Исследователи из университета Мальмё в Швеции пришли к выводу, что собрания на работе следует рассматривать скорее как форму «терапии», а не способ принятия решений. Там люди получают возможность продемонстрировать свой статус, а также снять стресс.
Профессор политологии Патрик Холл (Patrik Hall) из университета Мальмё говорит, что в современных компаниях наблюдается некое противоречие: собирается больше совещаний, но на них принимается мало решений. И хотя многие рядовые сотрудники выражают низкую оценку этим собраниям, но число таких мероприятий продолжает расти.
Политолог говорит, что увеличение числа встреч отражает изменения в численности и качестве персонала: в фирмах становится меньше людей, непосредственно выполняющих работу, а больше тех, кто занимает «коммуникативные» и «совещательно-интенсивные» должности: это стратеги, советники, консультанты и менеджеры.
По мнению профессора, в компаниях выросла численность сотрудников на управленческих должностях, которые часто не очень хорошо определены, и где «иерархия не так ясна». Эти люди не заняты конкретной разработкой продукта.
«Многие менеджеры не знают, что делать», — объясняет Патрик Холл, а когда они «не уверены в своей роли», то реагируют на это генерацией ещё большего количества совещаний: «Люди любят поговорить, и это помогает им найти свою роль». Многие из этих людей могут проводить половину своего рабочего времени на собраниях.
Встречи могут «вызвать чувство бессмысленности», говорит Холл. Но он утверждает, что многие не понимают истинный смысл этих мероприятий. В какой-то момент такие совещания — особенно длительные — начинают выполнять «почти терапевтическую» функцию.
Независимо от заявленной задачи совещания, оно представляет «возможность пожаловаться и получить признание коллег». В то же время исследования показывают, что ощущение бессмысленности приводит к тому, что некоторые участники совещаний могут потерять терпение — и проводить большую часть времени, играя со своими мобильными телефонами.
Некоторые находят совещания неприятной тратой времени и задаются вопросом, почему должны их терпеть. Но учёный утверждает, что негативное отношение к встречам может быть вызвано тем, что их реальные цели неправильно поняты. Истинной целью таких встреч может быть утверждение авторитета организации — напоминание сотрудникам, что они являются её частью. Такие встречи на самом деле не ставят задачу принять какое-то решение, говорит Холл.
Профессор Холл даёт некоторые рекомендации, чтобы повысить эффективность совещаний. Он предлагает бронировать комнаты на более короткие промежутки времени, поскольку опыт показывает, что обычно совещания затягиваются на весь отведённый период, сколько бы на него не выделялось. Очень редко они заканчиваются раньше срока.
Кроме того, важно «равенство» участников: «Когда вы встречаетесь с коллегами на одном уровне, как профессионал, вы можете обсудить различные вопросы, которые вас интересуют», — говорит он. Когда же на совещаниях доминируют разные уровни статуса, они становятся «борьбой за власть» и оставляют разочарование.
«Люди часто чувствуют себя маргинализированными. Они чувствуют, что них никакого влияния или положения в компании. В этих случаях складывается впечатление, что встречи ничего не улучшают, а на самом деле вызывают ещё большее разочарование», — так профессор объясняет распространённое мнение, что многие совещания представляют собой пустую трату времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий