Что такое таинственный байткод и где он обитает?
Постараюсь ответить на этот вопрос на примере приготовления солений.
Зачем нужен JVM и байткод?
JVM возникла под лозунгом Write Once Run Anywhere (WORA) в стенах компании Sun Microsystems. В отличие от концепции Write Once Compile Anywhere (WOCA), WORA подразумевает наличие виртуальной машины для каждой ОС, которая исполняет единожды скомпилированный код (байткод).
Write Once Run Anywhere (WORA)
Write Once Compile Anywhere (WOCA)
JVM и байткод лежат в основе концепции WORA и избавляют нас от нюансов и необходимости компиляции под каждую ОС.
Байткод
Чтобы понять, что из себя представляет байткод, давайте рассмотрим пример. Конечно, этот код не делает ничего полезного, он только послужит для дальнейшего разбора.
Исходный код:
class Solenya(val jarForPickles: Any? = Any(), var ingredientsCount: Int = 0) {
/**
* Добавляет ингредиент
* @param ingredient - что добавляем
*/
fun add(ingredient: Any) {
ingredientsCount = ingredientsCount.inc()
//какой-то код
}
/**
* Нагревает банку
* @param duration - сколько времени засекать
*/
fun warmUp(duration: Int) {
for (x in 1..duration)
println("Warming")
}
init {
//взять банку под соленья
val jarForPickles = takeJarForPickles()
//берем огурцы
val pickles = Any()
//берем воду
val water = Any()
//смешиваем
add(pickles)
add(water)
//нагреваем
warmUp(10)
}
/**
* Взять банку
*/
private fun takeJarForPickles(): Any = openLocker()
/**
* Открыть шкаф
*/
private fun openLocker(): Any = takeKeyForLocker()
/**
* Взять ключи под шкафом
*/
private fun takeKeyForLocker(): Any = {}
}
С помощью встроенных инструментов Intellij IDEA (Tools -> Kotlin -> Show Kotlin Bytecode) получаем дизассемблированный байткод (в примере приведена лишь часть):
...
INVOKEVIRTUAL java/io/PrintStream.println (Ljava/lang/Object;)V
L5
L6
LINENUMBER 12 L6
RETURN
L7
LOCALVARIABLE this Lcom/company/Solenya; L0 L7 0
LOCALVARIABLE ingredient Ljava/lang/Object; L0 L7 1
LOCALVARIABLE $i$f$add I L1 L7 2
MAXSTACK = 2
MAXLOCALS = 5
// access flags 0x11
public final warmUp(I)V
// annotable parameter count: 1 (visible)
// annotable parameter count: 1 (invisible)
L0
LINENUMBER 19 L0
ICONST_1
ISTORE 2
...
На первый взгляд — непонятный набор инструкций. Чтобы разобраться, как и с чем они работают, необходимо будет погрузиться во внутреннюю кухню JVM.
Кухня JVM
Посмотрим на JVM runtime memory:
Можно сказать, что JVM — наша кухня. Далее рассмотрим остальных участников:
Method area — Кулинарная книга
В области Method area хранится скомпилированный код для каждой функции. Когда поток начинает выполнять функцию, в общем случае он получает инструкции из этой области. По сути, она представляет собой кулинарную книгу рецептов, где подробно описано, как приготовить всё подряд, начиная от яичницы и заканчивая каталонской сарсуэлой.
Thread 1..N — Команда поваров
Потоки строго выполняют предписанные им инструкции (method area), для этого у них есть PC Register и JVM Stack. Можно сравнить каждый поток с поваром, который выполняет данное ему поручение, в точности следуя рецептам из кулинарной книги.
PC Register — Заметки на полях
Program Counter Register — счетчик команд нашего потока. Хранит в себе адрес выполняемой инструкции. На кухне это были бы некие заметки, на какой странице кулинарной книги мы сейчас находимся.
JVM Stack
Стек фреймов. Под каждую функцию выделяется фрейм, в рамках которого текущий поток работает с переменными и операндами. В рамках аналогии с приготовлением наших солений это мог бы быть набор вложенных операций:
Приготовить соленья -> взять банку -> открыть шкаф -> взять ключи...
Frame — Рабочий стол
Фрейм выступает в роли рабочего стола повара, на котором лежит разделочная доска и подписанные контейнеры.
Local variables — Подписанные контейнеры
Это массив локальных переменных (local variable table), который, как следует из названия, хранит значения, тип и область видимости локальных переменных. Это похоже на подписанные контейнеры, куда можно складывать промежуточные результаты профессиональной деятельности.
Operand stack — Разделочная доска
Operand stack хранит аргументы для инструкций JVM. Например, целочисленные значения для операции сложения, ссылки на объекты heap и т. п.
Самый близкий пример, который я могу привести — разделочная доска, на которой помидор и огурец в один момент превращаются в салат. В отличие от local variables на доску мы кладем только то, с чем будем выполнять ближайшую инструкцию.
Heap — Стол раздачи
В рамках работы с фреймом мы оперируем ссылками на объекты, сами же объекты хранятся в heap. Важное отличие в том, что фрейм принадлежит только одному потоку, и локальные переменные «живут», пока жив фрейм (выполняется функция). А heap доступен и другим потокам, и живет до включения сборщика мусора. По аналогии с кухней, можно привести пример со столом раздачи, который один и является общим. И чистит его отдельная команда уборщиков.
JVM-кухня. Взгляд изнутри. Работа с Frame
Разберем для начала функцию
warmUp
:
/**
* Нагревает банку
* @param duration - сколько времени засекать
*/
fun warmUp(duration: Int) {
for (x in 1..duration)
println("Warming...")
}
Дизассемблированный байткод функции:
public final warmUp(I)V
// annotable parameter count: 1 (visible)
// annotable parameter count: 1 (invisible)
L0
LINENUMBER 19 L0
ICONST_1
ISTORE 2
ILOAD 1
ISTORE 3
ILOAD 2
ILOAD 3
IF_ICMPGT L1
L2
LINENUMBER 20 L2
LDC "Warming..."
ASTORE 4
L3
ICONST_0
ISTORE 5
L4
GETSTATIC java/lang/System.out : Ljava/io/PrintStream;
ALOAD 4
INVOKEVIRTUAL java/io/PrintStream.println (Ljava/lang/Object;)V
L5
L6
LINENUMBER 19 L6
ILOAD 2
ILOAD 3
IF_ICMPEQ L1
IINC 2 1
L7
GOTO L2
L1
LINENUMBER 21 L1
RETURN
L8
LOCALVARIABLE x I L2 L7 2
LOCALVARIABLE this Lcom/company/Solenya; L0 L8 0
LOCALVARIABLE duration I L0 L8 1
MAXSTACK = 2
MAXLOCALS = 6
Инициализация фрейма — Подготовка рабочего места
Для выполнения этой функции в JVM stack потока будет создан frame. Напомню, что стек состоит из массива local variables и operand stack.
- Чтобы мы могли понять, сколько памяти выделять под данный фрейм, компилятор предоставил метаинформацию об этой функции (пояснения в комментарии к коду):
MAXSTACK = 2 // выделяем стек размером 2*32bit MAXLOCALS = 6 // выделяем массив размером 6*32bit
- Также у нас есть информация о некоторых элементах массива local variable:
LOCALVARIABLE x I L2 L7 2 // переменная x типа Int(I), находится в области видимости меток L2-L7 под индексом 2 LOCALVARIABLE this Lcom/company/Solenya; L0 L8 0 LOCALVARIABLE duration I L0 L8 1
- Аргументы функции при инициализации фрейма попадают в local variables. В этом примере, значение duration будет записано в массив с индексом 1.
Таким образом, изначально фрейм будет выглядеть так:
Начало исполнения инструкций
Чтобы понять, как происходит работа с фреймом, достаточно вооружиться списком инструкций JVM (Java bytecode instruction listings) и пошагово разобрать метку
L0
:
L0
LINENUMBER 19 L0 //метаинформация о соответствии строчки исходного кода
ICONST_1
ISTORE 2
ILOAD 1
ISTORE 3
ILOAD 2
ILOAD 3
IF_ICMPGT L1
ICONST_1 — добавляем
1
(Int) в operand stack:
ISTORE 2 — pull значения (с типом Int) из operand stack и запись в local variables с индексом 2:
Эти две операции можно интерпретировать в Java-код: int x = 1
.
ILOAD 1 — загрузить значение из local variables с индексом 1 в operand stack:
ISTORE 3 — pull значения (с типом Int) из operand stack и запись в local variables с индексом 3:
Эти две операции можно интерпретировать в Java-код: int var3 = duration
.
ILOAD 2 — загрузить значение из local variables с индексом 2 в operand stack.
ILOAD 3 — загрузить значение из local variables с индексом 3 в operand stack:
IF_ICMPGT L1 — инструкция сравнения двух целочисленных значений из стека. Если «нижнее» значение больше «верхнего», то переходим к метке L1
. После выполнения этой инструкции стек станет пустым.
Вот как выглядели бы эти строчки байткода на Java:
int x = 1;
int var3 = duration;
if (x > var3) {
....L1...
Декомпилируем кода с помощью Intellij IDEA по пути Kotlin -> Java:
public final void warmUp(int duration) {
int x = 1;
int var3 = duration;
if (x <= duration) {
while(true) {
String var4 = "Warming";
boolean var5 = false;
System.out.println(var4);
if (x == var3) {
break;
}
++x;
}
}
}
Здесь можно увидеть неиспользуемые переменные (
var5
) и отсутствие вызова функции println()
. Не стоит переживать, это связано со спецификой компиляции inline-функций (println()
) и lambda-выражений. Накладных расходов на исполнение этих инструкций практически не будет, более того, dead code будет удален благодаря JIT. Это интересная тема, которой стоит посвятить отдельную статью.
Проводя аналогию с кухней, эту функцию можно описать как задачу для повара «кипяти воду 10 минут». Далее наш профессионал своего дела:
- открывает кулинарную книгу (method area);
- находит там инструкции, как кипятить воду (
warmUp()
); - готовит рабочее место, выделяя конфорку (operand stack) и контейнеры (local variables) для временного хранения продуктов.
JVM-кухня. Взгляд изнутри. Работа с Heap
Рассмотрим код:
val pickles = Any()
Дизассемблированный байткод:
NEW java/lang/Object
DUP
INVOKESPECIAL java/lang/Object.<init> ()V
ASTORE 3
NEW java/lang/Object — выделение памяти под объект класса
Object
из heap. В стек будет помещен не сам объект, а ссылка на него в heap:
DUP — дублирование «верхнего» элемента стека. Одна ссылка нужна для иницализации объекта, вторая для ее сохранения в local variables:
INVOKESPECIAL java/lang/Object.<iniт> ()V — инициализация объекта соответствующего класса (
Object
) по ссылке из стека:
ASTORE 3 — последний шаг, сохранение ссылки на объект в local variables с индексом 3.
Проводя аналогию с кухней, создание объекта класса я бы сравнил с приготовлением на общем столе (heap). Для этого необходимо выделить себе достаточно места на столе раздачи, вернуться на рабочее место и кинуть записку с адресом (reference) в соответствующий контейнер (local variables). И только после этого начать создавать объект класса.
JVM-кухня. Взгляд изнутри. Многопоточность
Теперь рассмотрим такой пример:
fun add(ingredient: Any) {
ingredientsCount = ingredientsCount.inc()
//какой-то код
}
Это классический пример проблемы многопоточности. У нас есть счетчик количества ингредиентов
ingredientsCount
. Функция add
, помимо добавления ингредиента, выполняет инкремент ingredientsCount
.
Дизассемблированный байткод выглядит так:
ALOAD 0
ALOAD 0
GETFIELD com/company/Solenya.ingredientsCount : I
ICONST_1
IADD
PUTFIELD com/company/Solenya.ingredientsCount : I
Состояние нашего operand stack по ходу выполнения инструкций:
При работе в один поток всё будет выполняться корректно. Если же потоков будет несколько, то может возникнуть следующая проблема. Представим, что оба потока одновременно получили значение поля
ingredientsCount
и записали его в стек. Тогда состояние operand stack и поля ingredientsCount
может выглядеть так:
Функция была выполнена дважды (по разу каждым потоком) и значение
ingredientsCount
должно бы быть равно 2. Но на деле один из потоков работал с устаревшим значением ingredientsCount
, и поэтому фактический результат равен 1 (проблема Lost Update).
Ситуация аналогична параллельной работе команды поваров, которые добавляют пряности в блюдо. Представим:
- Есть стол раздач, на котором лежит блюдо (Heap).
- На кухне два повара (Thread*2).
- У каждого повара свой разделочный стол, где они готовят смесь пряностей (JVM Stack*2).
- Задача: добавить в блюдо две порции пряностей.
- На столе раздач лежит бумажка, с которой читают и на которой пишут, какая по счету порция была добавлена (
ingredientsCount
). Причем в целях экономии пряностей:
- до начала подготовки пряностей повар должен прочитать на бумажке, что количество добавленных пряностей еще не достаточно;
- после добавления пряностей повар может написать, сколько, по его мнению, пряностей добавлено в блюдо.
При таких условиях может возникнуть ситуация:
- Повар №1 прочитал, что было добавлено 3 порции пряностей.
- Повар №2 прочитал, что было добавлено 3 порции пряностей.
- Оба уходят к своим рабочим столам и готовят смесь пряностей.
- Оба повара добавляют в блюдо пряности (3+2).
- Повар №1 записывает, что было добавлено 4 порции пряностей.
- Повар №2 записывает, что было добавлено 4 порции пряностей.
Итог: продуктов недосчитались, блюдо получилось острое и т.п.
Чтобы избежать таких ситуаций, существуют разные инструменты вроде блокировок, thread-safety функций и т.д.
Подводя итоги
Крайне редко у разработчика возникает потребность лезть в байткод, если только это не является спецификой его работы. В то же время, понимание работы байткода помогает лучше понять многопоточность и преимущества того или иного языка, а также помогает дальше расти профессионально.
Стоит отметить, что это далеко не все части JVM. Есть еще много интересных «штук», например, constant pool, bytecode verifier, JIT, code cache и т.д. Но чтобы не перегружать статью, я сосредоточился только на тех элементах, которые необходимы для общего понимания.
Полезные ссылки:
Комментариев нет:
Отправить комментарий