Француз Фабрис Гринда всегда любил рисковать — он успешно вложился в сотни компаний: Alibaba, Airbnb, BlaBlaCar, Uber и даже русский аналог Booking — сервис Oktogo. У него особое чутьё на тренды, на то, каким может быть будущее.
Месье Гринда не только инвестировал в чужие бизнесы, но и создавал свои. Например, онлайн-доска объявлений OLX, которой пользуются сотни миллионов человек, его детище.
Кроме того, иногда он уделяет время литературному творчеству и пишет довольно спорные, но любопытные эссе. О том, что есть и что будет. Ему интересно будущее — и как инвестору, и как визионеру.
Несколько лет назад он дал интервью журналу Alliancy, обсуждая мир в 2030 году.
Журнал Alliancy: Какие серьезные изменения вы видите через 10 лет?
Fabrice: Интернет вещей, например, холодильники, заказывающие продукты, когда они заканчиваются, доставка дронами и тому подобное. Все это приближается. Кроме того, мне видно некоторые важные прорывы в пяти областях: автомобили, связь, медицина, образование и энергетика. Технологии существуют, будущее уже наступило, просто не везде равномерно. Для крупномасштабного развертывания нужно снизить затраты и упростить использование.
Автомобили станут «общими». На сегодняшний день беспилотные автомобили уже проехали безаварийно миллионы миль. Но если обычный автомобиль в Штатах в среднем стоит менее 20.000 долларов, то система, позволяющая превратить его в автопилотируемый, стоит порядка 100.000. Если смотреть со стороны финансов — общее применение все еще невозможно. Также отсутствует правовая база, так как нужно определиться с тем, кто будет нести ответственность в случае аварии.
А что насчет рентабельности?
Автомобили — второй источник расходов домашнего бюджета, хотя порядка 95% времени они простаивают. Люди продолжают покупать автомобили, поскольку так получается дешевле, чем использовать Uber и водителя, кроме того автомобиль доступен в любое время, особенно в неплотно заселенных районах.
Но когда затраты на водителя исчезнут, когда автомобили станут автономными, основным расходом станет амортизация в течение нескольких лет. «Общий» автомобиль, используемый 90% времени, станет намного дешевле — таким образом на всех уровнях владение автомобилем больше не будет иметь смысла. Предприятия будут покупать парки автомобилей, а затем предоставлять их другим предприятиям, которые будут заниматься их эксплуатацией, как Uber, с достаточно плотным графиком, так что автомобиль будет доступен через пару-тройку минут, в том числе и в менее плотно населенных районах. Это особенно сильно изменит общество, поскольку в США основной источник занятости — вождение автомобиля. Освободится очень много рабочих рук, стоимость вождения снизится.
Случилась ли революция в области коммуникаций?
Нет. Самый распостраненный инструмент, без которого сложно представить жизнь, мобильный телефон, исчезнет полностью. В принципе мы уже добились значительных успехов в «чтении мозга» и находимся на той стадии, в которой 15 лет назад было распознавание голоса. Тогда для этих целей вам нужна была мощная специализированная карта и часы тренировок, чтобы ваш голос мог эффективно распознаваться. Сегодня, надевая себе на голову шлем с 128 электродами с такими же часами тренировок, можно научиться мысленному управлению курсором на экране, пилотированию самолета. В 2013 году даже была сделана связь мозг-мозг, кто-то, используя силу мысли, смог пошевелить рукой другого человека...
В 2030 мы будем работать где захотим, когда захотим и столько, сколько захотим.
Чего же мы ждем?
Вполне возможно, что через 10 лет у нас будет парочка прозрачных и невидимых электродов в мозгу, позволяющих нам использовать наши мысли для передачи инструкций миниатюрному компьютеру, чтобы он показал нам электронные письма, тексты с использованием лазеров на очках, которые отобразят их на сетчатке или с использованием умных контактных линз.
У нас появится своего рода «улучшенная телепатия», мы будем обмениваться информацией мысленно: я думаю текст, отправляю его вам, вы читаете его на сетчатке глаз или на контактных линзах. Нам больше не будет нужно носимое устройство с мелким экраном и с постоянно наклоненной к нему головой, которое отвлекает нас и ограничивает поле зрения. Но и через 10 лет это будет только начало. Лазеры, умеющие отправлять изображения на сетчатку, существуют, но линзы все еще низкого качества. Чтение мыслей пока еще приблизительное и требует суперкомпьютера с 128 электродами. В 2030 году эквивалент такого суперкомпьютера будет стоить 50 долларов. На доработку достаточно малых и эффективных электродов, а также соответствующих программ, возможно потребуется 20-25 лет. Однако смартфоны исчезнут неизбежно.
А что с медициной?
Сегодня пять врачей могут поставить пять разных диагнозов одной и той же болезни, поскольку люди не настолько хороши в диагностике. Так, Watson, суперкомпьютер от IBM, лучше врачей определяет некоторые виды рака. В этом есть логика, поскольку он учитывает каждый микрон результатов МРТ или рентгеновского снимка, а врач смотрит не более пары минут. Через 5 лет диагностика достанется только компьютерам, через 10 — мы получим универсальный диагностический аппарат для всех распространенных болезней, включая простуду, ВИЧ и прочих.
Примерно в это же время революция произойдет и в хирургии. Робот-доктор «Da Vinci» уже провел пять миллионов операций. Хирургия и далее будет становиться всё более роботизированной или автоматизированной, что позволит сократить разрыв производительности между хирургами. Впервые начнет снижаться стоимость лекарств. Кроме того вся бумажная работа и административная неэффективность уйдут после внедрения электронных медицинских карт. Через 10 лет мы получим диагностику с постоянной обратной связью о том, что нам стоит делать с точки зрения питания, лекарств, при все более эффективной хирургии и гораздо более низкой стоимости затрат на медицину.
Еще одна революция — образование?
Если бы мы перенесли Сократа в наше время — он бы ничего не понял, кроме способа образования наших детей: разные учителя разговаривают с классом от 15 до 35 учеников. Нет смысла продолжать обучать наших детей так, как это делалось 2500 лет назад, ведь у каждого ученика разные навыки и интересы. А теперь, когда мир меняется так быстро, подумайте, насколько это забавно, что образование ограничено по времени и прекращается после окончания школы или университета. Образование должно быть непрерывным процессом, происходящим на протяжении всей жизни, а также более эффективным.
N.B. от редактора: Представляю, как бы удивился Сократ, если бы увидел, как проходят наши интенсивы. Если офлайн-интенсивы до пандемии коронавируса ещё кое-как походили на классическое образование (лекционный конференц-зал, спикеры-учителя, студенты за столами, вместо глиняных дощечек или папируса ноутбуки и планшеты, вместо «майевтики» или «сократовской иронии» Докер или продвинутый курс по Kubernetes c практическими кейсами), которое особо не менялось в инструментах с античной эпохи, то лекции через Zoom, курилка и общение в Telegram, презентации и видео-записи занятий в личном кабинете… Определённо, Сократ этого бы не понял. Так что будущее уже наступило — а мы и не заметили. И пандемия коронавируса подтолкнула нас к изменениям.
Как это изменит наши возможности?
На таких сайтах, как к примеру Coursera, лучший профессор в своей отрасли предлагает онлайн-курсы для 300.000 студентов. Намного логичнее, чтобы лучший учитель обучал большое число учеников! За сдачу экзаменов платят только те, кто желает получить степень. Так система получается гораздо справедливее.
А что с начальной и средней школами?
Сейчас в некоторых школах проходят испытания автоматизированной системы обучения. Здесь учитель уже не говорящая машина, а тренер. Обучение проходит с помощью ПО, которое потом задает вопросы и может подстраиваться под учеников. Если ученик делает ошибки — программа повторяет материал другими способами, и только после того, как ученик все понял — переходит на следующий этап. Ученики одного и того же класса идут в собственном темпе. Это не конец школы, ведь помимо знаний надо научиться общаться и взаимодействовать, для этого нужно окружение других детей. Люди — типичные социальные существа.
Что-то еще?
Наибольший прорыв будет в непрерывном образовании. Массово меняются требования, в продажах несколько лет назад важно было знать, как оптимизировать вашу видимость в поисковых системах (SEO). Сегодня нужно понимать оптимизацию магазина приложений (ASO). Как это знать? Пройти курсы на сайтах, к примеру Udemy, лидера в этой области. Они создаются пользователями, а затем доступны всем по цене от 1 до 10 долларов...
N.B. от редактора: Вот честно, лично я не уверен, что курсы, созданные пользователями, а не практиками, такая уж хорошая идея. Мир сейчас заполонили тревел- и бьюти-блогеры. Если дополнительно заполонят учителя-блогеры, то будет трудно найти по-настоящему полезный и профессиональный материал в куче контента. Я хорошо знаю, сколько труда десятков людей нужно, чтобы создать по-настоящему полезный курс по тому же мониторингу и логированию инфраструктуры в Kubernetes, основанный не на мануалах и статьях, а на практике и опробованных кейсах. Ну, и на встреченных граблях — куда уж без них в работе и освоении нового инструментария.
Проще говоря — мир работающих обязательно изменится?
Миллениалы (рожденные позже 2000 года) терпеть не могут работу с 9 до 18, работу на начальника, самого начальника. В настоящее время мы видим бурный рост предпринимательства в США, усиленный доступностью ряда сервисных приложений по запросу. Половина рабочих мест, созданных после кризиса 2008 года, это люди, работающие сами на себя, либо те, кто работают на Uber, Postmates (доставка еды на дом), Instacart (доставка еды от соседей).
Это персонифицированные услуги, доступные по запросу...
Услуги косметологов, маникюр, стрижки, перевозки. Все эти услуги были открыты заново с большей гибкостью. Также эти идеи верны и для услуг программирования, редактирования и дизайна. Работа становится все менее инкрементальной, для нее требуется меньше времени. Миллениалы работают день и ночь в течение первой недели, а затем всего пять часов на следующей. Деньги для них — средство получения жизненного опыта. В 2030 они будут составлять половину трудоспособного населения.
Станем ли мы счастливее в 2030?
Не обязательно, поскольку люди быстро подстраиваются к изменениям в своих условиях, этот процесс называется гедонистическая адаптация. Однако мы останемся хозяевами своей судьбы. Будем работать столько, либо не более, чем мы захотим. В среднем люди будут иметь лучшее здоровье и образование. Стоимость большинства вещей будет ниже, что приведет к значительному улучшению качества жизни.
Значит не будет социального неравенства?
Идут разговоры о расширении неравенства, а в действительности происходит сближение социальных классов. В 1900 году богатые люди уходили в отпуск, но не бедные. Сегодня один летит на частном самолете, другой на EasyJet, но оба садятся в самолет и уходят в отпуск. 99% американских бедняков имеют воду и электричество, а 70% из них — владеют автомобилем. Если смотреть на такие факторы, как младенческая смертность и ожидаемая продолжительность жизни — неравенство сокращается.
А что насчет изменения климата и стоимости энергии, могут они повлиять на эти достижения?
Этот вопрос будет решен без регулирования и вмешательства государства. Мы собираемся перейти к безугольной экономике, но по чисто экономическим причинам. Один мегаватт солнечной энергии стоит уже меньше доллара, если сравнить с 100 долларами в 1975 году. Это получилось в результате улучшения производственных процессов и производительности. Также достигнуто равенство стоимости солнечной энергии в некоторых регионах, где создание электростанций дорого обходится. В 2025 году стоимость «солнечного» киловатта будет меньше, чем стоимость «угольного» киловатта без субсидий. Как только это произойдет, в процесс будут вложены десятки миллиардов долларов. В 2030 начнется ускоренное внедрение солнечной энергии. Стоимость мегаватта станет намного ниже, что в свою очередь снизит затраты на многие другие вещи и улучшит качество жизни. Я настроен весьма оптимистично.
Комментариев нет:
Отправить комментарий