раскрытия правил к более сложной системе“. Поскольку Google всё время увелиивала количество персональных данных, на которых она строила рекламную модель и весь свой бизнес, то, по его словам, компания „перешла от модели “мы не передаём ваши данные» к модели «мы не продаём ваши данные»".
И вот, как с годами менялось то, что собирала компания.
Что собирает компания
С самого начала бизнес Google был построен на рекламе. В ранних политиках конфиденциальности упоминались рекламодатели, но не таргетинговая реклама. Это изменилось в 2005 году, когда в Google впервые использовали фразу «персонализированный контент и реклама».
«Выбор рекламы» впервые упомянули в 2009, вскоре после того, как Google купила DoubleClick за $3,1 млрд и встроила её в свою маркетинговую платформу.
В июне 2004 года появляется следующая фраза:
Если у вас есть учётная запись, мы можем поделиться информацией, загруженной посредством этой записи, между всеми нашими сервисами, с тем, чтобы обеспечить вам их беспрепятственное использование и улучшить их качество.
Уорд говорит, что в 2004 году люди ещё верили в честность таких заявлений. Но, по его словам, «сегодня это явно сигнал о создании всеобъемлющего профиля, и что каждый сервис, используемый вами, будет собирать информацию для персонализированной рекламы, даже если вы с этим не соглашались». Уорд утверждает, что согласно данной политике вас посчитают согласным даже без вашего знания об этом.
2012-2017: усложнение бизнеса требует усложнения политики
Статус Google как интернет-гиганта привлёк к компании больше внимания. В августе 2012 года компания заплатила $22,5 млн штрафов по решению федеральной торговой комиссии США за «неверное представление заверений о конфеденциальности», касавшееся отслеживание файлов куки у людей, использовавших браузер Safari от Apple.
В преддверии штрафа секция «информация, которую мы собираем» политики конфиденциальности Google была серьёзным образом отредактирована.
В редакции политики конфиденциальности от марта 2012 Google остановилась на отредактированной версии того, какой информацией она делится:
Мы можем предоставить сведения о вас компаниям, организациям или частным лицам, не связанным с Google, если вы предоставили согласие на это. На раскрытие специальных категорий персональных данных мы запрашиваем у вас согласие.
В тот же день Google переписала условия использования впервые с 2007 года, отредактировав документ из 20 пунктов, сделав его короче, но сильно расширив определения. Одно изменение, касающееся загруженного контента, даёт в особенности широкие привилегии компании в использовании этого контента по её усмотрению:
Загружая или иным образом добавляя материалы в наши Службы, вы предоставляете компании Google и ее партнерам действующую во всем мире лицензию, которая позволяет нам использовать это содержание, размещать его, хранить, воспроизводить, изменять, создавать на его основе производные работы (например, переводы, адаптации и прочие способы оптимизации материалов), обмениваться им, публиковать его, открыто воспроизводить, отображать, а также распространять.
В условиях использования упоминается, что «все права на интеллектуальную собственность в отношении этих материалов остаются у их владельца. Проще говоря, все, что было вашим, таковым и останется». Но, по словам Уорда, этот пересмотр условий, особенно фраза «загружая или иным образом добавляя материалы», был очень осмысленным изменением того, что Google считает пользовательским контентом.
«Ваши поисковые запросы, нажатия клавиш, отпечаток голоса и лицо в видеочате Google Chat, письма, отправленные вами через Gmail – всё это части контента, загруженного вами в их сервисы, — сказал он. – Именно так все мы и „согласились“ с этим, не имея понятия о том, что сделали это».
2018 – наши дни: текущая политика меняется, чтобы соответствовать более строгим законам
Крупнейшее современное усовершенствование политики Google произошло в мае 2018 года, в ответ на европейский "Общий регламент по защите данных", или GDPR. Согласно Сэму Хефт-Люфти, менеджеру продукта по политике конфиденциальности Google, изменение политики, занявшее целый год у писателей, дизайнеров, исследователей и юристов, было не просто изменением юридического языка, но «полным обновлением продукта» с тем, чтобы он «лучше описывал собираемую нами информацию и пояснял права пользователей».
Хефт-Люфти сказал, что хотя политику переписывали для большей ясности, в ней не менялось то, что Google делает с данными пользователей. «Мы не расширяли права или разрешения Google», — сказал он.
Он также отметил, что самые большие изменения в политики концентрировались на облегчении навигации по ней. И хотя она ещё напоминает лабиринт, во многих секциях теперь есть поясняющие видео и цветные иллюстрации в виде логотипов и изображений.
Политика добавила девять упоминаний о том, что пользователи могут экспортировать свои данные, и несколько секций, поясняющих, как удалять свои данные – скорее всего, под давлением правил GDPR, дающим пользователям больше прав на владение и управление своими данными.

До и после G.D.P.R.
В 2019 году цифровая экономика обширна, и перекликается с технологиями, компаниями, рекламодателями и миллиардами людей, сбрасывающих данные ежесекундно. Большую часть этой информации собирает Google, чтобы помочь формировать меняющие мир продукты, а также подпитывать свою рекламную машину, печатающую деньги.
PS: после появления этой статьи из газеты New York Times на сайте Hacker News, один из его читателей отметил, что политика конфиденциальности самой газеты состоит из более чем 5000 слов, и содержит практически всё то же самое, за что газета ругает Google, и немножечко сверх того. Оказывается, к примеру, что New York Times оставляет за собой право продавать (они называют это «сдавать в аренду») имя и почтовый адрес читателей рекламодателям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий