Давайте вспомним детские мечты! Кто-то мечтал о крутом велосипеде, кто-то — о большой модельке крутого автомобиля или домике для кукол, кто-то — о щенке или котенке. Я уверен, практически у всех мечта была, и далеко не одна! А на стыке веков в заветном вишлисте у многих был компьютер. И, конечно, компьютер хороший. Чтобы и игры тянул, и модем был — «в эти ваши Интернеты» сходить. А продвинутые хотели еще и в Фидо.
В 2000 году мне было 14 лет и мы с друзьями, даже теми у кого компьютер уже был, зачитывались бесплатными журналами, в которых постили прайсы практически все компьютерные фирмы города.
Воспоминания
Итак, осень 2000 года. Грядет мой 15-й день рождения. Конечно, я тайком надеюсь, что мне подарят компьютер, ведь до сих пор в семье такой техники не было. Самым продвинутым девайсом дома на тот момент был видеомагнитофон. Бюджет на покупку компьютера еще не известен — пока есть возможность помечтать. Умом, конечно, я понимал, что светит мне максимум что-то из старших Celeron или, если очень повезет, Pentium III. Об AMD, естественно, все знали, но всерьез уже (К6) или пока (К7) не воспринимали.
Но мечты на то и мечты, что границ они не приемлют! На несколько страниц после домашних компьютеров начинался самый захватывающий для нас раздел — «Рабочие станции и серверы». Мальчишками мы, конечно, не понимали, что это не просто крутые и дорогие компьютеры, а инструменты для выполнения определенных задач, и искренне мечтали однажды поиграть на восьмипроцессорном сервере. Да, 8 процессоров Pentium III Xeon по 700 МГц с невиданным «двухметровым» кэшем (что у Celeron 128 Кбайт мы уже знали и совершенно недоумевали, почему у новых Pentium III его стало всего 256 Кбайт вместо 512 Кбайт у старых!) порождали самые радужные картины в нашем сознании!
Мы даже думали, что, наверное, DOS на такой машине можно запустить без оперативной памяти. А может даже и Windows 95! Что играм не нужен даже второй процессор, мы тогда не знали. И не понимали, зачем нужна эта странная Windows NT, когда есть девяносто восьмая. А грядущую 2000 ждали как замену именно ее, Windows 98!
Невероятные объемы памяти, сравнимые с жесткими дисками в компьютерах половины нашей школьной компании. Множество слотов… Странно, почему туда не установить видеокарты? И побольше, побольше! Долго удивлялись, узнав, что в серверах почти никогда не бывает AGP. Потом один из нас сказал, что там очень крутой PCI, и AGP не нужен. Только видеокарты очень дорогие. Поэтому мы их и не видели.
Но серверы стоили многие десятки тысяч «убитых енотов» (вечнозеленых бумажек, что на рубеже веков любили называть условными единицами), тогда мы обратили свое внимание на рабочие станции. Два процессора, гигабайт или даже два памяти, понятные нашим умам видеокарты. Конечно, дорого, но тут пишут, что на этом можно «рисовать 3D-картинки» и даже создавать игры, а значит, и играть, наверное, тоже можно. Мой ум тогда зацепился за слово «создавать», что и привело меня сначала к попыткам писать программы. Сразу оговорюсь: хороший программист из меня не вышел, а потом уже к домашнему серверу и первым заработкам — настройке сетей в соседних школах. Но это уже другая история…
Тогда мечту воплотить не удалось. Компьютер мне смогли купить лишь спустя полгода, на окончание десятого класса, и, конечно, он был куда проще. Прошло двадцать лет, надо бы исправить ситуацию! А заодно, посмотреть, что мог дать обладателю такой компьютер, помимо зашкаливающей самооценки и зависти в глазах друзей.
Проект: Платформа
Начнем, конечно, с головы, а точнее с двух — именно так и никак иначе. Можно, конечно, выбрать пару гигагерцовых Pentium III, но в дрим-машине обязательно должен быть Xeon. И не «неправильный» с 256 Кбайт кэша, который отличается от обычного «пенька» только корпусом, а самый крутой — с «двухметровым» кэшем на ядре «Cascades». В 2000 году был доступен только 700 МГц вариант, поэтому выберем именно его, а не вышедший с почти годовой задержкой Xeon 900 МГц.
Выбор процессора и даже его поиск — это всего лишь «цветочки». «Ягодки» будут дальше — найти подходящую плату спустя двадцать лет оказывается очень непросто. Мои к ней требования: наличие слота AGP, форм-фактор АТХ или «ступенька» Е-АТХ (почему — расскажу ниже). Остальное не так важно, ибо выбор очень и очень скудный.
Доступных чипсетов по большому счету всего два: заслуженный Intel 440GX «Marlinspike», вышедший еще в 1998 году для первых Pentium II Xeon «Drake», и новый (для 2000 года, конечно) Intel 840 «Carmel» с поддержкой двухканальной RDRAM. И если плату на первом найти сложно, но возможно, то второй является настоящим «анобтаниумом» и встречается в основном в брендовых рабочих станциях, а у нас тут — самосбор.
Да и заглядывая назад, на стык веков, вспоминается, что понять смысл этой странной памяти RIMM мы тогда не могли — стоит как чугунный мост, но вроде не сильно быстрее. Вот бы туда DDR! Вот она казалась королевским вариантом. Ходил даже слух, что если поставить ее 32 Мбайт, то машина будет летать, как будто ее там 128!
Внимательный читатель спросит, а как же ServerSet III? Да, у этого чипсета была версия с AGP. К сожалению, реализацию AGP от ServerWorks нельзя назвать удачной — значительная часть функционала не поддерживается, что сказалось и на производительности, есть проблемы со стабильностью работы. Плюс платы на нем по редкости сравнимы с основанными на Intel 840.
Что же нам доступно? Почитав форумы и поговорив с более опытными коллегами, выводим следующий список:
- ASUS XG-DLS
- Intel MS440GX
- Supermicro S2DGE/U/2/R
- AOpen DX2G
- EPoX GXB-M
- Gigabyte GA-6GXDW
- Iwill DGL200
- MSI MS-6135
- Rioworks XDG-LS
- Tyan Thunder X
Есть еще японский эндемик от Freeway с двумя разными слотами — Slot1 и Slot2 — и однопроцессорная плата от Gigabyte — GA-6GXU. Если такая странная вещь попадет в мои руки, я попробую создать бескомпромиссную машину для Windows 98.
Итак, часть списка отметается, так как поддерживают только 550 МГц процессоры на ядре «Tanner», другая — представляет скорее академический интерес ввиду редкости. Остаются только первые три варианта, и Asus из них — самый интересный. И речь не об оснащении — SCSI и сеть встречаются и на других платах, речь о «user-friendly» подходе к проектированию. Удобная система фиксации процессоров, усиливающая плату пластина с обратной стороны, более привычный BIOS — даже с возможностью небольшого разгона (!) — напоминает современные топовые платы от этого производителя.
Intel и Supermicro в сравнении с ней выглядят суровым серверным железом, хотя принципиально не уступают в функционале. При этом на их стороне — проверенная надежность, в минусах — значительно более скудные настройки, особенно у Intel. Углубляться в сравнение смысла большого нет, по сей день эти платы очень редки — за год в России может встретиться одно-два предложения. Это тот случай, когда не ты выбираешь плату, а плата выбирает тебя.
Теперь расскажу подробнее, с чем связаны строгие требования к габаритам платы. По моей задумке машина должна разместиться в довольно компактном корпусе — десктопе InWin H500. Это давно полюбившаяся мне модель классического дизайна в стиле «кирпич». Безусловно, у него есть шикарная альтернатива в виде бигтауэра Q500 в том же стиле, но на стороне десктопа компактность и обаяние «слипера» (от англ. sleeper — термин, обозначающий быстрый автомобиль, в совершенно не выделяющемся облике; в данном случае — мощный компьютер в скромно выглядящем корпусе). В этом стиле построена и моя «боевая» рабочая станция на паре E5-2670v3, которая дала весьма интересный опыт постройки довольно горячей машины в небольшом объеме корпуса.
Да, чуть не забыл про оперативную память. Достаточно будет максимума! Чипсет 440GX поддерживает до 2 Гбайт память SDRAM и удивительно всеяден — может работать с обычной или регистровой памятью, с ECC или без, поддерживает чипы плотностью до 256 Мбит (модули до 1 Гбайт).
Проект: Видеосистема
Вернемся к мечтам! Практически каждый ребенок хочет на компьютере поиграть. А значит, нужно выбрать самое крутое игровое решение, которое при этом будет не очень выбиваться из роли серьезной рабочей станции. Выбор игровых карт широк: уходящий чемпион GeForce 256; еще не появившийся в продаже, но уже анонсированный GeForce 2; прежний король 3D-графики — 3Dfx Interactive; представленный двухчиповой Voodoo 5 5500 и так и не вышедшей на рынок Voodoo 5 6000; успешный Radeon от вечно догоняющей ATi. Были и другие, уже уходящие решения вроде S3 Savage, но они к мечтам имеют весьма опосредованное отношение.
Карт для рабочих станций, пожалуй, еще больше. Но большинство из них узкоспециализированные и в играх будут не очень хороши. Пока лишь одна серия может называться действительно универсальной — это Quadro от Nvidia. Эти карты (как происходит и по сей день) основаны на игровых чипах, но используют другие драйверы, оптимизированные для профессиональных OpenGL-приложений. Но и в играх они показывают очень достойный результат. Наш выбор — оригинальная Quadro или ее обновленная версия Quadro 2 Pro (на базе GeForce 2 GTS). Обе карты довольно редки, поэтому используем ту, что удастся найти.
Но на этом останавливаться не будем. В 2000 году все еще очень популярны игры, использующие API Glide от 3Dfx Interactive — наследие времен, когда каждый производитель разрабатывал свое решение. А решение 3Dfx было одним из лучших до прихода OpenGL на ПК и перехода на DirectX от Microsoft в стадию относительной зрелости. AGP слот может быть только один, поэтому установить одну из последних моделей Voodoo не получится без отказа от более производительной карты.
Поступим по-другому — схожую, а зачастую и большую, в сравнении с топовыми одночиповыми решениями последних поколений (Voodoo 4 4500 и Voodoo 3 3500) обеспечивает пара представленных еще в 1998 году Voodoo 2. Эти карты поддерживают технологию SLI (именно так, Nvidia в 2001 году приобрела активы 3Dfx, в том числе интеллектуальную собственность и торговые марки), позволяющую двум ускорителям совместно работать над рендерингом кадров, по очереди обрабатывая четные и нечетные строки. В итоге видеосистема займет три слота расширения — как и сейчас, в 2021! А доступными остаются еще три PCI и один ISA слот (или 2 PCI и 2 ISA — один из слотов «универсальный»).
В последние годы ретрокомпьютинг стал популярным хобби. Но с популярностью стали заметно расти и цены на железо, особенно на игровое — ведь значительная часть поклонников ретро — ретрогеймеры. Самым ярким примером являются как раз культовые видеокарты 3Dfx серий Voodoo и Voodoo 2. Так что пара Voodoo 2 будет ударом по бюджету и сегодня — не только майнеры «греют» цены на видеокарты! Но с учетом амбициозности проекта на эту жертву придется пойти. Причем для получения достаточной производительности хватило бы и одной, но в таком случае разрешение было бы ограничено режимом 800х600 пикселей. При использовании SLI можно получить большее разрешение — 1024х768, оно куда более комфортное.
Проект: Диски и внутренняя периферия
В серьезной машине все должно быть серьезно! Долгое время, если в одном предложении упоминались диски и слово «серьезно», рядом было и третье слово — «скази» (SCSI). Действительно быстрые и надежные диски выпускались именно с этим интерфейсом. Если для IDE пределом так и остались 7200 rpm (оборотов в минуту) и соответствующая производительность, то SCSI уже несколько лет выпускались на 10000 rpm, а в 2000 году появились и 15000 rpm модели. Наш выбор — 15000 rpm, никаких компромиссов в этом вопросе — жесткие диски давно стали узким местом, а емкости 36 Гбайт будет вполне достаточно. Диск будет всего один: RAID-массивы в рабочих станциях на стыке веков еще прочно ассоциировались с серверами и только в системах обработки видео начинали занимать свою нишу.
Под стать диску будет и оптический привод: он тоже должен использовать шину SCSI. DVD пока избыточен — широкое распространение дисков начнется через пару лет, а вот возможность записи уже крайне востребована. А самые лучшие устройства записи в то время выпускал Plextor. Именно они долгое время были самыми быстрыми и надежными, в них впервые появились многие новые технологии, впоследствии ставшие стандартными: защита от опустошения буфера, overburn — возможность записать на диск немного больше данных, чем заложено стандартом. На самом деле дисковод куплен заранее и специально отложен под этот проект. Это — Plextor PX-W1210TS, внутренний SCSI-привод CD-RW с возможностью записи на скорости 12х, перезаписи — 10х и чтения — 32х.
Пригодится и возможность долговременного хранения больших объемов данных, для этого заложим в проект стример — накопитель на магнитной ленте. Разумное соотношение цены и емкости обеспечивают накопители стандарта DDS-3, вмещающие до 12 Гбайт на кассету (до 24 Гбайт с учетом сжатия). В 1999 году появился новый стандарт DDS-4, поднимающий планку до 20 Гбайт на кассету (40 Гбайт с учетом сжатия). Но приводы еще очень дороги — это удел серверов, а не рабочих станций. Можно еще установить ZIP-драйв или магнитооптический привод, но это, пожалуй, будет уже излишеством.
Остановимся на вышеперечисленном. Для всего этого понадобится хороший SCSI-контроллер. Самыми надежными и беспроблемными контроллерами этого периода были девайсы от Adaptec — 2940U2W (Ultra 2, до 80 Мбайт/сек) и 19160 (Ultra160, до 160 Мбайт/сек). На одном из вариантов и остановлю свой выбор.
Без музыки работать невесело, а играть без звука — и вовсе противно. Нужна звуковая карта, которая будет хороша в обоих дисциплинах. Совсем недавно для озвучки игр был крайне популярен формат MIDI, в котором музыка представлена набором сэмплов, хранящихся в системной памяти или памяти звуковой карты.
Существовали и другие похожие форматы для записи семплированной, «трекерной» музыки — XM, MOD, S3M. Вокруг них сложилась целая субкультура, связанная в том числе с демосценой. Об этом мы рассказывали в одной из прошлых статей. Теперь же наступила эпоха MP3 и прежние форматы стали не так уж актуальны. Возросла и мощность процессоров и доступное для хранения данных место. Поэтому рассматривать ISA карты с аппаратной реализацией MIDI не станем, хотя AWE32/64 были бы одним из лучших решений для машины эпохи Pentium Pro.
В моду входит объемный звук и эффекты позиционирования в играх. В первом случае одно из лучших решений — A3D от Aureal, доступное в картах на чипах Vortex/Vortex 2, во втором — API EAX от Creative, которое наиболее полно раскрывается в картах серии Sound Blaster Live! В общем случае качество звука сравнимое, но мои симпатии на стороне Creative.
Остается всего два слота, в PCI установим сетевую карту. Intel PRO/100 — отличный выбор, но сильную конкуренцию этим картам создает 3Com с серией 3C905B/C. Здесь поступим просто: какая из этих карт первая попадется в коробке с сетевыми принадлежностями, ту и поставим. А вот слот ISA занять и нечем. Можно, конечно, найти модем USRobotics Courier ISA, но общественное мнение в те годы было на стороне внешних модемов, подключающихся к COM-порту.
Среди внутренних стали слишком широко распространены дешевые PCI Win-модемы, работающие как правило только под означенной операционной системой и в силу общего упрощения конструкции плохо сочетающиеся со старыми АТС и изношенными телефонными линиями. Пока слот останется свободным. Возможно, в будущем появится какая-нибудь интересная идея.
«А теперь мы попробуем со всем этим взлететь» — вспоминаю старый анекдот. Да, для такой системы нужен соответствующий блок питания. И это тот случай, когда даже очень мощный современный блок не подойдет. Большинство блоков питания, выпущенных после 2001-2003 года, выдают максимальный ток по линии +12 В, в то время как раньше основная нагрузка была на пятивольтовую линию. Такой источник питания нам и нужен.
Крайне желательно использовать блок хорошего производителя, чтобы быть уверенным в его качестве и спустя 20 лет. При этом мощности в 300 Ватт будет вполне достаточно. У меня был отложен для этого проекта блок питания от серверного корпуса Intel Columbus, это отличный вариант. Максимальный ток по линии +5В составляет аж 40А.
Воплощение: поиски, сборка и отладка
Как я уже упомянул выше, проект зрел очень долго, и триггером для его старта была появившаяся на известной доске объявлений плата Supermicro S2DGE. Это младшая версия платы, она не имеет дополнительных встроенных контроллеров, в отличие от ближайшей «родственницы» S2DGU, несущей на борту контроллер шины SCSI и делящей с S2DGE дизайн PCB. До этого я упустил MS440GX, удивившись высокой цене, сравнимой с актуальными домашними решениями средне-верхнего уровня.
В тот же день, в уютном чатике, среди узкого круга любителей ретро, я поделился находкой. И тут же мой пыл был охлажден — плату уже смотрели коллеги из Москвы и отметили, что она после серьезного ремонта. Решено было от покупки отказаться и продолжить поиски. Случилось небольшое чудо — они оказались недолгими. В тот же вечер один из коллег по увлечению в приватном сообщении поведал, что готов расстаться со своим экземпляром S2DGE.
Цена была аналогичной предыдущему предложению, а состояние заметно лучше. Единственный минус этого предложения — в комплект не входит «удерживающий механизм», набор направляющих и креплений для процессоров — вещь, необходимая для надежной фиксации тяжелых, по полкилограмма, картриджей SECC2. Впрочем, на первое время этим можно и пренебречь, благо, корпус горизонтальный и изгибающий момент на слоты действовать не будет.
Коллега сразу предупредил, что платы Supermicro этой серии не поддерживают ACPI, так как проектировались еще в 1998 году в соответствии с требованиями Windows NT 4.0 — основной системы для рабочих станций на основе архитектуры x86. Она с трудом поддерживала APM, а об ACPI представления даже не имела. Напомним, что отдавать команду на выключение питания в системах с APM эта система умела только при установке патча от Hewlett-Packard.
В части случаев помогает установка драйвера «NT APM/Legacy Interface Node» и небольшие манипуляции с реестром, но, как оказалось, это работает только с однопроцессорными системами и не совместимо с MPS-совместимым ядром. Поэтому такая забавная особенность и останется — при выключении будет появляться знаменитая надпись «Теперь питание компьютера можно отключить».
Несмотря на все эти особенности, решение принято, плата куплена и направляется в Петербург. Два дня пути, и она у меня в руках. Для теста заблаговременно вытащен процессор из сервера IBM Netfinity 7100, там как раз подходящий Pentium III Xeon 700 МГц, с напряжением питания 2.8 В (бывают версии с питанием 5/12В, такие использовались в основном в брендовых машинах) и кэшем 1 Мбайт. Тест успешен — плата жива, процессор, как и заявлено, поддерживается. Но есть нюансы…
Во-первых, плата ругается на микрокоды — Supermicro решили не добавлять их в последний публично доступный BIOS, в FAQ на сайте компании упоминается обновленная версия для поддержки процессоров на ядре Cascades, но публично она не доступна. Техподдержка им поделиться не может за давностью лет. Во-вторых, неправильно определяется частота — 550 МГц, как у последней модели на предыдущем ядре — Tanner.
Первое победить так и не удалось — нужно пересобирать BIOS, а пока программатора в моем арсенале нет — не рискну. А вот второе, хоть я изначально тоже грешил на BIOS, оказалось проще. После установки ОС стало понятно, что частота неправильно установлена — CPU-Z показал те же 550 МГц. Ох, невнимательность! Коллега деликатно подсказал — мол, достаточно изучить инструкцию — и даже подсказал, куда конкретно заглянуть. Множитель у этих процессоров оказался не залочен, в отличие от десктопных собратьев, — его необходимо задавать джамперами. После переключения множителя с 5.5 на 7 все встало на свои места — и частота, и производительность системы.
После успешного теста можно и процессоры заказать — предложение хоть и невелико, но возможность найти нужный вариант присутствует. Оно поддерживается в основном за счет разукомплектования старых серверов. Важно только обращать внимание на напряжение питания процессора и в моем случае — на входящие в комплект радиатор (важно было не превысить высоту корпуса). Например, процессор с высоким (выше картриджа) радиатором и фирменными защелками IBM помещался в корпус с запасом всего в несколько миллиметров.
В принципе в продаже были даже довольно редкие 900 МГц процессоры, вышедшие последними уже в 2001 году, но они не укладываются ни во временные рамки, ни в бюджет — их цена была в среднем в 5(!) раз выше, чем на выбранный 700/2М вариант. Поиски и принятие решения заняли всего один день — в результате были приобретены процессоры от сервера IBM с радиаторами стандартного размера, не выступающими за пределы картриджа. Подошли они идеально, и можно продолжать поиски комплектующих!
Собственно, на момент покупки платы и, соответственно старта проекта, часть комплектующих уже была в наличии: корпус, блок питания, жесткий диск, оптический привод и стример. Благодаря этому минимальная версия будущего компьютера мечты запущена запущена довольно быстро — пока в нем всего 512 МБайт памяти (пара планок по 128 МБайт прибыли бонусом с материнкой, еще 256 нашлось в моих закромах) и SCSI-контроллер времен Pentium Pro — модель Adaptec 2940UW.
Сразу же решил и вопрос с охлаждением. Процессоры Slot2 рассчитаны на использование пассивных радиаторов с внешним обдувом. Supermicro предлагает использовать 40 мм вентиляторы для продувки пространства между процессорами. Для обдува радиатора второго процессора решение не предусмотрено. В моем проекте используется обычный корпус, в котором не предусмотрено формирование воздушных потоков, как это сделано в специализированных корпусах для рабочих станций и серверов. В нем есть два посадочных места для 80мм вентиляторов — по одному на передней и задней стенке. При этом задний вентилятор находится ровно напротив процессоров. Берем вентилятор от сервера IBM с небольшим воздуховодом и направляем поток воздуха аккурат на оба радиатора. Распределение потока — практически поровну между процессорами.
Да, решение не классическое — обычно поток воздуха идет от передней стенки к задней. В данном случае, стоит рассматривать это решение, как отдельный воздухозабор для охлаждения процессоров. Так как в целом машина сравнительно холодная и корпусные вентиляторы в этой сборке бы просто не потребовались, будь у процессоров активное охлаждение — можно применить такой вариант. Машина была протестирована на нагрев и стабильность — проблем не возникло. К сожалению, на плате не предусмотрен контроль температуры процессоров, пришлось изменять температуру радиаторов вручную, с помощью тестера: наибольшее значение составило 48 градусов. После установки фиксатора процессоров устанавливать дополнительные вентиляторы не потребуется.
Определенные приключения вышли с памятью. Изначально четыре планки по 512 Мбайт SDRAM, другой коллега по увлечению согласился обменять на такое же количество 2 Гбайт планок DDR2. К сожалению, одна из них работала не стабильно. Скорее всего причина в ее нестандартной организации — двухсторонней однобанковой. На помощь пришло внимательное перечитывание даташита — чипсет 440GX поддерживает регистровые модули, в том числе и гигабайтные. Ограничение действует на объем чипа, а не модуля. В итоге из запасов была извлечена пара 36-чиповых планок производства Kingston на микросхемах объемом 256 Мбит. Они заработали без единой проблемы и сэкономили массу времени.
С немалой долей везения удалось договориться о покупке видеокарты Elsa Gloria II — выручил тот же коллега по увлечению, у которого была приобретена материнская плата. Видеокарта с именем принцессы основана на первой версии чипа Quadro, аналоге GeForce 256, и несет на борту 64 Мбайт SDRAM памяти, подключенной к GPU через 128-битную шину. Второй успех — из теплого Сочи вот-вот отправится механизм фиксации процессоров (компанию ему составят запчасти для другого проекта — реставрации сервера HP NetServer LH Pro). Найден и SCSI-контроллер — новый, нераспакованный Adaptec 19160 из чьего-то ЗИП.
Очень повезло со звуковой картой. Узнав о проекте, друг, держащий магазин «железа секонд-хенд», подарил отличный экземпляр Creative SB Live! Platinum (модель CT4760). Эта карта имеет позолоченные, а не окрашенные аналоговые разъемы и черный порт для джойстика. Мелочь, а смотрится весьма стильно. Из собственных запасов взяты сетевая карта 3Com Etherlink 10/100 и модем — культовый USRobotics Courier V.Everything, также известный как «Большой черный Курьер».
Незадолго до старта проекта мне посчастливилось приобрести три карты Voodoo 2 с пометкой «некогда тестировать» за очень скромную сумму. Самое удивительное, что две из трех карт оказались работоспособны. Обе — версии с 12 Мбайт видеопамяти, но от разных производителей. Одна — Orchid Righteous 3D II, другая — более редкая Gainward Dragon 3000. Впрочем, при более внимательном тестировании карта от Gainward показала наличие проблем — работает только один TMU (блок текстурирования) из двух.
Починить карту не удалось, а поиски и покупка новой (и желательно идентичной первой) вне бюджета и по времени, и по финансам. Так что придется обойтись одной. По производительности это сильно не ударит, но ограничит разрешение — до 800х600. Со временем, скорее всего, карту я все же приобрету и установлю, но уже не в рамках этой статьи.
Сеанс ностальгии
Установка операционной системы и софта проблем не вызывает. В Windows 2000 уже есть драйверы для большинства устройств, но для скоростного SCSI-контроллера придется приготовить дискету с драйвером и нажать F6 при загрузке с установочного диска. После установки системы необходимо установить драйверы для видеокарты и 3D-ускорителя. Опционально — для звуковой карты, штатный драйвер не позволяет использовать все ее возможности.
Кроме Windows 2000, полноценно работать смогут OS/2 Warp (придется использовать серверную версию Warp Server for e-Business или eComStation/SMP), Linux (оптимально Red Hat Linux 7.3 или 8.0), FreeBSD. Для этих систем большого смысла в профессиональной 3D-карте нет. На мой взгляд, лучшим выбором стала бы Matrox G450 Dual Head. Voodoo станет если не бесполезным, то очень узко применимым — поддержка его в Linux ограничена, а в OS/2 — отсутствует. Зато в этих системах нормально поддерживается APM — будет работать программное отключение питания. Можно было бы выбрать Windows NT 4.0, но, будучи отличной рабочей системой, она имеет весьма ограниченную совместимость с играми.
Что можно делать на этой машине? Да что угодно! Основное, пожалуй, это игры. Игры тех лет не могли похвастаться картинкой фотографического качества и глубиной погружения, им приходилось привлекать аудиторию интересными и необычными сюжетами, проработкой игровой механики. За это многие любят их до сих пор. А некоторые игры просто вызывают ностальгию — Quake II, в который рубились на каждой перемене в компьютерном классе, или Герои Меча и Магии, к которым приучила девушка, с которой встречался в 15 лет. Кто-то найдет удовольствие в возможности вспомнить рабочие инструменты двадцатилетней давности — Delphi 6, Photoshop 6.0, Premiere 5.1 и другие. Главное — найти то, что подарит эмоции именно вам!
Думаю, приводить результаты тестов не очень корректно — всегда можно собрать машину следующего поколения и получить производительность еще выше. Вместо тестов пусть будет галерея скриншотов программ и игр, с которыми хотелось поработать или поиграть тогда, осенью 2000:
- Windows 2000 Professional — одна из самых удачных версий Windows;
- Borland Delphi 6 — первые шаги в программировании;
- Netscape 6 — окно в большой интернет;
- Adobe Photoshop 6.0 тот самый;
- Дальнобойщики 2 — культовая игра, Made in Russia!
- Quake 2 — без комментариев;
- Quake III — на тот момент очень модная стрелялка!
- Heroes of Might and Magic III — игра вне времени!
Заключение
Подведем итог и заодно дадим машине мечты имя. По традиции коллекции «Digital Vintage» сборки высокого уровня именуются «SERVERGHOST Constellation», так будет и в этот раз.
Итак, встречайте: SERVERGHOST Constellation X6! Финальная спецификация:
- 2 процессора Pentium III Xeon 700 МГц c 2 Мбайт кэша
- 2 Гбайт оперативной памяти SDRAM
- Материнская плата Supermicro S2DGE
- Видеокарта ELSA GLoria II (nVidia Quadro) 64 Мбайт SDR
- Графический ускоритель Orchid Righteous 3D II (3Dfx Voodoo 2) 12 Мбайт
- Жесткий диск Seagate Cheetah 36 Гбайт 15000 rpm SCSI
- CD-RW Plextor PX-W1210TS SCSI
- Стример Compaq DDS-3 SCSI
- SCSI-контроллер Adaptec
- Звуковая карта Creative Sound Blaster Live! (CT4760)
- Сетевая карта 3Com Etherlink 10/100
- Внешний модем USRobotics Courier V.Everything
Вывод диагностической программы AIDA64
Почти 21 год спустя моя (и думаю, не только моя) мечта сбылась заново, теперь — в полном объеме. Пожалуй, пойду отправлю школьным приятелям ссылку на эту статью! До новых встреч и новых историй!
Бюджет или пост скриптум
Пожалуй, этот раздел добавить необходимо. Машина получилась интересная и, возможно, кого-то эта статья вдохновит на сборку похожей системы. Самое главное — понять, готовы ли вы потратить деньги и время на машину, которая, скорее всего, принесет вам только удовольствие, но вряд ли когда-либо окупится — использовать ее как рабочий инструмент не получится, ее время прошло.
Как вы можете заметить, местами мне изрядно везло. В поисках ретрожелеза самое важное — внимательность и терпение, а также общение с продавцами. Интересные предложение, особенно по низким ценам, уходят быстро. Часто продавцы ставят цены, которые видят в объявлениях (и товары по этим ценам висят месяцами, а зачастую и годами), а не те, по которым товар реально продается. Как правило, с ними можно договориться о компромиссе.
Редко удается найти все комплектующие в своем городе, даже крупном — готовьтесь к расходам на почтовые услуги. В таблице они не отражены, но в среднем могут составить от 3 до 10% бюджета. Большой выбор комплектующих есть на eBay, редкие вещи иногда есть смысл заказать именно там. При этом на более распространенное железо цены там могут быть значительно выше, чем на локальных досках объявлений.
Если не гнаться за максимальными спецификациями, а взять предтоповые комплектующие, можно сэкономить иногда в разы. Например, как уже сказано выше, 900 МГц процессоры стоят в несколько раз дороже 700 МГц, но их производительность отличается примерно на 20%. Впрочем, в данном случае их выбор обусловлен еще и необходимостью соблюсти временные рамки.
Подумайте, стоит ли сразу собирать «компьютер мечты»? Для первого ретрокомпьютера можно использовать более распространенные комплектующие — обычный Pentium III (1000 МГц Coppermine немного уступит 700 МГц Xeon, а модели на ядре Tualatin с 512 Кбайт кэша могут сравниться и 900 МГц моделью). Да и необходимость в двухпроцессорной системе есть далеко не всегда: самые популярные «ностальгические» системы линейки Windows 95/98/Me просто не умеют использовать второй процессор.
Комментариев нет:
Отправить комментарий