Холивар. История рунета. Часть 2. Контркультура: пАдонки, марихуана и Кремль
«Я ж не сразу поддамся, ты хоть нажимай».
Программисты Дмитрий Крюков и Сергей Лысаков создали Rambler.ru — главный русскоязычный поисковик конца 90-х. Отдыхали «короли» рунета тогда также, как и простые смертные. Под шашлыки и песни под гитару.
Работали основатели Рамблера в НИИ биохимии и физиологии микроорганизмов в подмосковном Пущино.
Сергей Лысаков, сооснователь компании Рамблер
«В институте была и есть коллекция микроорганизмов, задача была как раз их там, много много этих самых микробов, описывать. Был ментальный задел, что делать дальше».
«Из этого родился поисковик»?
«Ну из микробов, да, как и всё на Земле».
Лысаков и Крюков были типичными представителями научно-технической интеллигенции. Идеи их интересовали больше, чем деньги. Индексируя микроорганизмы они написали поисковый алгоритм, на основе которого был создан rambler.ru — самый посещаемый сайт рунета конца 90-х.
Disclaimer. Эта статья — расшифровка замечательного фильма «Холивар» Андрея Лошака. Есть люди, которые экономят время и любят текст, есть те, кто не может на работе или в дороге смотреть видео, но с радостью читает Хабр, есть слабослышащие, для которых звуковая дорожка недоступна или сложна для восприятия. Мы решили для всех них и вас расшифровать отличный контент. Кто всё же предпочитает видео — ссылка в конце.
«Не было ни одного инвестора, который требовал резкой отдачи и никто не висел и не дышал там, ух, когда возврат… А дальше уже там первые заработанные 100 долларов в 1998 году на рекламе, это тоже было круто».
Прорывной идеей Крюкова стал счётчик посещаемости сайта Rambler TOP 100, в Интернете его называли ещё пузомеркой. Повесить счётчик у себя на сайте стало символом престижа. А Рамблер таким образом собирал статистику и повышал узнаваемость.
«Мы всё время стеснялись говорить о том, что мы сделали».
«С Новым годом, дурень»!
«С Новым счастьем! Слушай, у нас с тобой будет столько счастья, что мы с тобой охренеем в этом году».
На этом видео основатели отмечают в своём НИИ наступление 1999 года. Они уже знают, что скоро начнётся совсем другая жизнь.
Сергей Васильев, инвестор, совладелец компании Rambler в 1999-2003 годах
«Мы однолетки были, но из разной среды. Я десять лет же в банковском бизнесе в 90-х занимался, а они всё ещё сидели в своём НИИ, но там на коленках что-то там настрогали. Но вот настрогали такую-то вещицу, которая стала самым посещаемым сайтом рунета. Но надо на самом деле сказать, что это всё было достаточно таким относительным. Да, Рамблер был самым посещаемым сайтом рунета, но рунет представлял собою не больше 1% населения всей страны».
Сергей Васильев и его партнёр перуанец Виктор Хуако вложили в Рамблер 10 млн долларов и получили контрольный пакет акций. Из Пущино компания переехала в Научный парк МГУ. По случаю прихода инвесторов, длинноволосый Крюков подстригся и надел костюм.
Дмитрий Крюков, сооснователь компании Рамблер
«Интернет в России это уже не ребёнок, поэтому давайте же выпьем собственно за сам Интернет российский. Ура».
Виктор Хуако, инвестор
«У нас есть большие планы на Рамблер и мы планируем превратить его в русский Yahoo».
Сергей Васильев, инвестор, совладелец компании Rambler в 1999-2003 годах
«Мы всё делали по аналогам американских лекал. Рамблер мы пытались, как Yahoo. Mail.ru, Женя Голанд, копировал Hotmail. Вконтакте копировал Facebook. Юра Мильнер делал molotok.ru, по аналогии с ebay. Или, например, наш магазин Озон, копировал Амазон. В этом плане Америка, как страна, создатель каких-то новых идей, и технологических и коммуникационных, она, действительно задавала такой тон и на неё смотрели и собственно на этих аналогиях и был создан этот скелет рунета».
Метод копипаста был не совершенен, вместе с плюсами копировались и минусы. Буквально через несколько месяцев после сделки в США лопнул так называемый ".com bubble". Рухнул индекс Nasdaq и десятки Интернет-компаний разорились. Энтузиазма у инвесторов в рунет поубавилось, а вместе с ним и желания инвестировать.
Арсен Ревазов, владелец агентства Интернет-рекламы IMHO
«Россия тогда смотрела полностью на запад, на западе надувался пузырь, в России тоже пузырь должен был надуться. Но поскольку это с опозданием в России было дело, надуться он не успел, на западе уже лопнул. А вот тут инвестиции прекратились в жестком режиме сразу, вообще совсем. Выжили с трудом, я сидел без дивидендов вообще совсем, я получал зарплату то ли 1000, то ли 2000 долларов, до этого всё было совершенно по другому».
Юрий Мильнер, глобальный инвестор, совладелец Mail.ru Group в 2001-2012 годах
Произошла такая неприятность, а именно полное исчезновение глобальных инвесторов из этого сектора, цена акций нашей компании, которая на тот момент уже была Mail.ru, упала на 97%. И нам пришлось фактически стартовать с нуля, пришлось также существенно сократить масштаб операции, пришлось, к сожалению, уволить 80% всех сотрудников, оставить только несколько инженеров".
Сергей Васильев, инвестор, совладелец компании Rambler в 1999-2003 годах
Когда рухнул Nasdaq вообще говоря, первое впечатление такое, что сюда больше никто никогда не прийдёт. Не в смысле в Россию, а вообще в Интернет. Внутри компании, там 4 группы из 3-4 команд всё время генерят какие-то идеи, они вроде бы благие, но денег на все эти идеи не хватало, так как отдачи от этих идей не было. Вроде вкладываешь, а доходов нет, надо резать косты, уменьшать, что уменьшать? Режешь одно — обижаются эти, другое — обижаются эти, много обид и каких-то таких нервов".
Владельцы Рамблера пригласили звёзд рунета, но неразберихи от этого стало только больше. Антон Носик занимался стратегией, Игорь Ашманов совершенствовал поисковые технологии. Носик предлагал Рамблеру закрыть собственный поиск, заменив его на поиск дышавших в спину конкурентов.
«Возможно конечно те идеи, которые Антон говорил они были правильными. Но надо было правдиво сказать: „слушайте, давайте мы там в портале ставим Яндекс или Google, уходим с первого места и никогда не будем занимать первое место, займём третье, пятое и будем этим довольствоваться“. Но это ж невозможно было тогда сказать, нам, основателям. Ну как, это ж проиграть. Мы номер один».
Первым не выдержал и продал свою долю перуанский инвестор. Вслед за ним последовали и основатели, им хотелось развивать поиск, а новые владельцы делали портал по модели Yahoo.
— «Не секрет, за сколько Вы свою долю им продали? Миллионы»?
Сергей Лысаков, сооснователь компании Рамблер
«Ну там копейки какие-то. Миллион с небольшим».
— «Почему так дёшево»?
«Андрей, ещё раз повторяю, цель была другая, мы не достигли главной цели. А деньги были там вторичны, третичны. Денег понятно, что много не бывает, но им всегда есть цена, либо ты получаешь деньги за действительно что-то сделанное, либо, продав свою душу, потом мучительно долго вспоминаешь, что сейчас мог и это и это сделать. Мы не пошли по этому пути. Не хотелось».
В начале 90-х, владелец компании CompTek, Аркадий Волож, решил создать программу которая могла бы искать информацию в больших текстах, с учётом морфологии языка. Команду из четырёх разработчиков возглавил одноклассник по физмат школе, Илья Сегалович. Демонстрационным проектом стала библия, для неё не требовался копирайт.
Илья Сегалович, сооснователь компании Яндекс
«Тогда было ощущение, что культурный человек должен читать библию, хотя почему я так думал не знаю. Кроме того это был востребованный русский текст. Ну что брать там? Толстого не было, Пушкина? Маленький Пушкин, вес 2,5 мегабайта все стихи, а библия — то, что надо. Поэтому мы с удовольствием придумали, что нам надо взять такой текст, который покажет, что мы про поиск. Такой текст, в котором можно искать».
Елена Колмановская, главный редактор Яндекса до 2012 года
«Мы стали думать ещё что с этим делать, а в 1997 году зимой появился Рамблер. То есть русский поиск, он про морфологию ничего не знал, но по крайней он имел ввиду, что он понимает что-то про русский веб. И значит Аркадий пошёл к Рамблеру говоря, что вот значит ребята, давайте мы вам дадим морфологию и будет поиск лучше. И Рамблер сказал, что да у нас и так всё хорошо».
«Предлагали разным компания проинвестировать, купить Яндекс. Ну скажем за 15 000 долларов мы готовы были полностью отдаться, в том смысле, что получили бы программистов сколько нас было и проект был бы их, но как-то все думали, что 15 000? Да нет, ну нет»…
Не сумев продать технологию Рамблеру и другим компаниям, команда Яндекса решила запустить собственный поисковик в Интернете, не пропадать же добру. Так родился будущий лидер рунета.
Артемий Лебедев, дизайнер всея Руси
«Их никто не знал. Это была компания CompTek, которая продавала какое-то телекоммуникационное оборудование, то есть максимально скучная. Но они были очень хорошие люди, приятные и открытые и им было интересно. Я написал им первый сайт, сделал первый логотип. Запустились они, а тогда был Рамблер, он был, как Google, великая и огромная структура, затмевающая всех, которая зарабатывала какие-то первые огромные деньги. И Яндекс такой наивный и маленький, у которого ничего не было, кроме русской морфологии и просто хороших людей».
В ДНК Яндекса не только технические и бизнес-таланты основателей, но и социальная общность. Все они происходили из семьи советской технической интеллигенции.
Елена Колмановская, главный редактор Яндекса до 2012 года
Сегалович показывал статью, которая была подписана Сегалович, это был журнал «Вопросы геологии», это их папа. Это они там вместе про что-то написали. Понятно что нас всех троих воспитывали примерно одинаковым образом, на одинаковых книгах, понятиях и так далее. Научился не врать — ты не врёшь, если ты научился иметь ответственность, то есть если что-то пообещал — ты должен делать. Вот это делаешь. Ну понятно откуда взялись люди в Яндексе, Волож в начале искал своих знакомых, его знакомые искали своих знакомых. Сейчас Яндекс просто большая компания, а Интернет уже обыденная вещь. А в начале Яндекс это было такое технологическое культурное явление".
Илья Сегалович, сооснователь компании Яндекс
«Формально они должны были доминировать над существенным, над главным. И это был очень важный момент. Во всём. Начиная от одежды. Дресскод, дресскод в Яндексе такой — в Яндекс принято приходить одетым. Вот это вот очень смешная глупость, ну в смысле такой анекдот, он про главное, главное — это то, как Вы работаете, а не то, как Вы своим видом шокируете или не шокируете окружающих».
Елена Колмановская, главный редактор Яндекса до 2012 года
«У меня был один простой тест, я себе распечатала из „Слона в удаве“ из „Маленького принца“, ну там где он не рентген, а там где он просто удав съевший слона. И показывала людям и спрашивала, что это такое. Люди которые говорили, что шляпа — всё, значит можно было не брать. Тогда большого потока не было потока, не надо было брать много. Люди которые говоря „это ж маленький принц“ им сразу было понятно о чём разговаривать».
Илья Сегалович, сооснователь компании Яндекс
«Нет у нас служебных машин, у нас flat, правило для путешествий, что „бизнес“ если больше 6 часов, меньше 6 часов „эконом“, вне зависимости от статуса. Это не плохо и не хорошо, это просто такое решение. Это демократично, что очень важно».
Елена Колмановская, главный редактор Яндекса до 2012 года
«У меня вообще никогда не было кабинета, у Ильюши тоже никогда не было кабинета. Ну вот Аркадия уговорили, что надо завести со стеклянными дверьми, чтоб было видно. Я помню как-то к нам приходил Герман Греф (президент Сбербанка) и переговорку забронировали на 2 часа, там Волож сидит, все значит начальники, ну, а Грефу стало интересно и там все беседуют. Через 2 часа приходят люди и говорят „извини Аркадий, у нас тут переговорка забронирована“. Аркадий говорит: „да ребята, извините, мы тут затянули“, и говорит „ну ребята, пошли ко мне в кабинет“. И Греф он потом у себя рассказывал людям, мы узнали, „вы представляете какая компания, там к генеральному могут прийти и сказать твоё время кончилось“. Потому что у Грефа свой отдельный этаж в Сбербанке, судя по рассказам и там все вице-президенты ходят на ципочках, а тут, ну всё извините».
В 2002 году у Рамблера сменились хозяева, компанию возглавили финансисты с Wall Street c российскими корнями. Игоря Лопатинский и Олег Радзинский, сын драматурга Олега Радзинского. В технологиях они ничего не понимали, зато отлично разбирались в инвестициях.
Олег Радзинский, инвестиционный банкир, писатель, совладелец Rambler Media Group в 2002-2006 годах
«Я спокойно жил в городе Prinston, штат New Jersey, рядом с Нью-Йорком, воспитывал детей. И тут в это время мне мой финансовый партнёр сообщил, что мы, как группа, сделали инвестицию в компанию Рамблер, я честно говоря ничего не знал ни про рунет, ни про компанию Рамблер, не пользовался Интернетом особенно и до сих пор не очень люблю. Лопатинский сообщил „ты знаешь, мы всё-таки планируем, что через 3 года мы станем публичной компанией, поэтому нам нужны люди, которые разбираются в инвестиционном банкирстве“. Одна из вещей, которой я занимался, работая на Wall Street, не знаю, как точно будет по-русски — take a company public. Вот когда компания становится публичной компанией».
— «У нас говорят выходят на IPO».
«По-русски, да, IPO… Я бы сказал, что старославянское слово IPO встречается в летописях. Неужели нам, братьям, не суждено начать суровый рассказ о IPO»?
Банкиры жестко оптимизировали расходы на Интернет, часть зато вложили в создание канала «Рамблер-телесеть», продать медиакомпанию можно было дороже, чем Интернет-портал. О поиске больше никто не вспоминал. Именно в тот момент Рамблер уступил первенство Яндексу. C тех пор его доля на рынке только сужалась.
Сергей Васильев, инвестор, совладелец компании Rambler в 1999-2003 годах
«Мы хотели создать аналог Yahoo, которая была номер один компанией, вроде бы в этой идее не было ничего ошибочного, потому что ты делаешь аналог самой крутой компании, самой дорогой. Но оказалось это неверно, это неверно на самом деле оказалось в Рамблере, но это неверно оказалось в Yahoo, ведь Yahoo же рухнула. Она рухнула под напором молодой дерзкой компании Google. Одна поисковая строка и ничего более, но оказалось это убийственная модель не была понятна сразу».
Когда стало понятно, что Yahoo не получится, Васильев продал свои акции новым владельцам, так ничего и не заработав. Теперь его любимое детище — усадьба князей Куракиных, которую он выкупил в руинах и бережно восстанавливает.
Сергей Васильев, инвестор, совладелец компании Rambler в 1999-2003 годах
«Когда мы продали Рамблер, мы собрались с друзьями обмыть эту историю. Я помню ещё тост, который кто-то из друзей сказал, что давайте выпьем за нашу Великую Отечественную, потому что 1480 дней длилась история между тем, как мы решили купить Рамблер и между тем, как мы его продали. Примерно столько длилась Великая Отечественная война».
Последний из старой команды Рамблера ушёл Игорь Ашманов, пытавшийся улучшить поиск, о своей работе в компании он потом написал сатирическую книгу «Жизнь внутри пузыря».
Сергей Лысаков, сооснователь компании Rambler
«Я её почитал, я не понимаю, зачем он тратил время. Видимо сильно его задело. Ну задело и задело… Он считал, что после нашего ухода, он станет владыческой морской. Но он вынужден был уйти следом».
«Владимир Владимирович, я с этой стороны».
Сейчас Игорь Ашманов ярый сторонник изоляции рунета и борец с американским засильем. Особую неприязнь испытывает к компании Google, давать интервью отказался.
Игорь Ашманов, IT-предприниматель, исполнительный директор Rambler в 1999-2001 годах
«Вот значит я хочу прокомментировать высказывание о том, что Google компания коммерческая и она будет руководствоваться соображениями прибыли. На мой взгляд это неверно, они на самом деле являются идеологическим оружием Соединенных Штатов. Это надо понимать. Прибыль там, на самом деле, является вторичной. И у американцев само собой разведка, а Google это разведка, она должна быть на самообеспечении, на подножном корму существовать, она же сама же и зарабатывает. Там ЦРУ на наркотиках, а эти на информации. И надо понимать, что Google, Facebook, Twitter и т.д. это не платформы, где какие-то нехорошие люди просто за деньги размещают незаконный контент, они участники войны».
Инвест-банкиры в Wall St. сработали как часы, вывели Рамблер через 4 года на IPO на лондонской бирже, затем продали за 230 млн долларов структурам олигарха Потанина.
Олег Радзинский, инвестиционный банкир, писатель, совладелец Rambler Media Group в 2002-2006 годах
«Идея была:
а). Построить хорошую медийную компанию, не Интернет, а медийную компанию.
б). Второе, чтоб эта компания была прибыльной. Сделать трёхлетние GAP-овские стандарты, то есть General Accounting Practice, которых не было естественно у Рамблера и выйти на IPO.
Да, мы всю программу выполнили. До этого компанией управляли программисты, и это не дерогатив, да, они не были озабочены прибылью и для них это был стиль жизни. А давайте сейчас посмотрим, как мы напишем алгоритм и всё. И вот они садятся и тратят на это время и ресурсы. И правильно, они этим и должны заниматься, но у нас же была другая задача, тем более, что мы не программисты. Мы финансисты».
Олег Радзинский сейчас живёт между домом в Лондоне и виллой в Ницце, посвящая большую часть времени тому, о чём он мечтал всю жизнь — написанию книг. Его партнёр Лопатинский выращивает в Бордо виноград. Успешная сделка с Рамблером, лишь одна из множества других. Инвест-банкиры с Wall Street пожалуй единственные бенефициары в истории с Рамблер. Новые владельцы закрыли через год телеканал, а ещё через два года сняли упавшие в цене акции с лондонской биржи.
Елена Колмановская, главный редактор Яндекса до 2012 года
«Рамблер продался быстрее нас и они сразу продали контроль, они в общем-то гораздо быстрее стали богаче нас и очень быстро быстро отвалили с Рамблера, потому что просто так жить нельзя, тебе нужно выкапывать морковку, потому что тебе уже нужны деньги, тут меняются представления. Вот он, Рамблер, который был уважаемый за техническую сторону, эту техническую сторону потерял, потому, что оттуда ушли основатели, а основатели это те люди, которые имеют идеи».
— «Если говорить всё-таки о судьбах Рамлера и Яндекса. Почему Яндекс остался поисковиком и стал номер один, почему как Вы думаете»?
Сергей Лысаков, сооснователь компании Рамблер
«Ну, ключевой момент Рамблера был наш уход, а причина нашего ухода понятна. Он как поисковик умер. Волож не сделал наших ошибок, он контрольный пакет никому не отдал, ну пока по крайней мере».
Группу первых инвесторов Яндекс возглавил Леонид Богуславский, математик по образованию, он еще в 70-е годы написал монографию под названием «Управление потоками данных в сетях ЭВМ». К концу 90-х Богуславский был старшим партнёром PwC c топменеджерской зарплатой и блестящими перспективами, но любовь к информационным технологиям оказалась сильнее.
PricewaterhouseCoopers (PwC) — транснациональная корпорация, предлагающая услуги в области консалтинга и аудита.
Богуславский привлёк западные фонды и создал компанию для инвестиций в рунет, которую так и назвал «Рунет-холдингз».
«Baring Vostok в лице Майкла Келвоя, UFG в лице Чарли Раяна, такой американский фонд, как Rex Capital, который возглавлял Дэвид Миксер. Я спросил сколько Дэвид Миксер собирается инвестировать, он сказал, что я вот проинвестирую в инвестиционную компанию миллион. Я почесал голову, у меня было где-то около миллиона и я подумал, что надо всё-таки чуть-чуть больше и я сказал, что я полтора миллиона проинвестирую, понимая, что мне где-то 500-600 тысяч надо с шапкой бегать и собирать. В результате так возник „ru-Net Holdings“, мне Майк Келвой, глава Baring Vostok предложил стать председателем совета директоров с начала, потому что я ещё работал в PwC. Это конечно очень нетривиальная ситуация, потому что я решил уходить из PwC в этот стартап. С той позиции которая была у меня обычно не уходят. Мне вот настолько это интересно и я настолько в это верю, что я ухожу из PwC, теряю в зарплате в 2,5 раза, теряю пенсию и регалии, в какой-то Яндекс и Озон, которых из под стола не видно, ухожу в русский Интернет из глобальной компании с достаточно высокой позиции».
Первыми инвестициями нового фонда в рунет стали компании Яндекс и Озон. В Яндексе купили 35%, ошибки Рамблера были учтены.
Аркадий Волож, сооснователь и генеральный директор компании Яндекс
«Был американский рынок Интернет-компаний, которые расцветали, как грибы, как цветы, нет, появлялись как грибы, расцветали как цветы и в них инвестировали, это был бум, к нам тоже стали приходить люди из другого для нас мира, финансисты, люди которые для нас казались полными иностранцами, хотя оказалось, что они говорят по-русски. Слова были абсолютно непонятными и пришло к тому, что в феврале 2000 года мы договорились с одним из таких фондов, который нам понравился больше всех, который не требовал у нас контрольную долю, который помогал нам, как оказалось, очень сильно во всех областях, в которых мы были не сильны, в области корпоративного строительства. В результате мы выделили группу Яндекса из CompTek, мы взяли инвестиции от фонда, дали им за это треть компании, чуть больше, и с марта 2000 года формально существует ООО Яндекс».
Елена Колмановская, главный редактор Яндекса до 2012 года
Они нас снабдили двумя иностранными товарищами для помощи, одного в маркетинг, одного в продажи. И в маркетинге это Bernard Lukey, который потом долгое время был директором «Озона», которого мы уже потом узнали, у нас была такая форма собрания — хурал, она и сейчас есть. И Бернард ходил на эти хуралы и как выяснилось он сказал Елене Ивашенцевой, которая представляла наших инвесторов, что они совершенно сумасшедшие, они орут, они машут руками. А Елена сказала они договариваются и они работают, не надо им мешать, что-то такое было".
На полученные от инвесторов 5 млн долларов Яндекс первым делом переехал в новый офис и купил телерекламу.
Артемий Лебедев, дизайнер всея Руси
На какое-то своё трехлетие они купили рекламу на ТВ и опять же позвали меня сыграть в этой рекламе, что было ну абсолютно… Сейчас бы это не могло произойти никак, я бы не прошёл никакого кастинга, никогда в жизни, даже в шутку, никто бы меня естественно не снял. А тогда я брился на лысо, меня ещё доукрасили до бандита и собственно с этого ролика пошёл слоган «Янедкс — найдётся всё».
Волож окончательно ушёл из стабильного но скучного оффлайнового CompTek в бурный и непредсказуемый онлайн. Уже через год компания стала самой крупной в рунете, но зарабатывать научилась не сразу.
Аркадий Волож, сооснователь и генеральный директор компании Яндекс
Мы боролись за аудиторию, никто не думал, как зарабатывать, а инвестиции подходили к концу и где-то в 2002 году стало ясно, что денег у нас ещё на пол года, девять месяцев и вот у нас уже аудитория, что дальше? И это был тоже тяжелый момент, как где взять деньги, что делать дальше, где монетизация Интернета и тогда мы развернули эту большую модель, которая сегодня известна, как контекстная реклама. Мы начинали с контекстной рекламы очень рано, ещё в 1998 году, но это не было моделью бизнеса, а реальной моделью бизнеса стала где-то в 2002 году и к концу 2002 года мы стали прибыльной компанией".
«У тебя с математикой хорошо? Что написано? 400 лет! Пошли! Посмотри, видишь? Другими словами, если ты завсегдатай, ты имеешь право потребовать, чтоб тебе освободили место».
— Скоро здесь будет написано Рогальский?
«Нет, не надо».
Один из самых давних и успешных проектов рунета сайт auto.ru, программист Михаил Рогальский купил доменное имя в 1997 году. Первые три года работал один совмещая функции отдела продаж, маркетинга и разработки.
Михаил Рогальский, создатель сайта auto.ru
«Я утром просыпался, садился за руль, разъезжал всех своих рекламодателей, собирал деньги и отвозил бумажки, где-то к часам 6-7 вечера возвращался домой и фактически до 3 часов утра я сидел писал. Я написал всё, я написал конференции, я написал базу продажи автомобилей, я написал базу продажи шин и дисков, я написал баннерную систему. Мною написан весь софт, который был на auto.ru ну может быть до 2001-2002 годов, потому что после уже начал брать профессиональных программистов».
Труды были вознаграждены, к 2000 году auto.ru стал одним из самых посещаемых сайтов рунета, а на Рогальского обрушились почести. Интел премия и премия Рамблера за миллиардный заход на страницу по счётчику Рамблер ТОП 100.
«Рамблер Интернет Ходинг диплом вручается www-конференции сервера „Автомобили России“ www.auto.ru, как ресурсу на котором было зафиксировано миллиардное показание счётчика рейтинга Рамбре ТОП 100, Михаил Рогальский».
Вслед за почестями пришли и деньги. 16 лет Рогальский упорно развивал свой проект и в результате продал его Яндексу за 175 млн долларов. Auto.ru стал самой дорогой покупкой в истории Яндекса.
Герман Клименко, интернет-предприниматель
«Auto.ru был просто тупым сервисом, я извиняюсь, его вообще, если честно, никто никогда не принимал в серьез, он 100 лет был и как-то его никто особо не, вот только когда продался Яндексу за 175 млн все сразу… Он выдержал очень хорошо, он хорошо продержался. Там это вообще отдельная история сделки. Он дождался наконец-то войны между Авито и Яндекс и на этом, при наличии войны двух крупных покупателей, вздёрнул цену так, что мало никому не показалось».
Михаил Рогальский, создатель сайта auto.ru
«Я доказал, что я могу с нуля сделать достаточно интересный проект, я могу поднять достаточно большой бизнес. Вы знаете, мне этого хватило, мне хватило того, что я сам себе доказал».
Доказав себе всё Рогальский уехал в Лондон, где ведёт жизнь состоятельного пенсионера, гуляет с собакой, путешествует с женой и покупает акции публичных иностранных компаний. Если Яндекс поверил в проект Рогальского, то сам Рогальский в Яндекс не верит.
Михаил Рогальский, создатель сайта auto.ru
«Бывает что я покупаю что-то вовремя и тогда, когда надо это делать, даже те же самые китайцы alibaba пошли на IPO, я купил соотвественно их акции, они сейчас где-то раза в два уже подорожали. Microsoft тоже в какой-то момент купил нормально, когда они только размещали. Apple тоже самое. Да, честно, я не купил Яндекс. Я не купил Яндекс после IPO и соотвественно я старался не покупать российские ценные бумаги. Я просто понимаю, что происходит, я разбираюсь и в политике, я разбираюсь в экономике и для себя я просто понял, что я не хочу, я не хочу рисковать, я хочу спать спокойно».
«Для меня большая честь приветствовать здесь Яндекс, одну из ведущих Интернет-компаний в мире, и одну из самых инновационных компаний в России, чтобы отпраздновать IPO и первый день торгов».
В 2011 году Яндекс провёл успешное IP0 на Нью-Йоркской бирже Nasdaq сделав основателей и крупных акционеров мультимиллионерами и миллиардерами. Подробнее о том, как складывалась судьба компании и её совладельцев мы расскажем в дальнейших сериях.
Сергей Лысаков, сооснователь компании Рамблер
«Могу сказать, что да, не солидно, постараюсь настроить… Не дышать только»…
«Ну это собственно вот железо, вот тут собственно стояли рамблеровские сервера. Вот здесь вот Дима Крюков собственно рождал в муках. Ну тут много народа сидело, сейчас уже… Но стол остаётся».
Уйдя из Рамблера Лысаков и Крюков создали один из первых дата-центров, а также разработали новый поисковик turtle, но до конца довести не успели. В возрасте 48 лет Дмитрий Крюков умер на своём рабочем месте от обширного кровоизлияния в мозг.
«Не уезжай ты мой голубчик, печальна жизнь мне без тебя. Дай на прощанье обещание, что не забудешь ты меня. Скажи ты мне, скажи ты мне, что любишь ты меня, что любишь меня ты. Скажи ты мне, скажи ты мне, что любишь ты меня… А теперь Лайла»…
Спасибо, что остаётесь с нами. Вам нравятся наши статьи? Хотите видеть больше интересных материалов? Поддержите нас оформив заказ или порекомендовав знакомым, 30% скидка для пользователей Хабра на уникальный аналог entry-level серверов, который был придуман нами для Вас: Вся правда о VPS (KVM) E5-2650 v4 (6 Cores) 10GB DDR4 240GB SSD 1Gbps от $20 или как правильно делить сервер? (доступны варианты с RAID1 и RAID10, до 24 ядер и до 40GB DDR4).
Dell R730xd в 2 раза дешевле? Только у нас 2 х Intel TetraDeca-Core Xeon 2x E5-2697v3 2.6GHz 14C 64GB DDR4 4x960GB SSD 1Gbps 100 ТВ от $199 в Нидерландах! Dell R420 — 2x E5-2430 2.2Ghz 6C 128GB DDR3 2x960GB SSD 1Gbps 100TB — от $99! Читайте о том Как построить инфраструктуру корп. класса c применением серверов Dell R730xd Е5-2650 v4 стоимостью 9000 евро за копейки?
Комментариев нет:
Отправить комментарий