В Европе и США менторство и коучинг давно стали частью жизни. В российском IT наставничество только набирает обороты. Обсудили с Георгием Могелашвили glamcoder, Lead Developer из Booking.com, как менторство влияет на карьеру разработчика, действительно ли ментор нужен каждому и стоит ли возлагать на него надежды.
Георгий преподаёт в онлайн-школе Otus.ru, входит в программный комитет конференции TeamLeadConf и программирует уже более 15 лет. За это время не раз совершал путешествие в менеджеры и обратно, менял фокус между кодом и командой. Также занимается коучингом и менторством. Мы поговорили с ним и выяснили, почему менторство так популярно, а люди готовы помогать другим бесплатно или почти бесплатно. Ссылка на запись вебинара в конце статьи.
Менторство vs. коучинг
Для начала разберемся с понятиями. Есть два способа (ну, кроме психотерапии) помощи другим в формате разговора один на один: коучинг и менторство.
Коучинг — это когда человек отлично владеет способностью так задавать вопросы, чтобы собеседник сам нашёл на них ответы. При этом коуч совсем не обязательно должен быть экспертом в области, но он знает, как вывести собеседника из тупика: скорее всего тот уже понимает, куда хочет идти, но не видит пути.
Менторство — это классическое наставничество. Те самые мастера кунг-фу высоко в горах, которые передают свои знания вновь прибывшим ученикам. Это взаимодействие между мастером и учеником, где мастер передает свои знания и опыт, помогая другому подняться до его уровня. Ментору нужно хорошо владеть контекстом ситуации.
Согласно статистике, представленной National Mentoring Day, 93 % малого и среднего бизнеса считает, что менторство помогает им преуспеть, 67 % компаний увеличили продуктивность за счет наставничества. 97 % опрошенных сотрудников считают менторов полезными, но только 25 % респондентов имели ментора на момент опроса.
Коучинг и менторство можно объединить. Например, Георгий сначала задает вопросы с позиции коуча: узнает информацию о человеке и проблеме. Часто уже на этом этапе приходят какие-то озарения, человек принимает первые решения. Дальше начинается самое интересное: обозначить цель менторства. Не всегда получается решить вопрос за час, но понять четкую цель, к которой человек хочет прийти, можно. Из нее уже декомпозируется план, по которому можно двигаться.
<рекламная пауза>
В чат-боте g-mate вы можете задать вопросы про менторство и коучинг нашим экспертам, используя команду /human.
</рекламная пауза>
А нужен ли ментор?
Если у разработчика хорошо получается решать рабочие задачи, он не выгорел, ему часто пишут рекрутеры и нет цели стать тим- или техлидом, то все хорошо. Наставник не нужен.
Ментор нужен, когда ты не можешь собраться с силами и начать двигаться в нужном направлении.
Когда ментор точно НЕ нужен?
- Вы всё и так хорошо знаете. В этом случае лучше станьте ментором и помогите другим.
- Вас устраивает текущее положение дел, и ничего не хочется менять.
- Вам хочется выявить свои слабые стороны и поработать с ними без конкретной цели. Здесь вам нужно овладеть необходимыми техниками (например, тайм-менеджментом или подходом к приоритезации задач), сделать это можно на курсе или с учителем.
- Вы можете сами поставить себе цель и прописать план её достижения без посторонней помощи.
Стоит задуматься о менторе, если вы знаете, куда хотите попасть, но несмотря на действия и старания, ничего не выходит. Или у вас нет понимания как и что нужно сделать. В этом случае наставник помогает взглянуть на ситуацию со стороны, потому что ему уже удалось пройти через подобное. То есть менторство — это средство, помогающее быстрее достичь цели, учась на чужих ошибках.
Когда ментор НУЖЕН?
- У вас есть конкретная цель, но нет понимания как ее достичь.
- Вы двигаетесь к цели, но не приходите к результату.
- Вам некомфортно на текущем месте, хочется расти, но непонятно, куда.
- Вы развиваете сложный soft skill и ищете помощи.
- Вам нужно проработать неоднозначные ситуации. Например, вы столкнулись с чем-то на проекте и не знаете, что делать.
Выбирать нужно ментора, который обладает необходимыми вам скиллами или находится на позиции, которую вы хотите получить. Например, стать senior-разработчиком в Booking.com и в Яндексе — это разные вещи: разные требования и культура компаний. Поэтому и менторы нужны разные.
Основной запрос, с которым приходят к Георгию, — развитие soft skills и рост. Часто приходят с непониманием, куда или как двигаться по карьерной лестнице. Бывают ситуации, когда в команде появляется сотрудник, с которым не удается построить коммуникацию. Еще с наставником можно проработать какую-то неудачную ситуацию. Он поможет разобрать, что можно было сделать иначе. Если ментор находится в той же компании или команде, он может давать прямую обратную связь по ситуации или помогать налаживать отношения внутри.
Куда расти senior-разработчику?
Очевидные позиции — развиваться как лид или уходить в архитектуру, развивать технические навыки.
Если есть склонность к бизнесу, можно рассмотреть продакт-менеджмент. Кроме архитекторов может быть много ступеней технического развития с различной зоной и технологиями ответственности. Одна и та же должность сильно отличается от компании к компании. Где-то позиция техлида может подразумевать архитектурную работу и координацию разных сервисов, а где-то — разработку на более серьезном уровне. Можно подумать о переходе в смежные области: в Data Science, скрам-мастера, agile-коуча или, например, с бэкенда на мобайл.
В Booking.com, например, полная свобода выбора. В какой-то момент, после полугода-года работы, когда человек освоился и может принимать осознанное решение, ему задают вопрос, как он хочет развиваться дальше. Есть возможность развиваться в разработке или перейти в параллельную ветку и стать тимлидом. Можно стать сначала тимлидом, а потом senior-разработчиком, или наоборот. В любой момент — после года, и даже через пять лет, можно сказать: «Тимлидство не зашло, хочу вернуться в разработку». И это ок. На более высоких позициях переключаться с ветки на ветку становится сложнее, потому что постепенно теряется либо технический навык, либо навык руководства, но в принципе нет ничего невозможного.
Когда человек не может выбрать направление самостоятельно, ему нужно задавать открытые вопросы в режиме коучинга: «Что тебе важно? Что нравится в работе? Почему?». В зависимости от ответов, переходить к всё более конкретным вопросам, пока сотруднику не станет очевидно, куда ему расти.
Бывает, что человек готовится в тимлиды, потому что там платят больше, но других причин в этом решении нет. Такой человек скорее всего не подойдет на роль тимлида: у него нет правильной мотивации. Он не до конца разобрался в деталях и не понимает, что руководство людьми — это не только про деньги. Этим надо хотеть заниматься. А бывает наоборот: технарь постоянно переводит разговор на бизнес и процессы. «Я бы предложил сделать такой продукт» или «Здесь бы я построил процессы по-другому». Такого как раз нужно готовить в лиды.
Иногда в процессе беседы понимаешь, что программисту комфортно, и он не хочет ничего менять — тогда его нужно оставить в покое.
Что плохого, если человек попал в лиды неосознанно?
Это риск. Человек может быть искренне рад, что ему дали такую возможность, но через время поймет, что возиться с кодом ему нравилось больше. Не у каждого хватит сил, смелости и способности к самоанализу, чтобы сразу сказать: «Нет, это не мое». Обычно через время он понимает, что не хочет заниматься новыми обязанностями, хочет обратно, но часто не говорит об этом. Терпит и в итоге выгорает. Замечать подобное — обязанность его руководителя. И если долго игнорировать симптомы, то единственный кто сможет помочь в этой ситуации — психотерапевт.
Почему технические качества не важны для роста
В Booking.com четко описаны иерархии и роли: что требуется от Middle-разработчика, что от senior-разработчика, кто такой тимлид. И чем выше вы поднимаетесь по технической ветке, тем меньше нужны технические качества.
Чтобы Middle-разработчику в Booking.com прокачаться до senior, нужно приносить больше пользы, наносить больше «impact» продуктам и целям компании. Это может быть сложный проект, помощь другой команде, запуск side-проекта, которые улучшат показатели компании. Влияние на коммьюнити и помощь другим в развитии также ценится в компании. Помимо стандартных квартальных и полугодовых целей, становятся важны soft skills: не только что ты делаешь, но и как. Способность общаться с людьми, доносить мысль четко, ясно и понятно, выбирать решения, исходя из влияния на бизнес, помогать другим расти. Качественное написание кода важно, но этого недостаточно, чтобы стать senior-разработчиком.
Тимлид в Booking — человек, продолжающий писать код, и «servant leader» в одном флаконе. Его роль — помочь команде стать автономной и самостоятельно распределять задачи, поддерживать и восстанавливать автономность, если она теряется, и защищать команду от внешних факторов.
Где искать ментора?
Лучший способ — поискать среди своих коллег в компании. Это среда, в которой редко отказывают, а ваш ментор уже в контексте, его советы будут применимы к культуре и специфике компании. Иногда получается так, что человек согласился, но у него нет мотивации или времени помогать. Это будет видно уже при втором обсуждении. В этом случае не сдавайтесь сразу, обсудите свои наблюдения, открыто скажите, что вас не устраивает во взаимодействии, и попробуйте найти решение вместе. Если не получится, то найдите другого наставника или обратитесь к своему руководителю. Возможно он сам станет вашим ментором или предложит того, кто подойдет лучше.
Как вариант — посмотрите, кто помогает другим в вашем коммьюнити и обратитесь к нему. Поищите ментора среди друзей и знакомых. Главное — не бояться просить помощи. Самое страшное, что может случиться — вам откажут. Но если человек согласится, и у вас произойдёт совпадение, вы оба многое приобретете. Позвольте человеку самому решить, хочет ли он посвятить вам время или слишком занят.
Не жди, что кто-то придет и начнет тебя менторить. Хочешь расти — пробуй, проси о помощи сам.
Сколько это стоит?
Менторство не обязательно должно быть платным, и найти ментора без денег возможно. Например, есть схемы, когда человек платит столько, сколько он считает нужным. Менторы из вашей компании вряд ли захотят брать деньги.
Деньги — не всегда главная мотивация для менторов, которые идут в эту сферу осознанно. Обучая других, человек сам учится новому, вместе с подопечным находит выходы из ситуаций, в которые ещё не попадал. Также менторство возможно монетизировать на performance review, приведя фидбэки подопечных, что выльется, например, в бонус. Кроме того, ментор получает удовольствие от успехов учеников и от осознания собственной пользы.
Если говорить о платных вариантах, в среднем час ментора в IT стоит пять тысяч рублей. Существуют сервисы выбора наставников, но этот рынок пока только зарождается в России и не сильно развит.
По длительности всё тоже индивидуально. Длина менторской программы зависит от ситуации — от пяти минут до нескольких месяцев.
Рекомендации Георгия: что почитать и посмотреть
Cсылки на менторские сервисы для разных целевых аудиторий, о которых мы слышали: IT (LAMPOVOE IT, Emergentum, Solvery), для студентов (МГИМО, МГУ, РЭШ, НИУ ВШЭ ), для бизнеса (United Mentors, Experum).
→Полная версия вебинара←
Мы много говорили о том, как и зачем искать ментора, но если у вас остались вопросы, задавайте их нашим экспертам в чат-боте g-mate. Ещё мы ждем фидбек, мысли и отзывы. Делитесь ими, используя команду /feedback.
Если вы сами хотите думаете о том, чтобы стать наставником — просто попробуйте. Найдите в компании человека, которому нужна ваша помощь, и помогите ему! Когда люди будут помогать друг другу, мир станет гораздо лучше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий