Технологии записи на оптические диски были мейнстримом достаточно долго и породили множество сопутствующих технологий, в том числе LightScribe и LabelFlash. Указать на диске его содержимое? Нарисовать картинку и затем выжечь ее лазером? Нет проблем. А сейчас расскажу, как это сделать. Вернее, как это было сделано — эти технологии существуют много лет и жаль, что оптические диски сейчас редкость…
Но ок, долой ностальгию, давайте ближе к теме. Представьте, что вы записали на диск нужные данные. А как промаркировать диск, чтобы не искать его в стопке одинаково выглядящих болванок? Самым простым способом было купить специальный маркер для дисков и подписать диск с обратной стороны. Если у диска была пластиковая коробка, то обратную сторону вкладыша производители специально оставляли пустой, чтобы была возможность от руки написать, что записано на диске.
Более технологичным способом было воспользоваться принтером и распечатать собственный вкладыш с произвольным дизайном. Производители программного обеспечения даже создавали специальные приложения, например, Nero CoverDesigner, позволяющие создать свой собственный дизайн вкладыша без знания графических редакторов и сразу отправить его на печать.
С развитием технологий струйной печати стало возможным печатать изображения прямо на специальной поверхности дисков (printable-болванки). Многие струйные принтеры, даже выпускающиеся в 2020 году, позволяют печатать на дисках, а производители болванок продолжают выпускать соответствующие чистые диски. Казалось бы, вот он, идеальный способ маркировки. Но нет, производители оптических приводов разработали несколько технологий, позволяющих маркировать диски сразу в приводе, без необходимости использовать принтеры.
LightScribe
2004 год был богат на события: марсоход Spirit (MER-A) успешно спустился на поверхность Марса, киберспорт был признан в России официальным видом спорта, а Google запустил свой почтовый сервис Gmail. В этом же году две компании Hewlett-Packard и Lite-On создали технологию LightScribe, позволяющую наносить изображение на обратную сторону поверхности специально подготовленных дисков приводами с поддержкой этой технологии. Диск Lightscribe с логотипом Wikipedia. Источник
Болванки с поддержкой LightScribe на обратной стороне содержали специальный слой под поверхностью диска, темнеющий под воздействием ИК-лазера с длиной волны 780 нм. Помимо этого, на окантовке центрального отверстия диска была специальная разметка, позволяющая точно позиционировать диск в процессе «прожига» изображения.
Несмотря на то, что «стереть» изображение после нанесения нельзя — разметка делала возможным безопасно маркировать диск повторно, добавляя новые элементы и надписи. Это удобно для мультисессионных дисков, записываемых методом TAO (Track-At-Once). Дописав на диск новые данные, можно дополнить и содержимое на обратной стороне, без риска испортить картинку.
До 2011 года компания HP старалась сделать эту технологию популярной, включая приводы с поддержкой LightScribe в свои ноутбуки. Диски для записи с поддержкой этой технологии выпускали все крупнейшие производители оптических дисков: BenQ, Imation, Memorex, Philips, Verbatim и сама HP. К сожалению, технология не была лишена недостатков, а для обычных пользователей была слишком сложна.
Ключевым недостатком, разумеется, было то, что изображение могло выцвести, поэтому записанный диск надо было хранить в темном месте на протяжении всего «жизненного цикла». К тому же скорость нанесения изображения оставляла желать лучшего. Банальная печать струйным принтером была несравнимо быстрее.
Тем не менее у технологии были и свои «почитатели», а именно пираты. Времена, когда на «Горбушке» можно было за 300 рублей купить бронзовый диск с красивой лазерной гравировкой, прошли давным-давно, однако %AUTHOR% помнит. Некоторые покупатели, вообще не разбирающиеся в технологиях, были уверены, что такая гравировка говорит о «лицензионности» диска.
Из наиболее интересных примеров применения: 7 лет назад здесь, на Хабре, была крайне любопытная статья о создании гибких графеновых суперконденсаторов с помощью LightScribe. Нанесенный на диск оксид графита под действием лазерного излучения превращался в токопроводящий графен, что позволяло создавать готовые гибкие обкладки будущего ионистора.
Графеновые обкладки, созданные приводом с технологией LightScribe. ИсточникLabelFlash и DiscT@2
Уже на следующий год, после появления LightScribe, японская компания NEC представила свой вариант технологии нанесения изображений на оптические диски — LabelFlash. На самом деле под этим названием кроется аж две разных технологии. Первая и основная, собственно LabelFlash, использует схожий с LightScribe принцип формирования изображения. Специальный слой на диске и привод с поддержкой технологии. Отличалась лишь длина волны лазера — 655 нм, более высокое разрешение картинки (до 1000 dpi) и специфичный синий цвет болванок. Диск LabelFlash с изображением Большого Красного Пятна на Юпитере. Источник
Вторая технология — это технология нанесения изображения не на обратную, а на рабочую поверхность диска. Впервые эта технология предназначалась для CD-R дисков и носила название DiscT@2 (Disk Tattoo). Была разработана и запатентована компанией Yamaha в 2001 году, а впоследствие продана и доделана для поддержки DVD±R. Так что приводы, имеющие маркировку LabelFlash, могут нанести рисунок на рабочую сторону самой обычной DVD±R болванки, теряя при этом полезную емкость диска. DiscT@2 чтобы не испортить полезные данные требует, чтобы диск был предварительно финализирован. Это самый простой способ промаркировать диск после записи, не вынимая его из привода.
Разумеется, качество «татуирования» диска при помощи DiscT@2 весьма невысокое — изображение будет видно только под определенным углом. Несмотря на спецификацию, где говорится о 256 оттенках серого, мне не удалось их различить при нанесении на рабочую сторону диска. Хорошо видно только те рисунки и надписи, которые сделаны сплошным цветом без полутонов.
Ниже три фотографии, сделанные при помощи микроскопа МБС-10. Надпись была сделана на рабочей поверхности DVD-диска с максимально возможной скоростью с наилучшим качеством (технология DiscT@2). Поскольку до меня еще не доехал переходник, фотографировать пришлось прямо через окуляр, так что не судите строго за качество. Для повышения контраста фотографии были сделаны черно-белыми.
При увеличении хорошо видно, что прожиг ведется концентрическими кругами.
Вероятно из-за высокой скорости видно, что края неровные. Могу предположить, что это связано с погрешностью во времени импульса, либо же не совсем стабильные обороты шпинделя привода.
Нанесение изображения технологией LabelFlash на специально предназначенные для нее диски работает заметно лучше, чем DiscT@2. Синий цвет увеличивает восприятие изображения, и вот тут оттенки серого действительно хорошо различимы. Нанесение картинки на всю поверхность диска в максимальном качестве занимает около получаса, несмотря на документацию, где заявлено 20 минут. Тут роль играет еще и скорость работы привода.
Диски LightScribe и LabelFlash, несмотря на схожесть технологии, между собой не совместимы. Сайты обеих технологий давно мертвы, но найти софт на просторах интернета не составляет особого труда. Такой «комбайн», как Nero 7 в версии Premium, умеет обращаться с этими технологиями и легко позволяет вывести любое изображение на диск, поддерживая большое количество графических форматов.
Поэкспериментировать с перечисленными технологиями весьма просто. У меня такой привод долгое время лежал без дела и, когда пришла пора продемонстрировать свои возможности, стал «плеваться» ошибкой калибровки мощности. Приобрести б/у привод — не проблема, на любом сайте объявлений это можно сделать по цене двух чашек кофе.
Вместо заключения
Какой вывод я для себя сделал: все эти технологии были очень интересны для своего времени, но большинство пользователей не были готовы переплачивать за расходники и вообще вряд ли понимали, что означает надпись LightScribe или LabelFlash на приводе. О существовании DiscT@2 знало слишком мало людей, по крайней мере в России.
Век оптических носителей информации постепенно подходит к закономерному концу. Игры в большинстве своем распространяются как цифровые копии, фильмы смотрят по подписке на сервисы, а для хранения данных все чаще используют облачные сервисы.
И тем не менее недавно вышедшая консоль PlayStation 5 представлена в двух версиях — с приводом и без. Поэтому говорить об окончательной смерти оптических носителей рано. Возможно, нас ждет новая революция и оптические диски, вмещающие более 10 ТБ данных, но уверенности в этом нет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий