...

пятница, 17 июля 2020 г.

[Перевод] Возвращение веба 90-х годов

В масштабных культурных концепциях, в таких, как музыка или мода, можно наблюдать явления цикличности. Я почти уверен в том, что когда-нибудь вернётся гранж. Тогда записи в этом стиле станут новыми горячими хитами. Когда-нибудь наши дети вполне могут счесть совершенно улётными причёски в стиле «Frosted tips».

Когда я смотрю на некоторые современные тренды веба, я думаю о том, что, возможно, цикличность проявляется и здесь. Я задаюсь вопросом о том, готовы ли мы снова воспринять идеи раннего веба.

Пожалуй, стоит уточнить, что я говорю тут не о дизайне. Боюсь, что феномен dancing-baby.gif ушёл навсегда. Я, скорее, имею в виду более широкие идеи из прошлого, которые недавно обрели вторую жизнь. И мне, кстати, это нравится.

Серверный рендеринг


После того, как мы потратили лучшую часть последнего десятилетия на то, чтобы перенести логику рендеринга веб-страниц на клиентские системы, возникает такое ощущение, что маятник готов качнуться в направлении серверного рендеринга.

Учитывая появление проектов вроде Phoenix LiveView, и подход «это просто HTML» hey.com, кажется, что серверный рендеринг (Server-Side rendering, SSR) возвращается в центр всеобщего внимания.

В этом есть смысл. Дело в том, что серверы очень хороши в решении подобных задач. А отправка сжатого HTML-кода по сети может быть невероятно быстрой. Классический цикл запрос-ответ тоже эволюционировал. HTTP/2 и интеллектуальные техники вроде Turbolinks и предварительной загрузки материалов в режиме just-in-time позволяют в наши дни сделать работу в интернете гораздо приятнее, чем в те времена, когда кто-то впервые попытался скачать фото Майкла Джордана с сайта Space Jam через модемное подключение.

Если новое поколение веб-приложений снимет с пользователей ответственность за рендеринг интерфейса и за выполнение огромных объёмов JavaScript-кода — это можно будет назвать замечательной старой новой стратегией развития веб-проектов.

Создание сайтов без написания кода


FrontPage и Dreamweaver были популярными в 90-е годы из-за того, что в них был реализован подход, известный как «что видишь, то и получишь» (What You See Is What You Get, WYSIWYG). Люди могли создавать сайты, не имея никаких навыков программирования. Вся работа заключалась в перетаскивании по страницам полей и во вводе в эти поля текста.

Конечно, те, кто так начинал работу над сайтами, скоро узнавали, что в основе страниц лежит программный код, который просто не виден тем, кто не знает, куда смотреть. Чаще всего этот код представлял собой гору автоматически сгенерированного мусора. Такой подход, в итоге, не позволил соответствующим инструментам успеть за развитием требований современного веба.


Платформа Webflow

Сегодня мы стали лучше понимать веб. То же самое можно сказать и о наших инструментах. Например, Webflow — это один из претендентов на звание «визуального редактора для разработки сайтов, позволяющего обойтись без написания кода». Тот код, который генерирует эта платформа, выглядит куда лучше, чем тот, который можно было увидеть в 90-е.

Подобные инструменты, вероятно, не заменят настоящих разработчиков. Для создания сложных проектов всё ещё требуется прилагать огромные объёмы человеческих усилий. Но для разработки лендингов и маркетинговых сайтов такие инструменты могут стать «Святым Граалем WYSIWYG», который, как мы думали, остался в 90-х.

Персональные сайты


Может, меня на эти мысли наводит моя приверженность идеям IndieWeb, но я полагаю, что сейчас можно наблюдать возобновление интереса к персональным веб-сайтам. Множество социальных медиа-гигантов впадают в немилость пользователей интернета. Людей снова увлекает идея владеть кусочком веба, а не быть одним из миллиарда «юзернеймов».

Наши цифровые личности становятся всё важнее и важнее, и люди осознают то, что они не управляют своими данными. Персональные сайты были очень популярными до появления MySpace и Facebook, а в наши дни создавать такие сайты стало просто как никогда.

Сервисы, вроде Carrd, предлагают удобный и понятный способ создания простых одностраничников. Статистика подобных сервисов указывает на то, что людям они весьма интересны.

Снова становится популярным и ведение блогов. Блоги используются как средство персонального маркетинга, или просто как площадки для высказывания мнений. В наши дни существует огромное количество инструментов для тех, кто хочет вести блог. Блог можно оформить в виде собственного сайта. Можно воспользоваться специализированной платформой, вроде micro.blog, которая даёт пользователям куда больше свободы, чем «Medium и компания».

Списки материалов, формируемые людьми


Ещё одна проблема, которую создали социальные сети, заключается в том, что сейчас весь интернет заполонили автоматически генерируемые списки статей и новостей. Мы решили, что поток материалов, протекающий перед нашими глазами, никогда не должен иссякать. Это привело к тому, что мы создали сложные системы, подбирающие для нас новые публикации на основе наших интересов.

Но эти системы, в сущности, представляют собой огромные чёрные ящики. Никто по-настоящему не знает о том, что происходит в их недрах. Если добавить сюда рекламу, «фальшивые новости» и пару интернет-троллей, мы получим тот бардак, с которым знаком каждый из нас.

Именно поэтому люди стремятся к тому, чтобы самим, основываясь на собственных предпочтениях, управлять тем, что они читают. Это могут быть хронологические подборки материалов, материалы, отобранные другими людьми, материалы, сгруппированные по какой-то теме. Речь идёт о чём-то вроде подборок статей из надёжных источников, созданных для конкретного человека.

Один из способов создания подобных подборок заключается в использовании старой доброй технологии RSS. Это — одна из тех скучных технологий, которую называли мёртвой, но популярность которой снова пошла в гору.

Вот твит об этом. «Кто будет читать ваш личный блог из-за того, что на нём есть RSS-фид?», — задаётся вопросом автор твита. И сам же себе отвечает: «Я буду читать».

Ещё одна возможность нахождения качественного контента заключается в подборе материалов на основе рекомендаций других людей, а не алгоритмов. Люди, которых мы уже знаем по каким-то качественным материалам, рекомендуют другим людям публикации по схожей тематике. Подобная деятельность приводит к созданию децентрализованных кластеров информации, которой можно доверять.

Владельцы веб-сайтов часто так и поступали в те дни, когда ещё не было поисковых машин. Они поддерживали списки ссылок на другие блоги или создавали веб-кольца, объединяющие сайты схожей тематики.


Виджет веб-кольца

Веб-кольца были распространённым способом объединения сайтов в раннем вебе. Для того чтобы стать членом веб-кольца, нужно было внедрить на сайт небольшой виджет, содержащий кнопки наподобие «Вперёд», «Назад» и «Случайный сайт». Нажатия на эти кнопки вели посетителей сайта на другие сайты веб-кольца, к которому он принадлежал. Кстати, если хотите хостить собственное веб-кольцо — у меня для вас кое-что есть.

Небольшие сообщества и веб-монетизация


Многие создатели контента уходят с крупных платформ, на которых «сидят абсолютно все», в более закрытые, нишевые сообщества. Новые модели членства на сайтах, наподобие ghost.org, позволяют создателям контента строить сообщества вокруг того, чем они занимаются. Люди чему-то обучают других людей, самостоятельно публикуют книги, или дают другим доступ к API для решения специфических задач.

В 90-е годы существовали чаты и доски объявлений. Сейчас к нашим услугам такие платформы, как Discord и Twitch, которые помогают людям с общими интересами находить друг друга. Подобные узкоспециализированные сообщества могут играть роль серьёзной пользовательской базы для независимых бизнесменов.

Конечно, проблема монетизации существует с самого начала существования веба, и в наши дни нелегко заработать деньги, не «развешивая» повсюду рекламу. Но новые стандарты, вроде API Web Monetization, могут стать очень интересным решением проблемы монетизации, позволяя создателям контента получать микроплатежи за то, что они создают.

Извлечение уроков из опыта прошлого


Я не знаю, усилятся ли вышеописанные тренды, или мы увидим в вебе что-то совершенно другое. Но я совершенно уверен в том, что извлекать уроки из прошлого опыта — это хорошо. Именно благодаря этому мир движется вперёд.

Поэтому, возможно, «вторые 90-е» будут даже лучше, чем «первые». Мы, по крайней мере, в этот раз уже решили вопрос с NSYNC.

Как вы думаете, какие технологии раннего веба вполне могут пережить второе рождение в наше время?

Let's block ads! (Why?)

Комментариев нет:

Отправить комментарий