Сегодняшний обзор будет посвящен нестареющей классике. Ноутбуки с этим дизайном производятся до сих пор (разве что тоньше стали), и они все еще популярны среди профессионалов и требовательных пользователей. Естественно, речь будет идти об одном из ноутбуков ThinkPad. Сразу отметим — автор большой ценитель этой марки, но тем не менее постарается сохранить объективность.
Введение
Сначала небольшой экскурс в корпоративную классификацию. IBM, а затем и Lenovo, в рамках линейки Thinkpad вела несколько серий ноутбуков, нацеленных на удовлетворение потребностей широкого круга пользователей. Сегодня существуют следующие серии:
- Т-серия (основная) — полноразмерные, но тонкие и относительно легкие универсальные модели,
- P-серия — мобильные рабочие станции,
- L-серия (заняла место линейки R) — универсальные ноутбуки среднего класса (отличаются более простыми комплектациями и материалами корпуса по сравнению с Т),
- Х-серия — ультрапортативные модели и трансформеры,
- E-серия, начавшаяся как максимально удешевленная SOHO-линейка, как когда-то iSeries.
Не будем вдаваться в подробности эволюции классификации на протяжении более четверти века, отделяющей предмет обзора от сегодняшней действительности. Отметим лишь, что 7 серия тех дней примерно соответствует нынешним T и P линейкам, соответственно 5 — это Х, а 3 — L или Е-серия.
Итак, осень 1995 года. В октябре на свет появляется Thinkpad 760C — одна из первых моделей ноутбуков на процессоре Pentium, родоначальник 760 серии. В корпусе 760 модели выйдет и наш сегодняшний герой, производившийся с мая 1996 года по январь 1997 года. На самом деле корпусов в этой серии было два: тонкий «thin» (4.9 см) с поддержкой только FDD/батареи (обозначение корпуса 760С) и толстый «thick» (760CD, 5.4 см) с поддержкой UltraBay Thick-слота для сменных приводов. Он поддерживал FDD, CD-ROM и другие опции, мог поставляться как с FDD, так и с приводом CD-ROM, тогда еще четырехскоростным.
Ноутбуки серии 760 строились на основе чипсетов VLSI. Первые модели использовали в качестве основной шины VLB (Vesa Local Bus, слэнговое Very Long Bus), которая в настольных машинах к тому моменту почти вымерла, но в ноутбуках прожила дольше, как сумчатые в Австралии. В изолированном мобильном сегменте больше ценилось низкое энергопотребление и меньшие размеры логики. Слот в настольных компьютерах был длинным для обеспечения обратной совместимости с ISA, а микросхемы и разводка, наоборот, более простые и компактные. И все же в 1996 году новые версии модели 760 перебрались на более современную PCI (хотя VLB встречалась и в некоторых ноутбуках 1997 года!).
Дитя эпохи Pentium
В целом, на момент выпуска ноутбук относился к топовому/верхне-среднему сегменту. Процессоры Pentium для мобильных применений только появились, стандартными были 10.4- и 11.3-дюймовые экраны, а 12 дюймов были последним словом техники. Поля вокруг экрана почти исчезли — ноутбуки начали приобретать современный вид. Новинкой были для большинства и приводы CD-ROM, впервые появившиеся на последних 486 моделях IBM.
Знакомьтесь, Черный Квадрат
Как уже упоминалось, внешний вид Thinkpad'ов мало изменился за годы производства. Однако толщина все же выдает почтенный возраст 760-ого: 54 мм (44 или 49 для версий без CD и меньшим экраном). Это очень много по нынешним меркам, но в порядке вещей в те дни. Покрытие корпуса SoftTouch позволило сохранить опрятный внешний вид — на нем мало заметны царапины, хоть покрытие и пообтерлось по углам крышки ноутбука.
В целом, дизайн весьма лаконичен: простой черный чемоданчик. Разработчики говорят, что хотели сделать ноутбук похожим на бэнто — традиционную японскую коробку для обеда, позволяющую сохранить нежные блюда в целости и при этом удобную в качестве тарелки. Надо сказать, что этому предмету обихода в Японии уделяется немалое внимание.
Грани корпуса богаты портами. Спереди расположился сменный отсек для дисковода и передний ИК-порт (их два, для удобства работы).
Справа — два слота PCMCIA, разъем PS/2 и отверстие для замка Kensington, слева — кнопка включения, разъемы аудио, опциональные видеовход и видеовыход, модемный порт.
Большую часть задней части корпуса скрывает откидная крышка. Когда она закрыта, доступен лишь разъем для подключения внешнего питания и задний ИК-порт. Сама крышка может быть открыта как целиком, давая доступ к последовательному и параллельному портам, VGA выходу и разъему док-станции, так и частично — сдвижная шторка открывает лишь разъем дока.
На дне лишь одна крышка — отсека памяти, она скрывает дочернюю плату с двумя слотами для FPM (VLB модели) или EDO (модели на основе PCI) SO-DIMM модулей. 8 или 16 мегабайт памяти распаяно на системной плате.
На крышке, помимо экрана, расположен лишь ползунок регулировки яркости подсветки. В вариантах с пассивной матрицей добавляется второй ползунок — для регулировки контрастности. С обратной стороны расположены три светодиодных индикатора: состояния батареи, включения и ждущего режима.
Очень богатый внутренний мир
Сдвигаем на себя две защелки по сторонам корпуса и открываем ноутбук. Внутри все та же знаменитая своим удобством клавиатура с большим ходом кнопок, привычный красный TrackPoint, пока еще лишь с двумя кнопками, по сторонам от которых расположены два динамика (надо отметить, что качество звука весьма достойное).
Над клавиатурой расположен ползунковый регулятор громкости и отдельный ЖК-экранчик, отображающий состояние компьютера. Помимо стандартных индикаторов активности диск/дисковода, lock'ов, на нем отображается статус обеих батарей (наличие, заряд/разряд), а также уровень заряда в процентах. При установке драйверов — еще и оставшееся время работы или поддержания ждущего режима.
Клавиатура тоже не лишена хитростей: при открытии крышки она приподнимается на 5.5 градуса, обеспечивая комфортный наклон. При необходимости, опустив рычажки возле петель дисплея, можно вернуть клавиатуре горизонтальное положение. При закрытии ноутбука это произойдет автоматически.
Модульность в абсолюте
Если защелки, удерживающие крышку, при открытом ноутбуке подвинуть от себя, то можно поднять клавиатурную панель и получить доступ к содержимому «бэнто».
Под металлическим кожухом скрывается материнская плата (на самом деле целый бутерброд плат). Охлаждение процессора здесь пассивное. Перед «бутербродом», слева направо: отсек UltraBay для сменных накопителей, основная батарея и жесткий диск. Последний выполнен в виде картриджа с оригинальным разъемом, но внутри скрывается обычный IDE-диск. В моделях без поддержки CD-ROM он стандартной толщины (на тот момент 12 мм, 9.5 мм стал стандартом позднее), в остальных он может быть более толстым — 19 мм.
Ключ на старт!
Итак, сдвигаем выключатель, и ноутбук стартует. 56 мегабайт памяти позволяют довольно быстро загрузить OS/2 Warp версии 4, также известную как «полуось». Работа с ней весьма комфортна, все драйверы доступны, так как система официально поддерживалась для этого ноутбука. Если не обращать внимание на совместимость с последними офисными форматами, здесь есть все нужное для жизни, с поправкой на 90-е годы, конечно: офисный пакет IBM Works, браузер Netscape, проигрыватель QuPlayer и другие программы.
Батарея до сих пор жива и обеспечивает 2-3 часа спокойной работы в зависимости от яркости экрана. Работать с компьютером и на коленях весьма удобно, несмотря на немалый по сегодняшним меркам вес.
Интересно оформлена программа настройки BIOS (вызывается по F1). Выполнен простой и удобный графический интерфейс, используются анимированные курсоры. Но, к сожалению, большинство настроек (причем реально нужных) доступны лишь из специальной утилиты, версии которой доступны для OS/2 и Windows.
Внезапные трудности
В заключение хотелось отметить очень высокую прочность компьютера и написать прочие дежурные фразы. Но придется рассказать немного про устройство компьютера. Когда обзор был почти готов и пришла пора устроить фотосессию герою, с ним приключилась проблема — отказал DSP, отвечающий за звук и модем. В этой модели используется устройство IBM M-Wave, на шине ISA, не самое удачное решение, как показала практика, — были проблемы с драйверами и надежностью работы.
Так что пришлось познакомиться с внутренним устройством более подробно. Фотографий процесса, к сожалению, не будет. Просто хочется отметить, насколько необычно по сегодняшним меркам выполнен компьютер. Под кожухом находится не одна материнская плата, а набор из 5 плат мезонинного типа — своеобразный бутерброд. Сверху расположена видеокарта (на ней же разъем для клавиатуры и внешнего дисковода), под ней — карта преобразователя питания, ниже — плата DSP (которую и пришлось заменить). Все они, перекрывая друг друга, втыкаются в материнскую плату.
Под материнкой находится плата CPU (сам процессор не сокетный, распаян на этой плате с частью системы питания). Напомним, что и память расположена на дочерней плате. В результате получается компактная по глубине (до 7 см), но довольно толстая конструкция. Подобное решение было применено во многих ранних ноутбуках, например, в Toshiba T4500C, но там платы соединены гибкими шлейфами, причем припаянными к платам.
Настоящее заключение
Вот мы и познакомились с еще одним экспонатом коллекции «Digital Vintage». Надеемся, что каждый получил свою долю пользы или удовольствия от прочтения этой статьи: кто-то пережил приступ ностальгии, кто-то узнал новое для себя, а кому-то, быть может, сей материал послужит толчком к началу нового увлечения. В коллекции в данный момент более 150 экспонатов, и наиболее интересные из них будут постепенно представать перед вами на страницах обзоров и исторических очерков. До новых встреч!
Комментариев нет:
Отправить комментарий