...

суббота, 28 декабря 2019 г.

Гужевой транспорт 21 века


Недавно Грете Тунберг предложили осла в качестве самого экологичного транспорта… и тут возникает вопрос! А что если бы действительно шведская активистка выбрала бы гужевой транспорт? Какие варианты возможны сейчас?

Вариант №1


Грета является убежденной сторонницей поездов. Проблема данного вида транспорта в его не всегда «чистых» источниках энергии для движения.

Одним из вариантов решения проблемы может быть конный привод, а точнее сочетание ж/д вагона и конной тяги.


Сейчас «конки» уже практически не используются, но все еще остаются места где они сохранились.

В Австралии в городе Виктор-Харбор работает трамвай-конка. Эта линия выполняет функции перевозки туристов на остров с пингвинами, и проходит полностью по дамбе-мосту.

«Конка» Douglas Horse Tramway расположенная на острове Мен продолжает работать, несмотря на попытки ее закрыть. В отличие от австралийской линии ее используют и как обычный транспорт.

Кроме традиционного привода вагона-конки были и другие.

Например в начале был циклопед.

Идея была простая — соединить лошадь и беговую дорожку.

Конструкция создана британским математиком и изобретателем Томасом Шоу Брандретом в 1829 году. Вес был около 3 тонн, а максимальная скорость — 8—9,6 км в час.

Более совершенный привод был разработан в 1850 году итальянцем Клементе Массерано. Главной доработкой было наличие коробки передач, что позволило буксировать 30 вагонов даже при подъёме на склон при наличии всего 2 — 4 лошадей. КПП позволяло передвигать состав как в прямом, так и в обратном направлениях, и даже отключать передачу момента на колеса для остановки.

Практически достигнутая скорость — 11 км/ч, а в теории было возможно ускорить поезд до 24—33 км/ч.

Конечно конно-железнодорожный транспорт сейчас мало применим для перемещения на большие расстояния, но на отдельных участках пути это все же возможно.

Вариант №2


Движение по ж/д пути не единственный способ использования живой силы.

Так в наше время есть возможность использовать кареты похожие на те что были в 19 веке. Один из самых традиционных вариантов — кареты амишей в США.


Характеристики этого транспортного средства традиционные — одна лошадиная сила в натуральном эквиваленте.

Материалы современные, как и некоторые технологии…

Кузов сделан из фибергласа, а отдельные элементы из алюминия. Окна отделываются дубом или буком, внутренности — плюшем. Все деревянные части к тому же подвергаются термической обработке для стойкости.

Пневматических шин нет, а вместо них колеса из металла или из твердой резины на ободе. Амортизация ходовой тут может быть как с помощью ленточных пружин, так за счет пневмо-подушек!

Тормоза могут быть как барабанные, так и дисковые.

Электрика присутствует в минимальном количестве чтобы соответствовать правилам дорожного движения. В Огайо и Пенсильвании повозки по закону должны быть оснащены фонарями и 99% повозок имеют приборную доску, на которой установлено управление освещением. Есть передние фары, задние габариты и указатели поворотов.

Для работы электрооборудования используется аккумуляторы идентичные таким же в строительных инструментах. На многих «багги» для поддержания заряда батарей может быть установлен генератор.

Для безопасности кареты амишей так же имеют очистители стекол, зеркала заднего вида и стоп-сигнал.

Внутри «начинка» бывает разной. Могут присутствовать опции в виде отопления кабины пропаном, держателей для чашек и спидометрa (что при средней скорости от 5 до 8 миль выглядит странно).

Средняя стоимость повозки $8000. Срок службы 20 — 30 лет с возможностью капремонта (некоторые отремонтированные «тачки» ходят до 50 лет!).

В салоне может ехать в зависимости от конструкции от 5 до 6 пассажиров.

Управлять повозкой разрешено амишу любого возраста, и права на этот вид транспорта не требуются, как и номерные знаки (кроме штата Индиана где требуют установку номеров в обязательном порядке).

Неплохой способ вернутся в 19 век в 21-ом да?

К сожалению амиши ограничены в творческом процессе совершенствования своих «багги» традициями и правилами общины. Несомненно есть и продвинутые кареты с солнечными панелями на крыше , но многое по-прежнему остается под запретом.

Больше перспектив у этого направления при использовании в качестве карет автомобилей.

Так еще в годы Депрессии (1929−1933) в результате проблем с топливом в США и Канаде многие автовладельцы переделывали свои автомобили в гужевые машины. В США их называли «повозки Гувера» (по имени тогдашнего президента страны), а в Канаде — «багги Беннетта» (в честь премьер министра того времени).

Для преобразования автомобиля в повозку снимали все «лишнее» (двигатель, кпп и т. д.).

Вместо двигателя устанавливали кресло кучера с поводьями в тех автомобилях, где это можно было сделать без проблем.

После окончания голодных 30-х многие владельцы переделывали свои автомобили обратно на ДВС-тягу, но часть таких повозок так и остались на конной тяге (видимо это уже не имело практического смысла по причине износа «кареты»).

Идея автомобиль + лошадь не умерла и в наше время, и иногда получает продолжение…

В Ливии используют сочетание верблюды + джип.


В дальнейшем скорее всего при тенденции развития автопилота и электромобилей может появится смысл совмещения этого транспорта с лошадью. Подобная фантазия пока представлена только в рамках мечтаний дизайнеров.

В 2017 году итальянская дизайн-студия Camal нарисовала концепт гибридной кареты Viva.

Беспилотник-карета по задумке дизайнеров будет иметь 3 режима работы.

Первый традиционный — с помощью лошадей, что позволит в движении заряжать аккумуляторы. Два других предполагают помощь электромотора в движении когда лошади начнут уставать, и даже движение без конной тяги (автономно).

Характеристики Viva схожи с автомобильными.

Длина — 7 м; Ширина — 2.5 м; Высота — 2 м. Салон четырехместный. Максимальная скорость в безлошадном режиме по логике концепта может быть и автомобильной.

Есть у этого сочетания лошади и кареты и ряд очевидных недостатков.

1. Несмотря на наличие у животных «подгузников» некоторое количество отходов все же может попасть на дорогу.

2. Аэродинамика бегущей лошади не лучше чем у коровы, а управляемость при маневрах и торможении слабая. Не стоит забывать об явно не эстетичном виде и запахе от «живого переднего привода» кареты.

Решение второй проблемы было найдено в 20 веке… надо было просто установить телегу впереди лошади!

История знает ряд примеров таких карет.

Например этот экипаж перевозил в 1905 году коньяк.

А этот только водителя и пассажира.

В 21 веке нашли уже более прогрессивную концепцию кареты с лошадью позади телеги, которая решает и первую проблему.

Вариант №3


Развитие технологий на данный момент расширило возможности использования беговых дорожек для лошадей.


Так в 2007 году в ОАЭ изобретатель Хади Мирхеджази (Hadi Mirhejazi) впервые создал конемобиль с беговой лентой внутри. Назвал он этот аппарат — Naturmobile.

Лошадь размещена внутри корпуса похожего на теплицу за водителем, и бежит на дорожке с небольшим подъемом переднего края с практически постоянной скоростью (не более 20 км/ч). Внутри для парнокопытного есть все условия для комфорта — кондиционер, корм и вода перед мордой, а боковые тонированные панели кузова защищают от лучей солнца.

Привод колес тут электрический, а конный привод выполняет функцию генератора, заряжая батареи. По причине гибридности силовой установки конь внутри может иногда и не бежать когда устанет. Особенностью стимуляции животного к бегу является гуманный способ ускорения — лошадь бежит от того что в начале пара электромоторов начинает раскручивать бегущую дорожку не оставляя животному выбора. Когда же животное перешло на неспешную рысь – моторы отключаются, и машина начинает двигаться только за счёт живого мотора.

Максимальная скорость этого аппарата планируется в рамках 60 — 80 км/ч, а достичь таких показателей должна помочь 20-скоростная коробка передач.

Правда похоже на импульсорию?

Выхлоп машины т. е. Отходы жизнедеятельности лошади попадая на ленту дорожки проворачиваясь падают в специальный поддон внизу. А состояние животного водитель контролирует с помощью датчиков температуры животного и температуры воздуха внутри бегового отсека. Дополнительно планируется установка датчика считывания пульса.

Весит автомобиль без лошади около 300 кг, внутри есть место для водителя и пассажира. Все попутные признаки автомобиля так же присутствуют.

Лошадь достаточно крупный «мотор», и может не совсем удобный по габаритам. Поэтому возможно есть смысл применять не беговой дорожке и других животных. Изначально Грете предлагали ослов, однако в истории можно найти и другие варианты.
P.S. — Несмотря на то что гужевой транспорт считается анахронизмом, в новостях иногда попадаются сообщения об возвращении «живой тяги». Нашумевшее решение в Омской области не единственный пример.

Let's block ads! (Why?)

Комментариев нет:

Отправить комментарий