В документе говорится о том, что закон окажет негативное влияние на развитие всей отрасли, также реализация положений закона может привести к монополизации в разработке отечественного программного обеспечения. Третий недостаток предложенных мер — они противоречат принципам Всемирной торговой организации в части создания преференций для отечественных поставщиков ПО. Исполнение положений закона «чревато усилением дезинтеграционных процессов внутри Евразийского экономического союза, снижением деловой активности на рынке бытовой электроники и программного обеспечения».
Что касается АКИТ, то эта организация поддерживает коллег, придерживаясь аналогичной точки зрения. Об этом заявил представитель Ассоциации Артем Соколов. По его словам, если закон все же вступит в силу, то на рынке электротехники возникнут неравные конкурентные условия. Соколов считает, что если будет реализован новый закон, крупные игроки начнут продвигать собственные экосистемы, при этом входящие в эти экосистемы сервисы окажутся не удел. Централизованное регулирование просто не даст развиваться здоровой конкуренции.
Еще одна проблема — торговля сместится в «серые» каналы, то есть телефоны без предустановленного российского ПО все равно будут поставляться в РФ, но уже нелегально. Покупатели будут использовать эти каналы, как это происходит и сейчас.
По мнению депутатов, основная идея закона не в запрете устройств без предустановленного ПО, а в том, чтобы облегчить пользователю жизнь. По словам Алексея Канаева, соавтора документа, пользовательские навыки у потребителей электроники разнятся. Соответственно, многие пользователи не в состоянии самостоятельно устанавливать ПО, возникают сложности и с прочтением инструкций на английском языке. «Затем и нужны обязательные по закону русскоязычные их варианты, чтобы облегчить пользователю жизнь», – подчеркивает Канаев. Что касается предустановки, то она, по словам депутата, может без проблем быть реализована как на стадии производства, так и на стадии предпродажи. Право выбора при этом остается за потребителем.
Игроки рынка же согласны с авторами обращения. «Замечание главы РАТЭК о том, что этим законом – в случае его вступления в силу – нарушаются положения договора о ЕАЭС, совершенно справедливо», – говорит главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян. Он утверждает, что страны — участницы договора идут в сторону допуска производителей союза на общий рынок, что проигнорировали автора законопроекта.
Казарян также опасается монополизации рынка после вступления в силу закона. Если его принять, то стимулы к развитию, которые есть сейчас у субъектов рынка, будут изменены. Участники рынка будут стремиться попасть в реестр разрешенного ПО, обязательного к установке, а не к развитию своей продукции.
Законопроект был принят в третьем чтении в ноябре, а 25 ноября его одобрил уже Совет Федерации. Если его подпишет президент РФ, то с 1 июля 2020 года закон вступил в силу.
Тогда за отказ от предустановки российского софта придется платить штраф. Для индивидуальных предпринимателей размер штрафа составит от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, для юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн рублей.
Идею предустанавливать российское ПО на устройства, которые планируется продавать в РФ, добавили в «дорожную карту» по развитию конкуренции в сфере информационных технологий на 2018-2020 гг. Ее подготовила Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а в августе 2018 года ее утвердил Дмитрий Медведев.
В середине ноября производители и продавцы электронных устройств, которые работают в России, написали письмо председателю Госдумы Вячеславу Володину. В документе содержалось требование провести слушания по вопросу обязательной предустановки российского программного обеспечения на устройства, которые продаются в России. Письмо составили представителями Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (ассоциация РАТЭК) и Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Авторы настоятельно просили провести всестороннее обсуждение законопроекта, а также начать консультироваться по этому поводу с профессиональным сообществом — это пока не сделано.
Комментариев нет:
Отправить комментарий