...

понедельник, 2 марта 2020 г.

Финские авиалинии Finnair: как тренируется экипаж и немного про внутренности кухни


Тренировочный центр для бортпроводников. Видно надувной трап, модель такого же трапа в виде плота для бассейна. И напротив всего этого сауна. Потому что в Финляндии не могут построить бассейн без сауны. Да, прямо на тренировочном объекте тоже.

Итак, знакомьтесь, авиакомпания Finnair и аэропорт Хельсинки-Вантаа. Финнэйр уже 10 раз подряд лучшие среди авиакомпаний Северной Европы и шестая по безопасности в мире. Оценки по JACDEC и Скайтраксу. Про то, как это оценивается, ниже. А вообще пост про авиакомпанию, тренировочный центр, мобильное приложение и кухню для пассажирских рейсов.

Финнэйр


Одна из самых старых авиакомпаний мира, летают аж с 1923 года. Причём первые полёты делали ещё до строительства аэропорта. Взяли Юнкерсы F.13 с поплавками и сделали ледяные полосы. В 1936 году перешли на нормальные шасси.


Шайтан-тренажёр Link тех времён, когда даже просто кабина с ручками и возможностью качаться уже уменьшала вдвое время обучения пилота. Раритет, за которым охотятся музеи и коллекционеры, всего два работающих в мире. Конструктор занимался музыкальными инструментами, поэтому внизу можно разглядеть 4 аккордеона.

Компания одна из самых пунктуальных и безопасных в мире. С 1978 года без чрезвычайных ситуаций на самолётах. Одну из чрезвычайных ситуаций, кстати, доставили мы — 14 июня 1940 года самолет Junkers Ju 52 Kaleva был сбит советскими ВВС над Финским заливом. Все 9 человек на борту погибли.


Финнэйром компания стала примерно в момент национализации, когда правительство сконсолидировало больше половины акций (что, в целом, объяснимо, потому что на время Второй Мировой самолёты были нужны для другого).

За 2019 год перевезли 14,7 миллиона пассажиров (при населении Финляндии 5,55 миллионов человек). Трафик HEL — почти 22 миллиона пассажиров по итогам 2019 года (вот тут есть хороший набор аналитических отчётов, аэропорт их спокойно раскрывает).

Откуда так много людей в маленькой стране? Всё потому, что тут очень удачное расположение для полётов в Азию и через Атлантику — коротким северным путем с пересадкой в Хельсинки, что делает местный аэропорт одним из самых интересных хабов в Европе. Да, рядом есть большой и дорогой Хитроу, а позже я ещё расскажу про похожую ситуацию в Катаре. Исторически расположение страны давало ещё один крутейший бонус: близость к границе СССР в 80-х годах позволила проходить северным путём до Японии. Было важно не попасть в наше воздушное пространство, потому что тогда транзитные полёты были запрещены.

Компания отлично развивалась примерно до 2015 года, когда лоукостеры начали отгрызать куски рынка. Что приятно, вместо попыток как-то задавить лоукостеров, финны выбрали путь перспективного развития. И поддержали их. Финнэйр оклемался и продолжает расти, — в частности, потому что те же новые компании дают пассажиров на пересадки. Тут понимают, что чем больше у вас домашний транспортный узел, тем лучше будущее. Сейчас для петербужцев, например, аэропорт Хельсинки-Вантаа известен как окно в Европу, потому что до него можно доехать на автобусе, а там уже дёшево лететь по шенгену. До аэропорта Хельсинки можно добраться и на самолете: каждую неделю в HEL отправляется 27 рейсов Финнэйра из Петербурга и 28 из Москвы: время в пути 40 минут и час двадцать соответственно. Кстати, это мои любимые Эмбраеры (те самые, где бизнес-класс по посадке отличается от эконома только занавеской). Ещё у Финнэйра есть интеграция с железной дорогой: можно купить билет на Аллегро почти как connected flight и пересесть в аэропорт. Со «Льва Толстого» из Москвы есть бесплатная пересадка с Тиккурилы на HEL на электричку (точнее, бесплатная она, если вы пересели за 80 минут и меньше).

Всё. Теперь вы примерно представляете картину экосистемы, и давайте поговорим о деталях. Безопасность авиакомпании во многом складывается из парка оборудования, процедур его обслуживания, человеческого фактора и автоматизации. С железом тут всё отлично: новейшие тренажёры и первый заказ на A350 в Европе. Это, кстати, ещё одна плотная интеграция перевозчика и производителя: Финнэйр взяла эти борты, а остальные смотрели, как и что они с ними делают. Процедуры обслуживания нам не показали (и в России тоже мало кто покажет), но я не сомневаюсь в финском менталитете скрупулёзной неторопливой детальности.

А самое интересное, конечно, это автоматизация (примеры будут чуть подальше про аэропорт) и человеческий фактор. Это самая спокойная авиакомпания, которую я видел. Руководитель подготовки говорит, что у них очень расслабленная атмосфера, но при этом они требовательные. Выражается это в том, что они ведут около 4 тысяч сквозных метрик на действия пилота. Как вы знаете, я из розницы, и без сквозных метрик не представляю себе никакую операционную деятельность. Но мы собирали 4 с обычного магазина и около 60 с крупного. А тут у пилота в карточке персонажа 4 тысячи штук!

Так вот, в полёте никто пилоту голову не грузит (по крайней мере, по мнению тренерского состава). Например, нет бонуса за экономию топлива или ещё чего-то такого, что создаёт конфликты между безопасностью и экономикой полёта. Но при этом в конце каждого цикла школа смотрит отчёт по показателям и, если там что-то выбивается из нормы, просто невероятно «стоит» отработкой соответствующей группы навыков. То есть ошиблись вы пару раз незначительно — ждите инструктора, который не выпустит вас в полёт, пока вы не отработаете это возможно слабое место до автоматизма. Да, будете сидеть и долбить в тренажёр, но такова жизнь. Ещё одна удивительная особенность — в офисе почти нет иерархии за исключением случаев принятии критичного решения. Руководитель подготовки утверждает, что на борту так же: все равны, но в критической ситуации команды не обсуждаются, а выполняются быстро, чётко и без лишних базаров. Я вот только лет пять назад начал подозревать, что такого эффекта можно добиться без армейского подхода, а тут весь процесс на этом, похоже.

А вот и сам тренажёр:

Это кабина А350, которая может качаться, прыгать вообще танцевать брейк-данс. Она не может перевернуться на 180 градусов, но манёвры с боковым заваливанием, штопором и прочим вполне осиливает. При мне пилот отрабатывал что-то такое, отчего она постоянно резко прыгала на полметра и заваливалась вбок.

Все тренеры школы — практикующие КВС. Теоретиков нет, и тренер должен уметь руками сделать то, чему учит на отработке критических ситуаций. Если у вас всё в порядке с показателями, раз в полгода такой тренер всё равно берёт ваше досье и 4 часа гоняет вас на обязательном тренинге (час брифинга, 4 часа в кабине-тренажёре, полчаса-час разбора). Моделируется не весь полёт, а только самая интересная часть, поэтому за 4 часа можно попробовать много всего. Отмечу, что я использовал в музее авиации через дорогу старый тренажёр и за 4 минуты погубил два самолёта. У нас самый простой способ покататься на тренажёре — ТРК СпортЕХ в Москве (Су-27), Афимолл Сити в Москве и РИО в Петербурге (А320) и на старом истребителе в музее авиации в Жуковском. Если хотите почувствовать себя лузером — горячо рекомендую.

В штате около тысячи пилотов и около трёх тысяч членов кабинного экипажа. Так что да, в этой же школе готовят бортпроводников. Если вы вдруг не в курсе, то это люди, которые в первую очередь нужны для того, чтобы обеспечить действия при аварийной ситуации, во вторую — как психологи, и уже в третью — как обслуживание. Класс обслуживания самый простой:

Тут проводники слушают короткие лекции и потом тренируются на реальном салоне с реальной же едой (потому что кухня Финнэйра через дорогу).

Что характерно, тут есть ракурс, который очень нравится киношникам:

Поэтому в школу для персонала регулярно падают запросы на съёмку рекламы или художественных фильмов. Рекламу тут не снимают, потому что не хотят смешивать светлый образ госбренда с каким-нибудь средством от поноса, а с фильмами действует другая логика. Как-то так получается, что если в фильме показывают сцену в самолёте, то шансы этого самолёта успешно долететь очень низки. Поэтому тоже нет.

Это класс для занятий по первой помощи:

Очень интересный подход к комплектации аптечки. Как вы, возможно, знаете, у нас в салоне из сильнодействующих средств есть только бинт. Всё остальное интересное лежит в аварийном запасе в крыле или в отсеке надувного трапа, то есть из салона в обычной ситуации не достать. У Финнэйра аптечки комплектуются по-полной, но применять сильнодействующие проводники не могут без врачебного образования. Логика как у нас, только вот если на борту найдётся врач, ему дадут всё необходимое сразу. Если врача нет — есть спутниковый полнодуплексный линк до дежурного медслужбы на земле (всегда есть врач на таком дежурстве), можно связаться и с госпиталем.

Вот одна из самых важных вещей в тренировке:

Это пожарная камера. Если на борту что-то пойдёт не так, часто возникает огонь и дым. Те самые милые красивые стюардессы, которые вам ласково улыбались, берут огнетушители около станции и действуют со скоростью Александра Лазуткина, тушившего пожар в ящике кислородных шашек на станции «Мир».


Конкретно эта одна фотография с тренировки из архива компании

Есть много возможных точек возгорания — от мусорника с туалетной бумагой и багажа пассажира под креслом или наверху до кухни. В тренажёре оттуда идёт пламя, всё наполняется дымом и ещё проигрываются соответствующие звуки. Звуки критичны для горения лития — техники Финнэйра сожгли 10 ноутбуков в разных режимах и записали звуки.


Тренажёр придумали бывшие пожарные, теперь это их основной бизнес

Поэтому теперь бортпроводники могут даже при нескольких точках возгорания на автоматизме определить, где горит литиевый аккумулятор и затушить его издалека в первую очередь. Чтобы не жахнул.

Здесь тренировка по работе в салоне. Важная история с психологией: бортпроводники обучены обнаруживать людей со страхом полёта. Например, на занятии их учат базовым признакам того, что человек боится (в признаках запах алкоголя, поэтому вас на входе аккуратно нюхают — люди часто пытаются выпить на земле, и это только хуже). Потом — правильный как-бы-случайный-пикаперский-подход, аккуратное завязывание беседы, которое потом приведёт к тому, что в итоге клиент успокоится.

Вот самый простой тренажёр открытия аварийного выхода:

Тут надо просто приложить силу. На наших авиалиниях иногда надо таскать манекен 90 килограммов до этого выхода, поэтому девушки часто ходят в спортзал на силовые. У Финнэйра такого нет — тут, кстати, практически не ограничен возраст борпроводника (я слышал про 52-летнюю стюардессу), нет норматива по подъёмку груза — и всё решает опыт.

С другой стороны, есть момент с тем, что у пилота тоже нет ограничения на массу тела. Во тут отрабатывается специальный захват для доставания потерявшего сознание пилота из кресла. Пластик по бокам моделирует оборудование, на него наступать нельзя:


За год по миру примерно два пилота нуждаются в такой помощи от кабинного экипажа (сердечные приступы, отравления и так далее).


Пожарный топор (который надо проверять перед каждым взлётом) тут очень аккуратный


Всё оборудование должно быть предельно знакомым

Вот это новая крутая штука — самоспасатели с кислородно-изолирующим прибором. Гарантируют, что проводник останется в сознании при задымлении и сможет спокойно ходить (а не висеть на маске). Если что, для параноиков хорошей идеей будет держать такой дома выше 10 этажа на случай пожара. Сейчас появились КИПы с химически-связанным кислородом для долгого хранения.


Жилеты для купания, конечно


Бассейн вы уже видели. Трап сверху — массово-габаритный макет настоящего (отличается многоразовостью), снизу — по всему, кроме длины, как настоящий.


На кабине сзади отрабатываются действия в салоне при сложной посадке. Летает посуда, кричат пассажиры, падает багаж, всё дела, потом ещё надо вылезти со всем наперекосяк. Кстати, туда никогда не зовут статистов «с улицы» — только студентов или стажёров школы массовкой. Потому что для неподготовленного человека весь комплекс может породить массу новых занимательных фобий.

Ну и под конец сауна:

Поскольку тренировочный центр используется не только Финнэйром, но и ещё 37 авиакомпаниями, всегда звучит вопрос, обязательная ли это процедура. Но после купания в холодной воде бассейна все понимают, как это важно. Кстати, да, умение плавать — обязательный навык борпроводника. В Финляндии всё полёты или над морями-океанами, или над озёрами родной страны.

IT-часть


Самый прогрессивный отдел — мобильная команда. Они первые, кто внедрил Аджайл (всё остальное в компании делается водопадами) и у них есть пара нюансов в разработке. Во-первых, это Скрам без спринтов. То есть как — «10-минутка ненависти» каждый день, обзорная раз в неделю, демо и ретро раз в две недели. Со спринтами интереснее — вся компания живёт 3-месячными циклами тактического планирования, это такие бизнес-спринты. Поэтому на практике спринт равен внедрению одной фичи. Внедрили — взяли следующую.

Приложение компании на iOS + Android, делает четверть всех регистраций, имеет 2,2 миллиона инсталлов. Команда — 2 дизайнера, 9 разработчиков, 2 QA, скрам-мастер (он же саппорт) и ПО. Люди из 9 разных стран, общаются на английском. Есть наш Евгений — он ведущий дизайнер. Для многих локалей отличается дизайн: у китайцев в культурном коде мерцающее месиво, у японцев минимализм и так далее.

Поскольку процесс пофичный, чтобы не было дисбаланса между операционками, 3 разработчика могут делать и iOS, и Android. То есть переходят туда, где сейчас работы больше.

Интересная тема с опросами пользователей. 2 раза в год смотрят NPS (сейчас 68), а из приложения можно отправить багу или фичреквест прямо в почту разработчикам (кстати, если вас вштырит вдруг поспрашивать про работу — да, это их прямая почта в форме обратной связи мимо всех официальных людей). То есть на обратную связь отвечает разработчик. Для меня это довольно необычно: с одной стороны, это удобно для процесса, когда ты знаешь клиента, а с другой — вежливо ответить и правильно по этикету успокоить японского пользователя, это навык, который может быть нафиг не нужен на этой должности. Поэтому часть есть сотрудник колл-центра, который выступает переводчиком в обе стороны. Но, тем не менее, установлены недельные дежурства на этой почте.

Приложение есть и у аэропорта. Но в Финэйровском можно зарегистрироваться, получить пуш на эпл-часы с изменением выхода на посадку. Или заказать что-то из ассортимента магазина на земле прямо в салон (удобно для сувениров, чёрт побери, с учётом, что цены у них на земле такие же, как в городе). Приходите — а ваша покупка лежит на кресле. Приложение умеет показывать QR, который отлично катит везде в родном аэропорту за посадочный талон.

Разработчики не летают сами, зато 3-4 раза в год делают натурные тесты в аэропорту. В HEL есть часы пик после азиатских рейсов, и в этот момент и проходят тестирования с чемоданами в руках. Аэропорт постоянно перестраивается, поэтому есть быстрые обновления в приложении, что и как закрыто-открыто. Я ещё буду рассказывать отдельно про HEL, и покажу там пару таких важных особенностей типа внезапно открывшегося служебного прохода, который экономит 10 минут.

Есть неделя инноваций — это когда вся компания достаёт фич-реквесты и устраивает такой странный подвид хакатона по внедрению всего и сразу. Последний раз запилили на часы информацию про багажную ленту, где крутится ваша сумка.

Осталось показать кухню


В безопасность входит ещё уровень отправлений пассажиров. Для этого важно комплектовать самолёт вовремя. В том числе едой. Финнэйр готовит себе сам, в том числе на оборотные рейсы (за исключением пары самых дальних). Немного статистики за сутки:
  • Загружается до 1800 тележек на 200 полётов (это 1,3 тонны еды) на 30 тысяч пассажиров (12 тысяч получают полное питание).
  • 940 сквозных показателей (тут уже объяснимее, в основном это время операций и температуры).
  • 6,7 тонн воды, 2,4 тонны черничного сока (пока только Финнэйры возят черничный сок на борту).

Экспериментальная кухня для разработки рецептуры и обучения поваров (когда для тех же японских авиалиний надо готовить еду, сначала теория, потом работа с японским шефом вместе, потом под его присмотром, потом уже сами):

Вот так выглядит приёмка:

Еду от проверенных финских поставщиков не гоняют через интроскоп. Предполагается, что если поставщик хороший, а партия опечатана, то она безопасна. Но даже яблоки приходят в индивидуальной упаковке:

Холодный цех:

Горячий цех:

Холодильник (тут стоят готовые тележки):


На рейсах нестандартная разбивка по еде: 40% потребления рыбных порций. Еда грузится по матожиданию, погрешность выравнивается тем, что экипаж не выбирает порцию, а ест то, что не выбрали пассажиры. А вот пилотам всегда две разных порции, как обычно.

Вся еда разрабатывается так, чтобы пролезать под дверь камеры входить в стандартный лоток тележки и храниться 24 часа. Процесс выглядит так: шеф получает список ограничений, список продуктов поставщиков и думает, что бы такое сделать. А дальше это становится 4 меню: по одному на время года. На следующий год блюда на какой-то процент меняются, чтобы пассажиры ели разное.


Соки приходят готовыми и так и загружаются. Снеки тоже. Что важно, производители давно отлично знают, что бывает с их продуктами при авиаперевозках, поэтому на борту они все надуваются от пониженного давления, но не лопаются.


Соли и специй кладётся примерно в 1,4-1,5 раз больше, чем на земле. Тестирование блюд до прода проводится на экипажах и персонале кухни, они на земле знают, как поменяется вкус в воздухе.

Большая часть в подготовке еды про логистику — получить нужные продукты, собрать из них еду по карточкам, упаковать, охладить, доставить до борта вовремя и так далее. С учётом того, что готовят на весь аэропорт — впечатляет. Точнее, впечатляет то, как они умудряются проходить пики в моменты плохой погоды. Когда начинается сильный боковой ветер, рейсы задерживают и вся логистика становится нестабильной. Потому что в какой-то момент надо будет загрузить всё и сразу. А с учётом, что Финнэйр гордится своей пунктуальностью, эти ситуации надо уметь обрабатывать. На 95% процентов случаев есть схемы работы кухни в разных режимах, а на оставшиеся — есть аварийные слойки! Вообще, когда у любого эвент-менеджера случается проблема с едой, в ход идут слойки. Тут могут быстро наклепать бутербродов или достать из глубокой заморозки всякую выпечку. И всем будет счастье. Ещё есть что-то типа сухпайков.

Нестандартное меню делается так: если это можно приготовить на кухне, оно готовится как обычно, но просто не тысячами штук. А вот если нельзя — заказ в ресторан в городе. Кошерное питание нужно заказать заранее, за 24 часа ресторан предупредят, за 10-12 часов блюдо привезут, потом загрузят вместе с остальным. То есть хранятся нестандартные порции дольше.

Когда были школьные недели, подавали школьное питание на борту — его готовили на кухне. Взяли лучшую школу по еде в Турку, поменялись опытом, обновили рецептуру под требования бортпитания, стали подавать.

Что именно в рейтингах опредилило крутость Финнэйра?


Skytraх World Airline Awards измеряется по отзывам пассажиров и целевым опросам. Чтобы подняться высоко, нужно иметь, например, в онлайне: понятный сайт, на котором всё можно быстро найти, быструю очевидную процедуру бронирования билета, быструю регистрацию. А в самолёте не драный интерьер, поддерживать чистоту, завести нормальную бортовую библиотеку фильмов, поддерживать общий уровень сервиса экипажа, вкусно или много кормить, делать кресла удобнее и с расстоянием побольше и так далее. Из последних апдейтов компания сделала Wi-Fi (от 4,95 евро в час за несколько мегабайт в мессенджерах), обновили свои бизнес-залы, запилили вот это приложение из поста выше (чем взяли много очков в онлайн-дисцпилине), залили в бортовую библиотеку кучу фильмов, журналов-книг-газет. Опять же, из плюшек — система обновления воздуха в салоне, много вариантов подсветки (есть «северное сияние»), полностью раскладывающиеся кресла в бизнесе на дальнемагистральных рейсах.

Для рейтинга JACDEC по безопасности считается количество аварий и происшествий, домноженные на коэффициент риска (грубо говоря, два происшествия на 10 лет в плоском аэропорту или одно в аэропорту со сложным рельефом), погода на направлениях, возраст флота, маршрутная сеть, результаты аудита IOSA (это что-то вроде Роспотребнадзора IATA) и ICAO. То есть высокая строчка в рейтинге — это, скорее, процессы и поддержание условий, а не удачно сложившаяся история.

На сегодня это всё. Спасибо главе представительства Финнэйр в России Марии Ануфриевой, старшему менеджеру по работе с клиентами Марине Пресняковой, менеджеру по коммуникациям Манти Вятяйнен-Перейра, Евгению Черемных, Тимо Лехтикевари из команды разработки и Мерье Алхола из тренинг-центра. Вот тут у нас в корпоративном хабе больше всего про транспорт.

Let's block ads! (Why?)

1 комментарий:

  1. Your Affiliate Profit Machine is ready -

    Plus, getting it running is as easy as 1..2..3!

    Here is how it works...

    STEP 1. Tell the system what affiliate products you want to push
    STEP 2. Add PUSH BUTTON traffic (it LITERALLY takes 2 minutes)
    STEP 3. Watch the system grow your list and sell your affiliate products all by itself!

    So, do you want to start making profits???

    Click here to launch the system

    ОтветитьУдалить