Фото: Siora Photography / Unsplash.com
Спустя сутки после лекции студенту достаточно всего десяти минут на повторение пройденного. Через неделю — потребуется уже пять минут. Через месяц — его мозгу хватит и пары минут, чтобы «ответить»: «Да-да, я все помню». Исследование, проведенное в Альбертском университете, показало положительное влияние методики Flashcards-Plus на оценки студентов.
Но использовать систему Лейтнера можно не только в школах и университетах. Основатель CD Baby Дерек Сиверс назвал обучение по карточкам самым эффективным способом поддержки развития навыков разработчика. С его помощью он осваивал HTML, CSS и JavaScript.Герой еще одного примера — Роджер Крейг в 2010 году победил в телеигре Jeopardy! и получил 77 тыс. долларов призовых.
В онлайн-обучении система используется повсеместно: почти нет образовательных сервисов, где не были бы интернированы карточки. Систему применяют при изучении практически всех базовых дисциплин, и для нее уже разработаны десятки специализированных приложений — как десктопных, так и мобильных. Первое из них — SuperMemo — разработал Петр Возняк в 1985 году.
В первую очередь он пытался улучшить образовательный процесс для самого себя — применительно к изучению английского языка. Метод принес результаты, а софт оказался достаточно успешным, и его обновляют и сейчас. Конечно, есть и другие, более популярные приложения вроде Anki и Memrise, которые используют аналогичные принципы, что и SuperMemo.
Предпосылки появления метода
Один из пионеров экспериментальной психологии Герман Эббингауз, изучая в конце XIX века закономерности памяти, описал так называемую динамику забывания. Позже ученые не раз повторяли его опыты, исследуя «кривую Эббингауза», и выяснили, что она меняется в зависимости от особенностей изучаемого материала. Так, лекции или стихи, будучи осмысленным материалом, запоминались лучше. Кроме того, на качество заучивания влияли индивидуальные особенности и внешние условия — усталость, качество сна и обстановка. Но в целом исследования подтвердили основные закономерности открытого Германом Эббингаузом феномена.
На его основе был сделан, казалось бы, очевидный вывод: чтобы сохранить знания, требуется повторение материала. Но для высокой эффективности всего процесса делать это нужно с определенными временными интервалами. Такую технику повторения с возрастающими интервалами впервые протестировал на студентах Герберт Шпитцер из Университета штата Айова в 1939 году. Но кривая Эббингауза и техника интервальных повторений остались бы всего-навсего наблюдениями, если бы не Роберт Бьёрк и Себастьян Лейтнер. Несколько десятков лет Бьёрк изучал особенности запоминания, опубликовал десятки работ, существенно дополняющих идеи Эббингауза, а Лейтнер — предложил в 70-х годах метод запоминания с использованием карточек.
Как это работает
В классической системе Лейтнера, изложенной в книге «Как научиться учиться», он рекомендует подготовить несколько сот бумажных карточек. Предположим, на одной стороне карточки будет слово на иностранном языке, на другой — его интерпретация и примеры использования. Кроме того, нужны пять коробок. В первую — идут все карточки. После их просмотра в коробке остаются карточки с неизвестными словами, во вторую — попадают уже знакомые. На следующий день нужно снова начать с первой коробки: очевидно, что некоторую часть слов удастся вспомнить. Так пополняется вторая коробка. Во второй день — нужно пересмотреть обе. Карточки с известными словами из первой коробки перемещаются во вторую, из второй — в третью и так далее. «Неизвестные» возвращаются в первую коробку. Так постепенно заполняются все пять коробок.
После начинается самое важное. Карточки из первой коробки пересматривают и сортируют каждый день. Из второй — каждые два дня, из третьей — каждые четыре дня, из четвертой — каждые девять дней, из пятой — раз в две недели. То, что удалось запомнить, перемещают в следующую коробку, то, что нет — в предыдущую.
Фото: strichpunkt / Pixabay License
Для того, чтобы запомнить все или почти все, потребуется не менее месяца. Но ежедневные занятия займут не более получаса. В идеале, как считает Бьёрк, восстанавливать в памяти изученное необходимо ровно тогда, когда мы уже начинаем его забывать. Но на практике этот момент практически невозможно отследить. Поэтому добиться стопроцентного результата не удастся. Однако с помощью метода Лейтнера через месяц вспомнить можно намного больше, чем пятую часть информации, которая остаются в памяти согласно наблюдениям Эббингауза.
Альтернативный подход — использование специализированного софта. У такого ПО есть два отличия от «бумажного» метода. Во-первых, почти все имеют мобильные версии, а значит, заниматься можно по дороге на работу или учебу. Во-вторых, большая часть приложений позволяет задавать удобные для пользователя временные интервалы для повторения изученного.
Что в итоге
Интервальное повторение в некоторой степени напоминает регулярные физические упражнения, которые необходимы для тренировки мышц. Повторная обработка одной и той же информации побуждает мозг ее эффективнее запоминать и сохранять ее в долгосрочной памяти.
Мозг говорит себе: «О, я снова это вижу. Но раз так часто — стоит запомнить». С другой стороны систему Лейтнера не стоит воспринимать как «серебряную пулю», а больше как эффективный инструмент поддержки образовательного процесса. Как и любую другую технику обучения, его стоит сочетать с другими методами.
Наши стартапы:
Наши хабратопики о памяти и работе мозга:
Комментариев нет:
Отправить комментарий