Автор книги — Рик Гаско. Как я узнал уже потом, так звали героя фильма «Мальчишник», которого сыграл Том Хэнкс. Но на момент прочтения этого я не знал. Представьте, читаю книгу автора Рика Гаско и на первых страницах встречаю: «Летом 1942 года по просьбе американцев Советский Союз передал им для изучения танк Т-34...». Думаю — интересно. Читаю дальше: «Производили танк тогда на двух заводах, один из которых — Харьковский, к тому моменту уже захваченный немцами, теперь — украинцами». І тут у мене підгоріло. В смысле, меня это задело. А затем, после прочтения 50 с лишним страниц, я начал заново, с сохранением избранных моментов.
Оправдывание действий тоталитарного режима встречается уже спустя несколько предложений после упоминания захватчиков-украинцев. «А вы что думаете, зря этих вредителей в 37-м году пачками расстреливали?»
Что касается истории появления языка Python, автор преподносит её следующим образом: «Выдумал Питон Гвидо Ван Россум, он голландец, это многое объясняет, в Голландии легализованы лёгкие наркотики». Да, ещё автор упорно называет язык «Питоном» и предлагает выбрать, что дороже читателю — «правда или истина?» («Питон», естественно, есть «истина»). Относит же данный язык программирования автор к «нетрадиционным», но оправдывается, что это «не тот, которым пользуются исключительно лица нетрадиционной ориентации». После проявления гомофобии не хватает только антисемитизма. И его в книге можно разглядеть.
«Пасхи бывают разные — православные, католические и, прошу прощения, еврейские». Песах имеет более древнюю историю, чем христианская Пасха. «Для католической и еврейской пасхи алгоритмы найдите сами. Обязательно запрограммируйте. Мы же толерантные». Толерантностью так и прёт! Ладно, поехали дальше. «Как сказал великий русско-еврейский комик Аркадий Райкин...» Если выбросить «русско-еврейский», читается уже не так, согласны? Насколько это важная информация, что без неё нельзя было обойтись? «Черчилль? Бисмарк? Хемингуэй? Лейба Троцкий? Точно знаю, что не Пушкин». Имя указано только у одного. Совпадение? Только почему в Википедии Троцкий фигурирует как «Лев»? А Лейзер Вайсбейн как Леонид Утёсов? А Ованнес Айвазян как Иван Айвазовский? Может потому, что эти люди более известны под русскими именами? Или вот ещё из книги: «Даль — автор Толкового словаря живого великорусского словаря. Типично русская фамилия не случайна. Этимологический словарь русского языка составил Макс Фасмер, а правила русского правописания сочинил Розенталь. Тенденция, однако». Наконец, «Если вы заглянете в любой исполняемый файл, тот, который с расширением *.exe, то обнаружите в начале некие буквы MZ. Это сокращение от имени и фамилии Миша Цукерман. Вот честное слово. И как теперь с этим жить?» MZ — инициалы Марка Збиковски.
К ещё одному напоминаю о наркотиках в Голландии («видимо, тонкий намёк на легализацию легких наркотиков») и парочке унижений украинцев («Шо маэмо, то маэмо © Украинская универсальная отмазка» и анекдот про «Петрика з села Залупівки») следует добавить наличие в книге, посвящённой языку программирования, цитирования Ленина, Сталина и Путина. Уместно ли это здесь? Я считаю, что нет. Кстати, аналогичный анекдот есть и про русского, который заказывал по радио «Валенки». Нет, «Залупівка» звучит смешнее.
Своеобразное чувство юмора автора стало причиной наличия в книге таких фраз, как «трава была зелёная и девки давали», «мохнатые семидесятые», «Дима — чудак на букву М», «А потому что какаю», «Натянуть сову на глобус», «Какая-то неведомая фигня».
Что касается сути книги, то здесь у меня тоже есть замечания. Даже если не обращать внимание, на то, что более половины текста — «вода». Например, этот скриншот вообще уникальный — оцените объём смысловой нагрузки:
С чего стоит начать по существу, так это выбор версии языка Python в этом удивительном учебнике 2019 года: «Мы за новизной не гонимся, поэтому использовать будем версию 2.7.14».
Далее автор не может определиться, есть ли типы в Python или нет. «Запомним — типов в Питоне нет!», а потом «Питон не проверяет соответствие типов фактических параметров формальным», «Однако напоминаю, тип переменной может быть проверен», «А теперь попытаемся проверить тип первой из них», «А вот так надо проверять остальные три типа» и так далее в том же духе.
Заносчивость и невежество автора может сильно ввести начинающих программистов в заблуждение. «Чем больше программист думает, тем больше ошибок мы будем иметь», «Моё мнение — цикл должен двигаться только с шагом плюс один. В крайнем случае — минус один, но и то, по моему мнению, это лишнее и портит в остальном хорошую программу. Послушайтесь моего совета — только плюс один!», «Так вот, те задачи, которые я предлагаю дальше, решаются именно так и только так, я таки вас умоляю, не надо ничего выдумывать». Посмотрим, как предлагает решать автор первую задачу (напомню, им выбрана версия Python 2.7; я бы в третьей версии написал бы всего одну строчку, даже два способа есть; может, и во второй так можно, не проверял). Итак, задача: «Заполнить список одним и тем же значением, чаще всего это значение — ноль». Решение автора:
a = []
for i in xrange(0, num):
a.append(0)
При этом, читаем в книге: «Операции над строками — сложение и умножение, никому не нужное», «Называется это анонимные функции, они же lambda-функции. Долго думал, какая от них может быть польза, кроме как показать уровень своего интеллекта, но не понял». Ну, и "… исключения… я их не люблю и никогда ими не пользуюсь. Ну, не нравятся они мне, не нравятся". Не любит автор и C++. Зато автор, как утверждает, знаток Delphi и ООП. У него и книги соответствующие есть («не важно под каким именем они изданы»). Издательство «СОЛОН-Пресс» представляет (на обложке обозреваемой книги) следующие книги Рика Гаско: «Простой учебник программирования», «Простая Математика для Программистов», «Объектно Ориентированное Программирование». Названия книг по Pascal, думаю, тоже можно найти.
А вот как автор предлагает решать другую задачу («именно так и только так»). Задача: «Найти минимальный элемент массива и его заодно его индекс». Решение (повторюсь «именно так и только так»):
min = a[0]
index = 0
for i in xrange(1, 10):
if a[i] < min:
min = a[i]
index = i
Жду ваших решений в комментариях! Хоть по мнению автора, использовать их ни в коем разе нельзя.
Математика в книге тоже присутствует. Это и формулы для вычисления площадей и объёмов фигур, и формулы различных рядов. С последними — проблема. Во-первых, одна из формул запрограммирована, а потом долго и нужно объясняется почему. Да, такой приём имеет право на существование, но автор испортил его на корню. Во-вторых, пытаясь блеснуть остроумием, автор добавил к другой формуле свой комментарий, допустив при этом ошибку. «Вот пример бесконечного ряда: 1 + 1/2 + 1/4 + 1/8 +… Складывать эти числа не надо, потому что математики доказали, что его сумма равна в точности единице». Единице? 1 + 1/2 уже будет полтора! Ряд не знакопеременный, а значит, уменьшиться сумма не может. А вот если убрать первую единицу из ряда… Даже анекдот такой есть, про бесконечное количество математиков, которые зашли в бар и заказали оригинальным способом литр пива. И ещё, моё мнение — лучше попытаться что-то объяснить или, если не можешь, не делать на этом акцент. Это не про автора! «По определению считается, что 0! = 1. А почему, собственно? Так я ведь уже сказал — по определению».
Публикация книги — тяжёлый труд. И это касается не только написания её автором. Ещё трудятся редакторы, корректоры, наборщики, иллюстраторы, финансовый директор, сотрудники отдела маркетинга. Сложилось впечатление, что редактор и корректор этой книги схалтурили. Слишком уж большое число несостыковок и опечаток, заметных невооружённым глазом. Даже в тех цитатах, что я привёл в этой статье они есть!
Допускаю, если вы внимательно читали, заметив их, возможно, подумали: «Этот Albom даже перенабрать текст из книги без ошибок не может!» Итак, словарь Даля называется не так, это, конечно же, словарь языка, а не словарь словаря. Далее прочтите внимательно условие второй задачи. «Его» написано два раза, то есть текст редактировался, редактировался, но недовыредоктировался. Буква «ё» пропадает из второго упоминания лёгких наркотиков, легализованых в Голландии. Плюс в тексте, не вошедшем в статью: «альбов» вместо «альбом», «hrlp» вместо «help». Опечатки обыкновенные. Но в глаза бросаются. А вот что не бросается, так это "π≈3.14158". Я бы вместо восьмёрки поставил бы её девятку. Но это слишком большая придирка.
Думаю, насчёт плохого достаточно. Теперь о хорошем. Это можно сформулировать одним предложением. Если бы не всё перечисленное выше, могла получиться неплохая книга, с неординарной подачей материала.
Автору, если он прочтёт мою статью, ничего сказать не хочу. Он провокатор, и провокация его, в первую очередь в разжигании межнациональной розни, сработала.
Редактору книги, Н. Комлеву, позор.
Всем дочитавшим статью — спасибо! Понимаю, что читать большой объём субъективного нелегко — уж со многим можно не соглашаться.
Книгу я скачал в одной из групп в Телеграме. Поэтому нелегальное происхождение файла не даёт мне морального права написать в редакцию. Иначе (в случае покупки и переписки с издателем) статья получилась бы, вероятнее всего, другой.
Книга свободно продаётся в Украине и стоит не меньше многих более достойных. Саму же книгу считаю не просто неудачной, а даже вредной с точки зрения влияния на неокрепшие программистские умы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий