В первой части Джеф Безос рассказывает про свои детские мечты о космосе и о своем способе мышления о будущем (горизонт планирования более 200 лет, энергоистощение, начинать с малого, делать вещи не для сиюминутной выгоды, а для перспективы, проекты на несколько поколений вперёд и пр), во второй части — о своем лунном проекте. В конце Джеф передаёт эстафету подрастающему поколению. Приятного просмотра.
Расшифровка:
20 секунд до старта.
15 секунд до старта.
Переход на автономное управление.
Двенадцать.
Одиннадцать.
Десять.
Девять.
Начинаю зажигание.
Шесть.
Пять.
Четыре.
Три.
Два.
Один.
Ноль.
Все двигатели работают в порядке.
Подъём.
Подъём Аполлон 11.
Башня обслуживания в норме.
Нил Армстронг докладывает из Моря спокойствия.
Мы прочтем табличку, которая находится на опоре посадочного аппарата. Сначала идут полушария, каждая показывает полушарие Земли. Ниже написано: «Здесь Человек с планеты Земля впервые ступил на Луну, июль 1969 г. н.э. Мы пришли с миром для всего человечества».
О, классно. Освещение наполовину приличное?
Хорошее, ещё они достали флаг, и теперь на поверхности Луны можно увидеть видеть звезды и полосы.
Вау!
Если вас это не вдохновляет, вы сюда зря пришли. Вы не выбираете мечту. Это мечта выбирает вас. Когда мне было 5, я видел то, что вы сейчас посмотрели. И это имело огромное влияние на меня, которое со временем не изменилось.
Это я в старшей школе. И хочу обратить внимание на эту цитату.
«Земля не бесконечна, и если мировая экономика и население продолжат расти, то космос останется единственным путём для движения».
Я до сих пор в это верю. К слову, это моя версия растраченной юности. Угадайте, какая планета лучшая в Солнечной системе? На этот вопрос легко ответить. Мы запустили исследовательские аппараты, как например этот, во все уголки солнечной системы. Некоторые из лишь пролетели мимо планет, но рассмотрели их всех. Земля это лучшая планета. It is not close/ Она, реально, хороша. Даже не начинайте разговор о Венере. Посмотрите на Землю. Она невероятна. Джим Ловэл, один из моих героев. Во время миссии Аполлон 8, когда он облетел Луну, он сделал нечто удивительное.
Он поднял большой палец, и осознал, что большим пальцем руки мог закрыть всю Землю. Всё что он знал, можно было закрыть пальцем и он сказал нечто удивительное. «Люди часто говорят: «Надеюсь, что попаду к рай после смерти»». Он сказал, «В тот момент я понял, что попал в рай, когда родился». Земля, это рай.
Карл Саган, высказался поэтично. «На этой голубой точке все, кого ты когда либо знал, и все о ком ты когда-либо слышал. И все когда-либо жившие люди прожили свои жизни здесь. Это очень маленькая площадка на бескрайней космической арене.»
Всю историю человечества Земля ощущалась больше нас. И в самом деле, это довольно верное ощущение. Она должна быть большой. Человечество должно быть маленьким. Но реальность теперь иная. Земля перестала быть большой. Человечество стало слишком великим.
Планета кажется большой, но она не бесконечна. И есть кое-что, что нам необходимо сделать. Необходимо осознать, что есть безотлагательные проблемы; вещи, над которыми нужно работать и мы работаем над ними. Речь идет о бедности, голоде, бездомных, экологии, истощении океана. Есть большой список проблем безотлагательных проблем и нам необходимо работать над этими вещами срочно, здесь и сейчас.
Но, также есть долгосрочные проблемы. И над ними нужно работать тоже. И на их решение уйдёт больше времени. Вы не можете ждать, пока долгосрочные проблемы станут насущными. Мы можем делать и то, и другое. Мы можем работать здесь и сейчас и мы можем работать над решением долгосрочных проблем.
Основная долгосрочная проблема – энергоистощение Земли. Даже чисто арифметически – это произойдёт.
Как животное, человек потребляет 97 ватт энергии. Это наш обмен веществ, как биологического существа.
Но как жители цивилизованного мира, мы потребляем 10.000 ватт на человека. И имеем с этого много пользы. Мы живём в эре динамичного роста. Условия вашей жизни лучше у ваших бабушек и дедушек. А они жили лучше, чем их бабушки и дедушки. И значительная причина этого – изобилие энергии, что мы способны получать и использовать с пользой.
Когда мы используем энергию, происходит много хорошего. Когда вы в больнице, мы используете большое количество энергии. Всё медицинское оборудование было создано для вас на предприятиях. Транспорт. Различные виды развлечений, которые приносят нам радость. Медикаменты, что мы используем. Все эти вещи требуют большое количество энергии, которую мы не перестаём использовать. Но это вещь неустойчива. Вот что у нас есть.
Темп потребления энергии в истории человечества растёт на 3 процента каждый год. 3% звучит не особо внушительно. Но на большом временном отрезке 3% показывают экстремальный рост. Это значит удвоение энергетических потребностей каждые 25 лет. К примеру, для покрытия сегодняшних энергетических потребностей человечества нам достаточно покрыть солнечными панелями штат Невада.
Выглядит сложно, но возможно. В любом случае, это в целом пустыня. Но всего через 200 лет, с учётом 3% роста потребления энергии нам потребуется покрыть солнечными панелями всю сушу на Земле.
Этого не произойдёт, так как это весьма непрактичное решение. Можно быть уверенным, что это не сработает. А что мы можем сделать?
Для начала можно сфокусироваться на эффективности. Это хорошая идея. Но проблема в том, что это уже сделано. Всю историю человечества, тот рост в 3% обеспечивался в основном за счёт повышения эффективности. Позвольте привести примеры.
200 лет назад вам бы пришлось работать 84 часа для получения 1 часа искусственного света. Сегодня на это потребуется 1,5 секунды. Мы прошли путь от свечей, через керосиновые лампы и лампы накаливания к светодиодам и получили потрясающую эффективность. Другой пример, транспорт. Воздушный транспорт. За 50 лет коммерческая авиация показала четырехкратную эффективность.
В перерасчёте на одного человека уходило 412 литров топлива, чтобы пересечь страну. (топливо на полёт в перерасчёте на одного человека. Рейс Лос-Анджелес – Нью-Йорк.) Сегодня на современном Боинге 787 это займёт 90 литров. Невероятное достижение.
Как насчет компьютерных вычислений? Они стали в триллион раз эффективней.
Компьютер UNIVAC I[первый коммерческий компьютер созданный в США] выполнял 15 вычислений на одном киловатте в секунду. Сегодняшний процессор способен выполнять 17 триллионов вычислений с тем же потреблением.
Что случается, когда вещи становятся эффективней. Мы чаще ими пользуемся. Свет стал чрезвычайно доступным, и поэтому стал повсеместным. Самолёты стали экономичней, и поэтому стали повсеместными. Компьютерные вычисления стали дешевле, поэтому у нас есть снэпчат.
Спрос на энергию неуклонно растёт. Мы станем ещё более эффективными, но и тогда наш спрос на энергию вырастет. В этот 3-ёх %-ный темп роста уже включено значительное повышение эффективности. Что происходит, когда бесконечный голод встречается с ограниченными ресурсами. Ответ невероятно прост. Нормирование ресурсов. Это путь на котором мы можем оказаться. И это путь, на котором впервые ваши внуки и внуки ваших внуков будут жить хуже, чем вы. Это плохой путь. Но есть хорошие новости. Она заключается в том, что если мы взглянем на Солнечную систему с практической стороны, мы найдём бесконечные ресурсы.
Так вот, перед нами встаёт выбор. Мы хотим стагнацию и нормирование ресурсов, или мы хотим динамику и рост. Это легкий выбор. Мы знаем, что хотим. Осталось заняться делом. Если мы выйдем в Солнечную систему – мы сможем получить триллион людей, среди которых будут тысячи Моцартов и тысячи Эйштейнов. Это будет невероятная цивилизация.
Как бы она выглядела? Как бы жил триллион людей? Это интересно. Кое-кто по имени Джерри О’Нил, профессор физики, взглянул на эту мысль очень внимательно, и задал очень щепетильный вопрос, которым до этого никто не задавался. А разве поверхность планеты это лучшее место, откуда человечество будет покорять Солнечную систему? Он вместе со своими студентами работали над этим вопросом. Они пришли к удивительному и неочевидному ответу – нет. Почему нет? Они столкнулись с рядом проблем. Поверхность других планет не такая большая. Можно говорить об удвоении в лучшем случае. Не так много. Они далеко. Полёт на Марс и обратно займёт года. Окно для полёта на Марс открывается раз в 22 месяца, что является большой проблемой для логистики. И наконец, вы очень далеко, что делает невозможным связь в реальном времени между Землёй и Марсом. Связь будет ограничена скоростью света. Ну и само собой, вы, дети на первых рядах, и наверняка кто-то из взрослых, даже не подумает играть в Fortnight с кем-нибудь на Земле. Это не сработает.
Главная проблема. Ни Марс, ни Луна не могут и не смогут иметь гравитацию подобно земной. Мы всегда будете находиться в гравитационном поле в 1/3 от Земной, в случае с Марсом.
Так вот, вместо этого, О’Нил и его студенты пришли к идее «Рукотворных миров» вращающихся для создания искусственной гравитации за счет центробежной силы.
Это очень большая конструкция измеряемая километрами, и способная поддерживать жизнь миллиона человек и более. Вот Международная космическая станция для масштаба. Это очень необычный тип космического поселения. Давайте посмотрим, как оно могло бы выглядеть внутри. Высокоскоростной транспорт, сельскохозяйственные угодья, мы добавили небольшой дрон сюда, города на фоне. Некоторые из них могут быть развлекательными. Им не обязательно иметь земную гравитацию. Можно создать мир развлечений с нулевой гравитацией, так что вы сможете летать с вашими собственными крыльями. Некоторые могут стать своего рода национальными парками.
Это в самом деле, чудное место, чтобы жить там. Некоторые из колоний О'Нила могут стать репликами земных городов. В каком-то роде можно воспроизвести исторические центры городов. Это будет совершенно новый тип архитектуры. Внутри будет идеальный климат, ясная погода. Как в самый лучший лень на гавайских островах, но только весь год. Ни дождей, ни штормов, ни землетрясений. Как бы выглядели здания, если бы в них не пришлось закладывать запас прочности против всех этих погодных явлений. Вы это узнаем. Но они прекрасны. Люди хотят жить здесь. И они могут быть близко к Земле, так что смогут вернуться. А это важно, так как людям нужна возможность вернуться на Землю. Они не хотят покидать Землю на всегда.
Также будет очень легко перемещаться между этими колониями О'Нила. Энергии, затраченной на то, чтобы посетить друзей, семью, парки, потребуется очень немного. А ещё это будет быстро. В течении дня.
Это очень интересный ролик, который я собираюсь показать. Это профессор О'Нилл, человек, который со своими студентами разработал концепт, получивший название колонии О'Нила и один из самых популярных писателей в области научной фантастики Айзек Азимов дают интервью об этих колониях. И Азимову задают очень хороший вопрос, «Описывал ли кто-нибудь ранее подобный концепт в научной фантастике, и если нет, то почему?» И у него нашёлся хороший ответ. Смотрите.
-«Мог ли кто-нибудь предвидеть подобную идею в научной фантастике? На самом деле никто не мог, потому что мы все планетарные шовинисты. Мы все верим, что люди должны жить на поверхности планеты, некое мира. Я описывал колонии на Луне, как и сотни других писателей-фантастов. Наиболее близко я подобрался к такой идее „Рукотворных миров“ на просторах космоса, когда допустил, что мы выбираемся к астероидному поясу, опустошаем астероиды, делая из них космические корабли. Мне не приходило на ум принести полезные ископаемые астероида к Земле, где условия благоприятней и создавать миры там.
Раз мы отправляемся в космос строить колонии О’Нила, то что станет с Землёй? Она станет местом для правительственных встреч и легкой промышленности. Она будет прекрасным местом для жизни, туризма, образования и некой легкой промышленности. Но тяжёлая и вредная промышленность, которая опасна для населения будет работать вне Земли.
Нам нужно всё и сразу. Мы ухватимся за возможность сохранить этот уникальный бриллиант в виде нашей планеты, которая незаменима. Нет никакого запасного варианта. Мы спасём планету, и не отнимем у наших будущих внуков, и внуков их внуков, их возможности для динамичного роста. Нам нужно всё и сразу.
Ну и кто займётся этим? Не я. А вы, дети в первом ряду. А ваши дети тоже. Такие долгосрочные перспективы займут много времени. И то, чем вы займётесь, так это создадите индустрии. В будущем появятся тысячи компаний воплощающих этот проект. Целая экосистема предпринимателей-созидателей с идеями о том, как взаимодействовать с космосом. Но те компании, о которых я говорю, сегодня существовать не могут. Это невозможно. И причина в том, что вести какие-либо интересные космические проекты это очень дорого. Всё потому что нет инфраструктуры.
Расскажу вам историю про Амазон. В 94-ом году я основал Амазон. Вся необходимая инфраструктура для это уже была. Нам не нужно было строить транспортную систему для доставки посылок. Она уже была. Начни мы её строить, это потребовало бы миллиарды долларов капитала. Но она уже была. Называлась US Postal Service, и Deutsche Post, и Royal Mail, и UPS, и FedEx. Появилась возможность развиваться благодаря этой инфраструтуре.
То же самое с системой оплаты. Нужно было изобрести её и развернуть, что стоило бы нам миллиарды долларов в десятки лет внедрения. Но она уже была, называется кредитная карта. Нужно ли бы повсеместно внедрять компьютер? Нет, они уже были во многих домах. В основном, для игр, конечно, но они были. Нужная инфраструктура уже была. Развивать сеть телекоммуникаций тоже заняло бы миллиарды долларов. Этим занялись те, кто строил сеть международных звонков, её строили операторы вроде AT&T и её аналоги по всему миру.
Инфраструктура позволяет делать предпринимателям удивительные вещи.
Так вот, ребята здесь и ваши дети, ваши внуки. Вы будете строить колонии О’Нила. Задача этого поколения, моего поколения – создание инфраструктуры для ваших возможностей. Мы собираемся проложить путь в космос. И тогда удивительные вещи произойдут, тогда вы увидите предпринимательское чудо, тогда вы увидите, как космические компании будут создаваться на пустом месте. Сейчас такое невозможно.
А как мы на самом деле построим колонии О’Нила? Никто не знает. Я не знаю. И никто из здесь присутствующих тоже. Это задача для будущих поколений — выяснить детали. Есть определенное число возможностей, их которых мы можем выбирать. Некие предпосылки, предвестники. Если мы за ними не последуем – ничего не получится. И классно осознавать эти предпосылки, ведь с ними можно работать. Есть большая вероятность, что они могут быть полезны. В независимости о того, как будет развиваться идея колоний О’Нила — эти вещи имеют значение. Что это за предпосылки?
Первое: капитальное снижение стоимости космических полётов. Они просто очень дОроги сегодня. И второе: использование внеземных ресурсов. Земля обладает очень мощным гравитационным полем. И поднимать все ресурсы туда в космос очень затратно. Нам нужно научиться использовать те ресурсы, которыми располагает космос. Вот.
Это ракета Нью Шепард. Она и наша команда совершили удивительный прогресс в достижении многоразовости ракеты. Я невероятно горд той работой, которую проделала команда. У нас 10 успешных возвращений подряд, по 5 на каждую версию ступени, почти без какого-либо послеполётного обслуживания. Вот как вы снизите стоимость запуска.
Необходимо многоразовое использование ракеты. А сегодня ракета используется один раз и выбрасывается. Кроме того, если выше послеполётное обслуживание обходится дорого, то это ненастоящая многоразовость. Люди отправятся в полёт на Нью Шепард уже в этом году. Это невероятно волнующе.
Я хочу рассказать о некоторых конструктивных решениях, к которым мы пришли создавая „Нью Шепард“. Эта ракета суборбитальная, спроектированная для космического туризма. И для этого проекта мы приняли несколько очень любопытных технологических решений.
Во-первых „Нью Шепард“ летает на жидком водороде. Это самое мощное ракетное горючее. Но одновременно оно наиболее тяжелое в эксплуатации, и оно не так уж необходимо для суборбитальных полётов. Так почему мы его выбрали? Потому что оно понадобится на следующем этапе, мы хотели получить необходимые практические знания работы с этим мощнейшим горючим.
Кое-что о вертикальной посадке. Почему мы выбрали вертикальную посадку для это ракеты? Выбор в сторону вертикальной посадки может показаться неочевидным для такой маленькой ракеты. На самом деле, вертикальную посадку проще использовать в большой ракете.
Вертикальная посадка ракеты похожа на балансирование метлы на пальце. Вы можете балансировать метлой, но попробуйте удержать карандаш таким образом. Это вызывающе сложно. Момент инерции карандаша слишком мал. Так что, замечательная новость по поводу вертикальной посадки — она отлично масштабируется. Больше ракета — легче посадка.
Мы хотели с самого начала строить систему ориентированную на человека. Так что нам пришлось очень хорошо подумать о безопасности, надежности, системах спасения. Все вещи
которые нам мы знаем, что нам понадобятся, нарабатываются с целью создать ракету следующего поколения.
Так что вся суть в опыте. Мне не терпится увидеть скорый первый пилотируемый полёт на
»Нью Шепард". Это большое событие. Спасибо.
Давайте поговорим о «Нью Глен».
«Нью Глен» это старший брат Нью Шепарда. Эта ракета настолько большая, что под обтекателем ракеты поместилась бы сама ракета «Нью Шепард». Она развивает 3,9 миллиона фунтов тяги. Это очень большая. Я задаюсь очень интересным вопросом время от времени. Он мне нравится, и я люблю подумать над ним. Джефф, а что изменится в ближайшие 10 лет. Это хорошая тема для общения за завтраком. Но есть ещё более важный вопрос, которым я почти никогда не задавался — «А что не изменится за следующие 10 лет?». И суть этого вопроса важна, ведь вы можете составить планы на это время. Для Амазона я знаю, что клиенты хотят снижения цен. Этого не произойдёт. Клиенты хотят более быстрой доставки и большого выбора. Так что, энергия, направленная на эти вещи продолжит приносить дивиденды. Невозможно себе представить, чтобы клиент пришёл ко мне через 10 лет и сказал: «Джефф, я обожаю Амазон. Я лишь хочу, чтобы доставка была медленнее.» или «Я люблю Амазон, но можно цены чуть поднять?». Этого не произойдёт. Так что, когда вы можете понять, какие вещи не изменяться ни при каких обстоятельствах, вы можете вложиться.
Мы знаем эти вещи для New Glenn. Это стоимость, надежность и ориентированность на время запуска. И сейчас все эти вещи нуждаются в отработке, прежде чем двинемся дальше в Солнечную систему. Я знаю, что эти вещи непоколебимы. Не будет такого, что через 10 лет к нам придёт клиент и скажет «Джефф, я хочу чтобы ракета падала чаще. Джефф, я хотел бы чтобы ракета была дороже...» или "… ты опоздал бы к дате запуска". Так между прочим, современная доступность запуска в космоса — это реально большая проблема в отрасли, и большинство людей, далёких от этой индустрии, недооценивают её. Это в самом деле мешает и от того стоимость за кг полезной нагрузки повышается. Эти вещи неизменны, и потому мы вложимся в них.
Все ракеты будут проектироваться на этих принципах.
Это видео, которое немного покажет, как будет выглядеть New Glenn. Видно, что пламя голубого цвета, так как оно создается сжиженным природным газом, очень дешёвым. 3.9 миллиона фунт тяги. Эти большие стабилизаторы внизу ступени помогут ей правильно сесть на платформу при приземлении. Мы видим разделение со второй ступенью, на которой стоят два двигателя BE-3U. Это тот же двигатель, что сейчас стоит на ракете New Shepard, с тем же топливом из жидкого водорода, правда чуть изменённый для верхней ступени. Так мы доставляет полезную нагрузку. А первая ступень, рассчитанная на использование 25 раз. Она позволяет поставить обтекатель диаметром целых 7 метров. И это важно, так как многие грузы сейчас ограничены не столько по массе, сколько по объёму. Это огромная ракета, и она сможет отправлять до 45 тонн на низкую околоземную орбиту и 13 тонн на геопереходную.
Здесь мы видим посадку на корабль. Корабль на ходу, когда ступень садится. Почему так? Потому что мы проектируем ракету, неприхотливую к погодным условиям. Мы проектируем такую систему, чтобы она была способна работать в тех же условиях, что и аэропорт Орландо. И мы не можем сказать нашим клиентам: «Сегодня хороший день на мысе Канаверал, но, к сожалению, в месте посадки первой ступени – высокие волны». Так что с кораблём на ходу мы можем использовать кили для стабилизации посадочной платформы и взаимодействовать со ступенью на очень высоких волнах. И также с самого начала она будет спроектирована для пилотируемых полётов. Мы полетим в 2021 году в первый раз.
Многоразовость это совершенно точно ключ к радикальному снижению цены за полёт. Люди иногда думают над тем, насколько дорого топливо. Есть ли проблема с топливом? Сжиженный природный газ очень дёшев. Даже если мы возьмём миллионы фунтов топлива, которые нужны ракете New Glenn, стоимость этого топлива для New Glenn – горючего и окислителя не превысит и миллиона долларов. Это не значительная статья расходов во всей схеме.
Причина, по которой запуски на орбиту так дороги сегодня, это потому что вы выбрасывайте всё железо попусту. Это как съездить в магазин на машине и выбросить её после одной поездки. Это сделало бы поездки в магазин очень дорогими.
Второй предел, который знаю, мы обязаны преодолеть. Уверен в этом. Космические ресурсы. Мы должны их использовать. И у нас есть подарок. Нам был сделан подарок. Подарок в шаговой доступности под названием Луна. Мы много знаем о Луне сейчас, чего не знали во времена миссии Аполлон, или даже хотя бы 20 лет назад. Одна из важнейших вещей известная нам сегодня о Луне – там есть вода. Заключенная в виде льда, она находится в постоянной тени в кратерах на полюсах Луны. И вода это невероятно ценный ресурс.
Можно использовать электролиз, чтобы расщепить воду на водород и кислород, и вот у вас уже есть компоненты топлива.
Другая крутая причина, по которой Луну можно считать подарком – она близко. Всего в трёх днях полёта. И вам не нужно подстраиваться под окно запуска, например раз в 22 месяца с Марсом. На Луну можно лететь тогда, когда захотите.
И один важный момент, связанный со строительством огромных объектов в космосе – Луна имеет в 6 раз меньшую гравитацию, чем Земля. Когда вам нужно отправить груз с поверхности Луны в космос, вам потребуется в 24 раз меньше энергии, чем, если бы вы поднимали тот же груз с Земли. Это огромное преимущество.
Но знаете что? Луне тоже необходима инфраструктура. Я вам кое-что покажу.
Это Blue Moon. Мы работали над этим аппаратом последние 3 года.
Это очень большой спускаемый аппарат, который сможет мягко и точно посадить на Лунную поверхность 3,6 тонны груза. В варианте с увеличенным топливным баком он сможет посадить на Луну 6,5 тонн.
Давайте я устрою вам экскурсию.
Крыша спроектирована таким образом, чтобы с ней было очень легко взаимодействовать. Поэтому она безопасна и имеет широкий выбор возможностей для крепления полезной нагрузки на крыше.
Подъёмник, который вы здесь видите, был вдохновлён морской инженерией. Он будет использоваться для разгрузки грузов с крыши на поверхность Луны и может быть изменён под требования спускаемого груза.
У нас здесь пример очень большого лунохода, и ко всему прочему, даже с учётом его размеров Blue Moon сможет привезти 4 таких одновременно.
И если мы вернёмся снова к крыше, я покажу вам ещё несколько вещей. На левой боковине аппарата вы увидите наш звездный датчик. С помощью него Blue Moon сможет самостоятельно ориентироваться в пространстве. А на правой стороне оптическая систему связи, которая обеспечит гигабит пропускной способности между Землёй и Луной. Это лазер, который передает данные обратно на Землю. Также имеется система связи в радиодиапазоне в 10 мегабит.
Продолжим экскурсию. Жидкий водород. Почему мы используем жидкий водород? В миссиях Аполлон было по-другому. Почему мы используем жидкий водород в качестве топлива? Есть несколько причин. Первая: очень высокая мощность. А она очень кстати, когда вы высаживайтесь на Луну. Ведь помимо аппарата нужно везти и всё топливо у Луне.
Вторая причина использования жидкого водорода, в том, что в конечном счёте мы хотим использовать водород из воды, добытой на Луне и заправлять этот аппарат для повторного использования. Так что жидкий водород это отличный выбор для Луны. И для него есть три различных применения на этом аппарате, что довольно занятно. Жидкий водород как топливо двигателя, что позволит спуститься на поверхность.
Но ещё мы используем процесс кипение водорода. Когда жидкий водород в топливном баке начинает кипеть, его тепло проникает через стенки бака к жидкому кислороду. А так как температура кипения кислорода гораздо выше, чем у водорода, мы тем самым захолаживаем кислород, и предотвращаем кипение кислорода. Так что, это второе использование водорода.
После захолаживания кислорода водород поступает в аккумулятор для питания водородных топливных элементов. Мы выбрали водородные топливные элементы для этого аппарата вместо солнечных панелей, потому что хотим иметь возможность работы в лунную ночь, что невозможно с солнечными панелями. Лунная ночь длится две недели, которые очень холодные. Кроме того, топливные элементы производят много энергии. Они производят 2,5 киловатта энергии, что возможно только с очень большой солнечной панелью.
Посадочные опоры имеют складной механизм, поэтому могут поместиться под 7-метровый обтекатель, а в процессе они раздвигаются. Они спроектированы так, что имеют очень широкий угол наклона. Поэтому возможна посадка на лунном холме с уклоном в 15 градусов, и это большой уклон. Это будет безопасно.
Вы его не увидите, так как он внизу, но у аппарата есть фонарь.
Так что мы можем картографировать скрытую в тени местность.
На луне нет GPS. Так что, если вы хотите прилуниться точно…мы можем прилуниться с точностью 20-25 метров от цели… когда вы хотите прилуниться точно – можно использовать местный ландшафт для навигации. Сейчас у нас есть карта всей Луны в высоком качестве. Мы можем использовать эти существующие карты, чтобы сказать аппарату…на борту есть система машинного обучения…можем сказать аппарату, что ему нужно искать такой-то район с такими кратерами и ориентироваться по ним. Использование местных геологических образовании Луны как указательных столбов.
Это невероятный аппарат и он отправится к Луне. Есть ещё кое-что, что я вам хочу показать. И Марина, можешь подняться. Спасибо. Это мне? Что это? Это от нашей команды робототехники. Твоей команды робототехники. Спасибо. Я положу в карман. Давай.
Над этой тяжелой, но очень интересной задачей мы бились 3 года. Она нуждалась в решении. Спасибо, Марина.
Это двигатель BE-7. Питается от жидких водорода/кислорода. Первый прожиг мы ожидаем осуществить этим летом. Мы ради этого и работали 3 года. Большинство деталей напечатано на принтере. Он имеет 10.000 фунтов тяги.
Он имеет очень широкие возможности по изменению тяги. Это критически важно при посадке на Луну. Потому что когда этот посадочный аппарат, полностью заправлен его вес около 15 тонн. Когда он прилунится, и сожжёт всё топливо – его вес будет составлять около 3-х тонн. Таким образом, чтобы обеспечить правильную посадку аппарата – у вас должна быть возможность контролировать тягу двигателя, так как со сжиганием топлива снижается вес аппарата.
Задачи, о которых идёт речь. Мы их уже решили на ракете New Shepard. Задачи эти очень схожие. Посадочные опоры, топливные баки с жидким водородом. Все эти задачи уже решены. Даже автоматическая посадка и тому подобное. Но нам нужен новый двигатель, и это он. И это потрясающе. Команда, достигшая невероятного прогресса, наша команда, занимающаяся реактивной тягой – я горжусь ими. Не терпится увидеть. 453 секунды удельной тяги. Очень мощный двигатель. Не могу дождаться испытания.
Мы выложим видео. Боб смеётся. Мы выложим. Хорошо.
Я хочу показать вам пример того, как может проходить миссия. Здесь не мультик, это реальная физика. Мы долго и многократно прогоняли эту симуляцию. Можно заметить несколько вещей. Одна вещь заключается в том, что полезная нагрузка аппарата может крепиться по бокам. И когда аппарат летает по орбите Луны, выполняя основную миссию, он может выполнить попутную миссию. Он может запустить небольшие спутники по орбитам вокруг Луны. Так что можно заниматься научной работой. Вот как это может происходить. Так мы запустим несколько спутников перед посадкой. Вы видите зажигание, которое затормозит аппарат и спустит его на поверхность. Основная работа двигателя продлится 6 минут. То есть BE-7 будет работать 6 минут. Это очень длительная работа.
Наш взгляд охватывает высоту примерно с километр над поверхностью. Сейчас вы видите, как это происходит. Очень точная посадка с использованием того самого фонаря для обнаружения особенностей лунного ландшафта для последующего сравнения с загруженными картами.
Теперь мы видим, как подъёмник, вдохновлённый аналогами из морского дела, спускает ровер. Посмотрите на эти длинные тени, они всегда такие длинные на полюсах Луны.
Вот это да. На Луне много интересной науки. Особенно на полюсах. И мы сформировали научный консультативный совет, который сегодня здесь, с нами, — Дана только на одну секунду, чтобы тебя узнали. Махни нам. Спасибо. Мы очень ценим это. Мудрость и консультация этой группы помогут удостовериться, что исследования ведутся верно, и что мы получаем максимальную отдачу от дела. Спасибо вам.
Также у нас уже есть несколько клиентов для Blue Moon, многие из которых здесь в аудитории, они также будут проводить научные миссии на Луне. Люди очень взволнованы этой возможностью — мягкой посадкой их груза, луноходов, научных экспериментов на поверхность Луны с невиданной до сегодняшнего дня точностью.
Давайте подумаем, что можно погрузить на крышу этого аппарата. Это изображение ровера, в котором поддерживается нормальное давление. И занятно, что когда вы можете очень точно приземлиться в нужном месте, появляется возможность организовать миссию с несколькими последовательными посадками. Таким образом, вы сначала спускаете на поверхность ровер, используя подъёмник, убеждаетесь, что аппарат исправно работает, а затем отправляете астронавтов. И говоря об отправке астронавтов, это версия с увеличенным топливным баком, бОльшим чем у того, что позади меня. Это расширенная версия «Голубой луны», которая сможет мягко посадить 6,5 тонн на поверхность Луны, например взлётный модуль.
Хочу показать вам одну маленькую вещь, которая как я думаю, смотрится забавно, а именно посадочные опоры. Вот, видите здесь у опоры эти лапы. Когда я давным-давно впервые увидел их чертежи, а моё представление о посадочных лапах было сформировано на основе аппаратов из миссии Аполлон… я был уверен, что они слишком маленькие, и я спросил о них. И мне ответили, что это не они слишком маленькие, а те, что на Аполлоне слишком большие. Потому что в ту пору очень беспокоились, что лунная поверхность может быть очень мягкой.
Это просто пример того, как много мы знаем сегодня, так что эти лапки нормальные, не волнуйтесь.
Вице-президент Пенс недавно сказал: «Официальная политика нынешней администрации и Соединенных Штатов Америки заключается в том, чтобы в течение следующих пяти лет вернуть американских астронавтов на Луну».
Я без ума от этого. Именно так и надо. И путём несложных арифметических операций можно понять, что это будет 2024 год. И мы можем помочь соблюсти этот график, но только потому, что начали три года назад. Пришло время вернуться на Луну, чтобы остаться.
Те идеи, о которых я сегодня рассказал, очевидно, являются межпоколенческими. Это не будет сделано каким-либо одним поколением.
И одна из вещей, которые мы должны сделать, это вдохновить будущие поколения. И поэтому сегодня я объявляю, что «Blue Origin» основывает «Клуб Будущего», чья миссия состоит в том, чтобы вдохновлять молодых людей прокладывать дорогу в будущее, где люди будут жить в космосе. Видите детей в первых рядах – это первые члены-основатели «Клуба Будущего». Спасибо вам, ребята.
И мы собираемся провести серию мероприятий, для детей от подготовительных классов до выпускных. И первое… от чего я в восторге… мы всего лишь попросим детей прислать нам открытки со своими мечтами о будущем. А потом мы отправим их в космос, и «New Shepard» вернет их, и мы отправим их по почте обратно. И сегодня у меня была возможность встретиться с этой группой детей, прямо перед презентацией. Я приехал туда около трех часов для, пока они делали свои открытки. И они потрясающие. Я видел несколько удивительных.
Мне очень понравился та открытка, которую одна девочка адресовала мальчику в школе, в которого влюбилась, а мама ещё не знает. Но полагаю, она понимает, что все в порядке. К моменту когда мы отправим открытку в космос и потом отправим адресатам, наверное, все будет в порядке, мама к тому моменту всё узнает. Это потрясно.
Так что много… кроме всего прочего,… если… я разговаривал с этими детьми ранее, теми, что в первом ряду…если они пример того, каким будет следующее поколение – у нас всё будет хорошо. Учителя, которые хотят участвовать в этом, просто приходите на clubforfuture.org, там есть все необходимые инструкции.
Пожалуйста, поймите меня правильно. Земля — лучшая планета. Она ничем не прикрыта. Нам действительно нужно защищать её. Это важно, это наша работа, мы теперь достаточно велики, чтобы нанести вред этой планете. Мы должны использовать космические ресурсы, у нас должно быть будущее для наших внуков, и их внуком, которое выражается в динамичном росте. Мы не можем позволить им стать жертвами стагнации и нормирования ресурсов. И задача этого поколений, построить дорогу в космос, чтобы будущие поколения могли раскрыть свой творческий потенциал. Когда это возможно при наличии инфраструктуры, прямо как это было для меня в 94 году, когда мы запустили Amazon, когда у нас будет такая инфраструктура для будущих космических предпринимателей, вы увидите, что происходят удивительные вещи, и они будут происходить быстро. Я гарантирую это. Люди настолько креативны, когда свободны.
И мы, наше поколение проложит дорогу к космосу, создаст эту инфраструктуру. Мы увидим тысячи будущих предпринимателей, создающих настоящую космическую индустрию. И я хочу вдохновить этих будущих космических предпринимателей. Так что подумайте над следующим. Хоть подобные перспективы звучат очень масштабно, они такие и есть. Здесь нет ничего простого, всё сложно. Но я хочу вдохновить вас, так что подумайте над следующим. Большие вещи начинаются с малого.
Спасибо.
Перевод: Рафаэль Фейсханов
P.S.
Мы тоже немного готовим подрастающие поколения к созданию крутых штуковин из будущего:
Мы запускаем DIY-курс для школьников и студентов «Сделай свой джетпак».
Так что если есть на примете рукастые падаваны или самим охота покрутить гайки или поменторить молодых — обращайтесь.
На Луне это будет отличное средство повышения мобильности селенитов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий