Машину какой марки вы водите?
Различные исследования (о которых пойдет речь в этой статье) выдвигают предположение, что марка автомобиля является ярким показателем того, насколько грубый водитель сидит за рулем транспортного средства.
Другими словами, считается, что самые грубые водители сидят за рулем автомобилей определенных марок. При этом мы имеем дело с дилеммой, похожей на вопрос про курицу и яйцо – грубые водители предпочитают водить машины определенной марки, или эти марки притягивают грубых водителей? Никто не может сказать наверняка.
Некоторые даже считают, что водители становятся более грубыми, когда сидят за рулем машин определенных марок.
Может быть, в повседневной жизни вы – самый вежливый из водителей, но как только вы садитесь за руль такой машины, вы сразу преображаетесь.
Ваша честь, машина, на которой я ехал, заставила меня ехать быстро и яростно (не уверен, что судья позволит вам уйти от ответственности с такой формулировкой).
Какие марки авто провоцируют грубость на дорогах?
Существует исследование британских водителей, в котором владельцы Audi были названы самыми грубыми, за ними следовали BMW, Range Rover, Mercedes, VW и другие бренды.
Другое (более широкое) исследование показало, что водители BMW считаются самыми грубыми, за ними следуют владельцы Ford, Audi и других марок.
Еще одно исследование, основанное на происшествиях, предположительно связанных с неосторожным вождением, показало бренды и марки, составляющие топ-10 самых «безрассудных»:
- Mazda MX-5 Miata
- Hyundai Genesis Coupe
- Isuzu Rodeo
- Nissan 370Z
- Chevrolet K1500
- Cadillac ATS
- VW CC
- RAM 1500
- Saturn L200
- Dodge Challenger
Понимаю, некоторые из вас будут расстроены попаданием под стереотип о грубом вождении только из-за марки вашей машины.
Дело во всех этих идиотах, которые водят как попало, а вы всего лишь реагируете на их действия.
Или, возможно, вы – исключение из правила. Вы владеете машиной, которая считается магнитом для хамства, но именно вы себя так не ведете. Вы добрый и вежливый водитель.
Если подумать, то вся эта концепция может быть в корне неверна.
Предположим, что все водители автомобилей примерно одинаковы по грубости, а СМИ чувствуют, что некоторые автомобильные бренды привлекают грубых водителей. Иными словами, вы обращаете особое внимание, когда грубое действие совершает водитель автомобиля, по которому прошлись СМИ, в то время как вы игнорируете столь же грубые поступки водителей машин, о марках которых ничего не писали.
Конечно, вся эта тема может показаться чересчур академичной, поскольку вы можете задаться вопросом – а какая разница?
Водители будут ездить так, как они хотят.
Имеет ли значение тот факт, что грубые водители могут склоняться к выбору определенных марок?
Возможно, имеет.
Когда родители учат своего ребенка вождению, они предупреждают его о том, что нужно быть особенно осторожным рядом с машинами определенных марок. Так молодой водитель узнает, что когда к нему подъезжают машины этих марок, их с большей вероятностью подрежут (или произойдет что-либо подобное).
Правильно это или или нет, но правило кажется полезным.
В наше время возникает интересный вопрос: должны ли полностью беспилотные автомобили, основанные на ИИ, знать о том, водители каких марок более склонны к грубости, и если да, то пойдет ли это на пользу технологиям беспилотного вождения?
Давайте разбираться.
Уровни автономности автомобилей
Важно уточнить что я имею в виду, когда говорю о полностью беспилотных автомобилях с ИИ.
Настоящие беспилотные автомобили – это транспортные средства, в которых ИИ осуществляет управление самостоятельно, без какой-либо помощи со стороны человека.
Такие транспортные средства относят к 4 и 5 уровням, в то время как автомобили, которые требуют участия человека для совместного вождения обычно относят к 2 или 3 уровню. Автомобили, в которых вождение осуществляется с помощью человека называют полуавтономными, и обычно они содержат множество дополнительных функций, которые относят к ADAS (продвинутые системы помощи водителю).
Пока что не существует полностью беспилотного автомобиля 5 уровня. На сегодняшний день мы даже не знаем удастся ли этого достичь, и сколько на это потребуется времени.
Тем временем, в области 4 уровня ведутся работы. Проводятся очень узкие и выборочные тесты на дорогах общего пользования, хотя ведутся споры о допустимости таких испытаний (некоторые считают, что люди, участвующие в тестах на дорогах и шоссе, выступают как морские свинки, которые в каждом испытании могут как выжить, так и погибнуть).
Поскольку полуавтономным автомобилям необходим водитель-человек, принятие таких автомобилей широкими массами не будет сильно отличаться от вождения привычных машин, нет ничего нового, что можно было бы о них сказать в контексте нашей темы (хотя, как вы скоро увидите, пункты, которые будут рассмотрены далее, к ним применимы).
В случае с полуавтономными автомобилями важно, чтобы общественность была предупреждена о тревожном аспекте, который возник в последнее время – несмотря на людей, которые продолжают публиковать видео о том, как они засыпают за рулем автомобилей 2 или 3 уровня, все мы должны помнить, что водитель не может отвлекаться от управления полуавтономным автомобилем.
Вы несете ответственность за действия по управлению транспортного средства 2 или 3 уровня, независимо от уровня его автоматизации.
Беспилотные машины и грубые водители
В транспортных средствах 4 и 5 уровня человек не принимает участия в управлении, все люди в этих машинах будут пассажирами, а вождением будет заниматься ИИ.
Во-первых, давайте рассмотрим вопрос, который, как полагают некоторые, уже решен, но фактически он все еще открыт.
Будут ли системы ИИ в беспилотных автомобилях грубить на дорогах?
Сперва вам может показаться, что у беспилотного автомобиля не может быть повода действовать грубо, таким образом вы полагаете, что грубого беспилотного автомобиля быть не может.
Я в этом не уверен.
Начнем с реакции водителей-людей на сегодняшние пробные поездки беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования.
В большинстве случаев автомобили без водителя движутся со скоростью, установленной ограничением (или меньшей) и действуют крайне осторожно.
В результате водители, которые встречаются с беспилотными автомобилями, иногда раздражаются от этой скромности и не понимают ее. Порой эти водители начинают издеваться над роботизированными машинами, что может быть опасно. В некоторых случаях водители обгоняют спокойно едущий беспилотный автомобиль, после чего резко бьют по тормозам, чтобы заставить ИИ реагировать.
Кто в этих ситуациях поступает грубо?
Вы можете ответить, что грубят водители-люди.
С другой стороны, эти якобы «грубые» водители говорят, что их раздражает неторопливость автомобилей без водителя, и они утверждают, что грубым является поведение роботизированных машин.
Эти водители утверждают, что грубость в вождении ИИ недопустима и опасна для потока движения, и хотя их собственная грубость (которая является реакцией на езду беспилотного автомобиля) не заслуживает похвалы, она вызвана грубостью машины-робота.
Согласны ли вы с этой логикой?
Некоторые согласны, некоторые нет.
Некоторые эксперты считают, что грубость лишь в глазах смотрящего.
Еще один фактор потенциальной грубости беспилотных автомобилей связан с поступками, которые каждый день совершают водители-люди. Так, например, люди подъезжают вплотную к другим машинам, чтобы показать, что они хотят въехать в их полосу движения.
Является ли данный поступок грубостью, или это явная демонстрация ваших намерений другим водителям?
Если мы хотим, чтобы беспилотные автомобили двигались так же, как и люди, то, по-видимому, системы вождения на основе ИИ должны точно так же приближаться к другим машинам вплотную для того, чтобы показать намерение встроиться в полосу движения. Без такого подражания водители-люди теряют понимание того, что намеревается сделать машина без водителя.
Возможно, что водители-люди захотят, чтобы беспилотные автомобили были «грубы» наравне с водителями-людьми, которые совершают микроманевры для демонстрации своих намерений при вождении.
Однако, мы не хотим, чтобы беспилотные автомобили доходили до определенного уровня грубости. Возможно порой и правда нужно проявлять немного наглости, но ситуация выйдет из под контроля как только эта наглость перейдет определенный порог.
Кто определит допустимый порог грубости?
Будут это автопроизводители, владельцы автомобилей, пассажиры, власти, или кто-то еще?
Дать ответ сложно также и из-за культуры вождения в разных регионах.
Водители в Нью-Йорке известны своей чрезвычайно агрессивной манерой вождения. Теоретически, коэффициент грубости беспилотного автомобиля, который едет в Нью-Йорке, может быть намного выше, чем если бы этот автомобиль ехал в условной Айове.
Возможно, система ИИ должна автоматически повторно откалибровать свои «уровни грубости» для того места, где находится.
В самом деле, благодаря электронному обновлению бортовой системы ИИ по воздуху, некоторые предполагают, что автомобили без водителя будут загружать специальный шаблон вождения в зависимости от региона, в котором происходит поездка. Беспилотный автомобиль, который используется для вождения по США, может в конечном итоге загрузить различные предпочтения и параметры вождения, которые подойдут для множества городов и населенных пунктов, в которых проходит автомобильное путешествие.
Даже время и день недели могут иметь значение.
В пробках Лос-Анджелеса утренняя и вечерняя поездки на работу в будние дни, как правило, связаны с множеством грубостей. Ночью хамства на дорогах меньше, равно как и на выходных.
Предположительно, объем трафика и спешка водителя способствуют проявлению грубости, и все эти факторы могут варьироваться в зависимости от времени суток, дня недели и, возможно, времени года.
Если вкратце, поскольку в будущем на дорогах окажутся и автомобили, управляемые человеком, и беспилотные автомобили (количество которых растет), эта смесь будет неизбежно окружена проявлениями грубости. Вероятно, в течение многих десятилетий.
Тем, кто надеется на мир, в котором на дорогах есть только беспилотные машины, придется долго ждать. Также, возможно, наш мир никогда таким не станет (существуют люди, которые не отдадут возможность самостоятельно водить, и вы сможете разве что оттащить их мертвые холодные руки от руля).
Если далекое будущее все-таки состоит в том, что на наших дорогах будут находиться исключительно беспилотные автомобили, то да, все они могли бы быть вежливыми по отношению друг к другу, и, возможно, мы могли бы отказаться от любой грубости вождения. Но пока что такое положение дел — несбыточная мечта.
Оценка потенциала грубости
В предыдущей части речь шла о беспилотных автомобилях, которые могут демонстрировать или не демонстрировать грубость в вождении.
У этой темы есть и другая сторона.
Способность предвидеть действия других людей является важным элементом вождения.
Каждый раз, когда вы садитесь за руль, вы немедленно начинаете наблюдать за дорожной обстановкой и пытаетесь предсказать, что может произойти вокруг вас.
Решит ли пешеход, стоящий на обочине, резко выскочить на улицу перед вашей машиной?
Решит ли водитель перед вами резко ударить по тормозам вместо того, чтобы замедляться постепенно?
И так далее.
Водители-люди оценивают ситуацию на дороге и принимают решения соответственно.
Обращаете ли вы внимание на марки, когда смотрите на другие машины на дороге?
Если вы так делаете, то, возможно, вы пытаетесь найти марки машин, характерные для водителей-хамов – все это для того, чтобы максимально сконцентрироваться на случай потенциальных грубых действий.
Из-за этого ваше время реакции на действия другого водителя может вырасти на долю секунды.
Давайте вернемся к теме беспилотных автомобилей и подумаем – какого поведения мы хотим от систем управления автомобилем на основе ИИ?
Беспилотный автомобиль, который не предвидит действия водителей-людей должным образом, может столкнуться с проблемами при вождении.
Так или иначе, существует вероятность того, что в какой-то момент беспилотный автомобиль врежется в автомобиль, управляемый человеком, или же наоборот, автомобиль, управляемый человеком, врежется в беспилотный автомобиль.
Некоторые эксперты говорят, что если все машины будут беспилотными, то автомобильных аварий не будет.
Это просто безумие.
Будут происходить аварии с участием беспилотных и обычных автомобилей. И, как я уже говорил, смешение старых и новых машин на дорогах потребует очень большого времени.
Могу также добавить, что даже если когда-нибудь на дорогах будут только беспилотные автомобили, автокатастрофы все равно будут возможны. Например, пешеход, может броситься на улицу перед беспилотной машиной, и в каких-то случаях сама физика будет отрицать вероятность того, что машина сможет остановиться. Надеюсь, что аварий станет намного меньше, но их невозможно исключить полностью.
Ключевой момент заключается в том, что мы хотели бы, чтобы самоходные автомобили могли предугадывать действия других автомобилей, особенно автомобилей, управляемых человеком.
Согласно статистике, если водители определенных марок действительно чаще совершают хамские поступки на дороге, то люди хотели бы, чтобы беспилотные автомобили учитывали этот фактор.
Таким образом автомобильная система, основанная на ИИ, может быть готова справляться с неожиданными действиями водителей-людей.
Если вы водите одну из машин из списка, то вы можете быть обеспокоены тем фактом, что ИИ оценивает ваше вождение исходя из марки или модели вашей машины.
Но люди так делают – так почему бы беспилотными автомобилям не поступать так же?
Некоторые говорят, что если обувь по размеру, то пусть будет так – вы сами ее выбрали.
Другие обеспокоены тем, что ИИ будет несправедливо классифицировать некоторых водителей, делая это не по их явным действиям, а просто по марке автомобиля.
И, все это может быть скользкой дорожкой, учитывая, что беспилотные автомобили также будут учитывать другие критерии, включая, возможно, расовые, гендерные или возрастные. Это приведет к тому, что ИИ будет предугадывать поведение других водителей, дискриминируя их.
Заключение
Хотите верьте, хотите нет, но некоторые водители машин «грубых марок» гордятся своими машинами.
Они наслаждаются тем, что другие водители считают их грубыми.
По сути, их позиция заключается в том, что если другие водители держатся от них в стороне (исключительно из-за марки их машины), то им крупно повезло, и они извлекают из этого выгоду.
Это добавляет еще один аспект к теме беспилотного управления.
Допустим, беспилотные автомобили склонны давать преимущество «грубым» машинам, управляемым человеком. Они будут позволять этим машинам врезаться в полосу движения или залетать в предстоящий левый поворот.
Разве классификация хамства не даст преимущество тем, кто по незнанию купит или использует автомобиль, который считается якобы грубым?
Люди, которые поняли, что ИИ будет им уступать, могут поддаться искушению целенаправленно купить или взять напрокат «грубую» марку автомобиля, полагая, что в таком случае им удастся превысить скорость или выйти сухими из воды после хамского поступка за рулём. По крайней мере, если речь идёт о мире, в котором беспилотные машины попадут на дороги.
Еще один аспект, который необходимо рассмотреть, — это использование машинного обучения (ML) и глубокого обучения (DL) в том, что касается поведения во время вождения.
Многие автопроизводители и фирмы, занимающиеся беспилотным транспортом, собирают огромные объемы данных о дорожном движении для использования в ИИ, основанном на машинном и глубоком обучении, чтобы выяснить, как лучше всего вести себя на дороге (выявляя закономерности в привычках вождения).
Теоретически, если все мы начнем водить так, что водителям-грубиянам будут сходить с рук их поступки, то собранные о движении данные будут содержать соответствующие закономерности.
ИИ, основанный на машинном или глубоком обучении, может вычислить эти закономерности, и таким образом он будет соответствующим образом управлять автомобилем. Все это будет означать, что эти машины будут по своей природе предвидеть грубое поведение при вождении – так же, как если бы они обращали внимание на марки других машин (но только если этот фактор будет учтен в моделях машинного или глубокого обучения).
Жуть!
В таком случае, многие скажут, что если мы придем к такому положению дел (с точки зрения отношения общества к грубому вождению), то это не значит, что оно должно таким и оставаться.
Хотели бы мы, чтобы новое поколение беспилотных автомобилей задало новый тон и попыталось снизить или ослабить преобладание человеческой грубости в вождении?
Для тех из вас, кто говорит «да» – имейте в виду, что некоторые возразят – как только мы начнем использовать беспилотные машины для формирования поведения человека за рулем, возможно, это будет первым шагом к тому, что ИИ станет направлять человеческое поведение вообще. И эта скользкая дорожка может привести к тому, что все мы станем рабами ИИ (вы можете ознакомиться с моей статьей, в которой приведены другие теории заговора, связанные с ИИ)
Если подумать, все это началось с попытки справиться с хамством на дорогах.
Мы, пожалуй, самый сильный в России центр компетенций по разработке автомобильной электроники. Сейчас активно растем и открыли много вакансий (порядка 30, в том числе в регионах), таких как инженер-программист, инженер-конструктор, ведущий инженер-разработчик (DSP-программист) и др.
У нас много интересных задач от автопроизводителей и концернов, двигающих индустрию. Если хотите расти, как специалист, и учиться у лучших, будем рады видеть вас в нашей команде. Также мы готовы делиться экспертизой, самым важным что происходит в automotive. Задавайте нам любые вопросы, ответим, пообсуждаем.
Читать еще полезные статьи:
Комментариев нет:
Отправить комментарий