...

суббота, 24 апреля 2021 г.

[Перевод] NFT — это пирамида, и люди уже теряют на ней деньги

image

Фотографы, создатели фильмов и цифровые художники из кожи вон лезут, чеканя NFT в попытке по-быстрому разбогатеть, но на самом деле только способствуют перетоку денег от творцов к технологическим миллиардерам. Почему так много людей купилось на идею о том, что нечто является ценностью просто потому, что все так говорят?

Если вы ещё не создали свой первый NFT и вам интересно, как это работает, то вкратце процесс выглядит так: вы заводите кошелёк, покупаете немного Ethereum и выбираете платформу. Затем берёте одно из своих цифровых творений и платите примерно 70-100 долларов, чтобы «отчеканить» это to произведение в Non-Fungible Token (невзаимозаменяемый токен). Выбираете начальную цену и ждёте, когда начнут поступать ставки. Можно даже подготовиться к аукциону, чтобы создать ажиотаж.
Одно из самых удобных мест для начала работы с NFT — это сайт Rarible, который сбивает с толку своей криптоэстетикой, созданной из кошмарной смеси случайности и мемов. Сайт выглядит как ужасающий гибрид детских мультиков и 4chan.

image

Если вы один из фанатов технологии или у вас есть друзья, любящие быть на острие прогресса, то, возможно, вы получите приглашение на платформу наподобие Foundation.app. Подобные сайты создают определённый уровень эксклюзивности, они обеспечивают фильтрацию, гарантирующую, что перевести свои работы в NFT сможет только ограниченный круг людей. Если вы не знаете никого с инвайтом, то придётся отправиться в специальный канал на Discord-сервере Foundation и вежливо его попросить; учтите, что канал осаждают люди с синдромом упущенной выгоды (FOMO, Fear of missing out), поэтому просьбы об инвайтах появляются каждые 30 секунд.
image

image

На Foundation.app вам понадобится приглашение. На Nifty Gateway нужно будет загрузить видео, дающее владельцам сайта понять, что вы достаточно ценны, чтобы разрешить вам продавать на нём свои работы.

Какую бы платформу вы ни выбрали, вам не удастся проигнорировать тот факт, что многие люди продают кучу цифровых произведений сомнительного качества за абсурдно большие суммы. Это очень сильно мотивирует тоже заняться подобным.

Мотивация — настолько неотъемлемая часть этих платформ, что многие из продаваемых произведений отражают это в своей эстетике. Творения с буквами FOMO повсеместно встречаются в этом море стремления покупать, продавать и быть проданным. Это чувство, что ты опаздываешь попасть на борт, быть началом чего-то нового, является фундаментом всего, что связано с NFT, и это настоящий маркетинговый шедевр. Почти каждый твит, сообщающий об аукционе, в котором тебе нужно участвовать, напоминает, что художественное произведение будет продаваться только в течение краткого периода времени. Синдром FOMO настолько мощен, что вы начнёте ощущать, что уже теряете деньги, так как всё ещё не зарегистрировались.

image

Лучшие продавцы на Rarible.com за последние 24 часа. 60,15ETH на момент написания стоили чуть больше 100 000 долларов.

Токены NFT обеспечивают новый способ владения и восхитительную возможность продавать всевозможные художественные произведения. Как концепция они обладают привлекательными аспектами, например, при создании токена можно указать комиссионные, которые вы будете получать каждый раз, когда он будет продаваться в будущем (обычно около 10%). Криптовалюты предлагают альтернативу экономической системе, управляемой банкирами с Уолл-стрит, политиками и инсайдерскими сделками, обещая в определённой степени демократизировать экономические структуры, повысив свободу и гибкость. Этот новый бунтарский образ мышления также влияет на создаваемые произведения, которые кажутся бесконечным празднованием того, как новая система перераспределит власть.

Очарованная публика


Для многих это выглядит как способ разрушения существующего режима; но если приглядеться, то можно понять, что это просто крайнее проявление неолиберализма. Вместо того, чтобы убеждать вас покупать объекты, которые вам не нужны, вас убеждают покупать воображаемый оптимизм, основанный на всеобщем восхищении. Кроме того, наше поколение имеет убеждение в том, что каждый из нас особенный, а значит наше творчество должно обладать прирождённой ценностью; NFT — это наш шанс продать его.
image

Один из аукционов Foundation.app на момент написания статьи.

Такая риторика убедительна, но временами выглядит немного наивной. Как-то я наткнулся на заявление, сопровождающее предстоящий «дроп» (т.е. начало аукциона), написанное одним довольно известным цифровым художником. Он, как и многие другие NFT-творцы, связывает концепцию NFT с самим произведением. Вот как он описал свою анимацию футуристичного персонажа и его летающего автомобиля: «NFT — это боевой призыв для творцов. Призыв исследовать, мечтать, врываться в мир, где наши одиночные мечты становятся коллективной реальностью». Он добавляет: «Коллекционирование и создание NFT — это не акт неповиновения, а посвящение историческому моменту движения, меняющего наши жизни».

Не думаю, что нечто может быть более «мета», чем симулируемое владение цифровой копией художественного произведения, описывающего себя как посвящение историческому моменту культурно-экономического движения. А ещё автор заявления «забывает» о том, что платформами владеют такие миллионеры, как близнецы Уинклвосс, известные судебным иском против Марка Цукерберга за кражу их идеи Facebook.

Ох уж этот FOMO


image

«Покупайте, продавайте и открывайте для себя редкие цифровые товары», — так гласит слоган OpenSea.io. Если вам стало интересно, как цифровой объект может быть редким, то вы задаёте правильный вопрос. В прошлом веке философ Вальтер Беньямин исследовал вопрос связи подлинности искусства с его уникальностью, а также проблему дисбаланса, вызванного фотографией и механическим воспроизведением произведений. Не знаю, что бы Беньямин сказал об NFT, но этот конфликт между нашей любовью к подлинности и неспособностью виртуального мира предоставить альтернативу не разрешается владением токенами сомнительного происхождения. Цифровая редкость — это притворство.

Общество становится менее физическим и более виртуальным, поэтому нет никакого совпадения в том, что NFT получили популярность в то время, когда наши социальные взаимодействия стали минимально ощутимыми. Кроме того, творческие индустрии сейчас играют значительную роль в экономике крупных стран, и тем не менее, несмотря на предполагаемую ценность вклада художников, их занятость в значительной степени нестабильна (что в глазах общества сделали привлекательной чертой), поэтому для заработка им часто приходится выполнять обычный монотонный труд. Морковка, которой манит людей NFT, невероятно привлекательна: давайте все будем продавать что-нибудь виртуально, чтобы мы могли коллективно притвориться, что теперь этим владеет кто-то другой.

Искусство воображаемой ценности


image

Один из товаров на Foundation.app

Задача рынка произведений искусства всегда заключалась в том, чтобы убедить достаточное количество людей в ценности творений. Кроме того, он был теневой банковской системой, упрощающей перемещение крупных сумм денег через границы или сокрытие их от налоговиков. Ценность произведений, продаваемых сегодня как NFT, возникла благодаря маркетингу, FOMO и массовому притоку ничего не подозревающих продавцов и покупателей, с готовностью следующих за знаменитостями и крупными брэндами. Через эту систему отмываются деньги, и как пузырь она неустойчива.

Чего мы не видим среди всех этих блестящих веб-сайтов и прекрасных работ, так это огромного объёма выпущенных произведений, которые не продаются. Продажа NFT не сильно отличается от продажи принта: её намного проще осуществить, если у вас есть восхищённая армия фанатов, готовых поделиться своими деньгами, а в случае с NFT это ещё проще, если эти фанаты уже являются техногиками. Если вы цифровой художник с большим количеством поклонников, то вы сможете добиться успеха, и вам будет на руку, если вы активно продвигаете криптоэстетику. Это скромное меньшинство продавцов; подавляющее большинство только теряет деньги, потому что выпуск токенов небесплатен, и будьте уверены, кто-то делает на этом неплохую прибыль.

Это не совсем обмен произведениями


image

Я уже собирался отчеканить свой первый продукт, но потом осознал, что выставить его на Rarible.com будет дороже, чем 70 долларов. Многие считают, что высокие цены на «газ» означают, что Ethereum как валюта не подходит для этой цели.

Будучи дружелюбными, поддерживающими людьми, художники мотивируют своих коллег покупать произведения друг друга, спасая их эго и внушая чувство того, что потраченные на газ деньги не были выброшены впустую. Однако даже если не учитывать стоимость газа, большинство платформ добавляет 3% комиссионных к сумме, выплачиваемой покупателем, а затем берёт долю в 15% от того, что получает продавец: этот щедрый, поддерживающий акт покупки друг у друга произведений искусства становится просто средством набивания карманов миллионеров, создавших платформы. Художникам гораздо лучше было бы просто отправлять друг другу чеки, постить фотографии чеков в социальных сетях, а затем просто оставлять эти чеки у себя, не обналичивая.

Огромный вред окружающей среде


Многие художники закрывают глаза на огромный углеродный след NFT. Одна художница, озабоченная сохранением окружающей среды, к своему ужасу выяснила, что чеканка шести её токенов оставила такой же след, как работа её студии в течение двух лет. Точные цифры реального воздействия NFT активно обсуждаются (однако платформы, разумеется, отказываются в этом участвовать), однако любые разговоры о подобном рынке без упоминания потенциального вреда окружающей среде являются совершенно безответственными.

Если есть победители, то есть и побеждённые


image

Если вы не знаете, что покупаете, то не тратьте на это 6 600 долларов.

На поверхности рынку NFT придали такой вид, как будто там все делают деньги, но хотя крипта и в самом деле может переписывать законы экономики, одно остаётся неизбежным: если кто-то делает деньги, то кто-то другой должен их терять. NFT не могут волшебным образом генерировать богатство из ниоткуда; они делают их на тех, кто купился на идею быстрого дохода для пришедших на рынок первыми. Как объясняет автор книги Attack of the 50 Foot Blockchain Дэвид Джерард, «NFTs полностью рассчитаны на выгоду криптоаферистов. Единственная цель, которой служат художники — быть восторженными простофилями, „накачивающими“ концепцию крипто. И, разумеется, покупать криптовалюту для оплаты „чеканки“ NFT».

Со временем такая «накачка» истощится, ведь количество людей, желающих вбрасывать деньги в Ethereum и NFT, начнёт уменьшаться. Учитывая то, что эта система зависит от постоянного роста, можно с уверенностью сказать, что ценность «редких» товаров начнёт падать, а бесчисленные вкладчики, потратившие тысячи долларов на картинки с щеночком в низком разрешении, могут захотеть вывести свои деньги прежде, чем система полностью развалится. А что ещё можно сделать с этим щенком? Распечатать и повесить в туалете?

Вероятно, ценам на продажу даже необязательно оставаться постоянными. Им достаточно перестать расти так стремительно и внезапно, тогда более безопасным вариантом будет хранение долларов в банке, чем Ethereum в кошельке, где его цена может колебаться за день в пределах 20%. После того, как уверенность инвесторов даст трещину, коллапс случится довольно быстро.

Ethereum растёт в цене, когда люди продолжают покупать Ethereum, и такое симулируемое владение якобы редкими цифровыми ресурсами является сфабрикованным спросом. Криптовалютам отчаянно нужно найти причину, по которой люди должны менять свои доллары на ещё чуть более виртуальную денежную систему, и пока самым актуальным решением являются NFT. Когда оно достигнет точки насыщения, рынок подстроится под ситуацию, и может возникнуть хаос.

Этот пузырь лопнет; вопрос только в том, когда это случится.



На правах рекламы


VDSina предлагает VDS с посуточной оплатой, возможностью установить любую операционную систему, каждый сервер подключён к интернет-каналу в 500 Мегабит и бесплатно защищён от DDoS-атак!

Let's block ads! (Why?)

Комментариев нет:

Отправить комментарий