...

понедельник, 24 мая 2021 г.

[Перевод] Apple превращается в ещё одну Microsoft

image

Фанаты Apple продолжают рассуждать о том, что может стать новым прорывным продуктом компании. Что-то сравнимое с первым Mac, первым iPod, первым iPhone — революционный продукт, который изменит отрасль и даст Apple мощный толчок вперёд. В конце концов, именно так Apple всегда вела эту игру. Именно таким мы привыкли видеть успех Apple.

Но я думаю, что дальше эта игра будет продолжаться иначе. Произойдёт нечто совершенно другое. Но чтобы понять, какой будет Apple будущего, нам нужно понять Apple прошлого и почему это прошлое не повлияет на будущее.


Причиной успеха Apple всегда считали создание нового задающего тенденции продукта, преобразующего целую отрасль. Компания могла делать это в прошлом, потому что у неё был такой лидер-визионер, как Стив Джобс.

Люди часто не понимают, кем был Джобс. Будучи разработчиком ПО, я часто общался с людьми, имевшими чрезвычайно технический подход ко всему. Многие технологические гики никогда не понимали Стива Джобса. Для них он был всего лишь агрессивным чуваком, который занимался маркетингом. Большинство из них считало настоящим волшебником Стива Возняка. Невоспетым героем, благодаря которому поначалу творилась вся магия Стива Джобса, однако лавры достались одному лишь Джобсу. И несложно понять, почему они так считают. Они технари, поэтому идентифицируют себя с Возняком. Если ты разработчик или инженер, то считаешь, что именно ты решаешь все настоящие проблемы, а руководители… да чем вообще они заняты?

Но Стив Джобс не был обычным менеджером или лидером. Я ненавижу заявления типа «он был визионером!» В подобных утверждениях так мало конкретики, что сложно понять, кто же такой визионер.

Давайте противопоставим Возняка Джобсу, чтобы понять, что же это значит. Возняк любил решать технические задачи, и был в этом настоящим волшебником. Даже сегодня люди удивляются тому, какое количество функций ему удавалось уместить в несколько чипов благодаря очень продуманной структуре. Для него это походило на головоломку. Ради развлечения Воз по вечерам придумывал сложные компьютерные архитектуры на полу своей спальни. Он ставил перед собой задачу делать архитектуры всё более продуманными и хитрыми. Похоже, он мог проделывать всё это даже мысленно.


Благодаря электронному гению Воза в продуманной архитектуре Apple I использовалось минимально возможное количество чипов для снижения затрат. В эпоху Apple I домашние компьютеры продавались как комплекты для сборки, а не как профессионально выглядящие корпуса.

Стив Джобс никогда не обладал подобным техническим интеллектом Воза. Но у него имелось нечто совершенно иное. Воз был гиком, способным рассуждать в таком ключе: «Смотри, как мало килобайт у этой машины, и как я хитро перепрограммировал таблицы векторов прерываний!» Воз был очаровательным парнем с мальчишеской любовью к технологиям, которая близка мне. Я знаю, что когда додумываюсь до какой-нибудь крутой технологии и показываю её своей жене, она спрашивает: «Здорово, но для чего это нужно?»

Однако Воз никогда не думал вне рамок гиковского мышления. Он думал о том, что волновало его самого и коллег-гиков. В противоположность ему, Стив Джобс смотрел на всё под совершенно иным углом зрения. Джобс всегда думал о глобальных последствиях технологий. О том, на что способна технология в руках обычных пользователей. Он думал категориями бизнеса и продуктов, а Воз в основном думал категориями электрических схем и ассемблерного кода.


Стив Джобс и Возняк.

Пока Воз создавал новые схемы, часто именно Джобс знакомил его с новыми технологиями и устройствами. Джобс всегда искал что-то новое. При создании Apple II Джобс настаивал на том, что компьютер должен быть совершенно беззвучным. Он хотел, чтобы люди могли сидеть в тишине и концентрироваться на работе с компьютером. Все компьютеры того времени имели шумный блок питания. Инженеров это не волновало, ведь всеми это воспринималось как должное. Об этом никогда не думал Воз. Но Стиву удалось найти чудаковатого типа, который смог спроектировать блок питания, почти не издававший шума, и эта разработка едва не разорила Apple в самом её начале.


38-ваттный блок питания Apple II был спроектирован Робом Холтом. Стив Джобс хотел, чтобы Холт разработал блок питания меньшего размера и ещё менее шумный, но на это у него не хватило денег.

Именно так часто работали Стив и Воз. Джобс всегда находился в поисках новых технологий и комплектующих, которые можно использовать. Он показывал всё это Возу, обладавшему достаточным техническим опытом, чтобы заставить их работать или решить, полезны ли они.

Джобс настоял на том, чтобы Apple II имел красивый и профессионально выглядящий корпус. В то время домашние компьютеры продавались как комплекты для сборки, наподобие современных Arduino. У них не было собственных корпусов. Это были электронные гаджеты для гиков. Джобс хотел создать нечто, что обычный человек может принести домой и поставить на стол. Уже готовый собранный профессионально выглядящий домашний компьютер.

И это характерно для всего, чем занимался Стив Джобс. Он всегда был в поисках чего-то нового. И в отличие от большинства людей, он понимал, когда обнаруживал нужное. Xerox PARC разработала множество революционных идей, например, первые практичные GUI, объектно-ориентированное программирование, сети и многие другие вещи, поэтому Стив Джобс решил посетить компанию.


Большинство людей не понимает одного: они считают, что главное — это технические гении, работающие в своих лабораториях над созданием великолепных продуктов. Но на самом деле, замечательные инженеры постоянно создают великолепные продукты. На самом деле, недостатка в умных идеях нет.

В Xerox PARC были разработаны современные GUI, а также быстрая разработка приложений при помощи современных интегрированных сред разработки (Integrated Development Environments, IDE) на основе Smalltalk. Однако руководство Xerox не смогло разглядеть их потенциала.

Серьёзная проблема заключается в огромном дисбалансе между инженерами и дизайнерами, создающими отличные продукты, и менеджерами, которые должны понять их потенциал. Xerox творила в своих лабораториях одну потенциальную революцию за другой, однако руководство оказалось неспособным распознать их потенциал. То, чего не смогло понять руководство Xerox, несмотря на годы, потраченные на исследовательские лаборатории, за считанные минуты визита осознал Стив Джобс.


System 1 на первом Mac. Первая коммерческая операционная система с GUI.

На основании того, что он увидел в течение часового визита в Xerox PARC, Джобс, по сути, создал две компании. Mac был создан благодаря тому, что он увидел первые GUI. Компания NeXT, которую он основал позже, занималась быстрой разработкой при помощи объектно-ориентированного программирования, тоже впервые увиденного им в Xerox PARC.


Операционная система NeXTSTEP, разработанная в NeXT под руководством Стива Джобса, совершила революцию в разработке ПО, позволив быстро создавать GUI-приложения при помощи перетаскивания многократно используемых объектов.

Тот же принцип был использован когда Стив Джобс вернулся в Apple после своего изгнания. В то время компания терпела неудачи, но по-прежнему обладала блестящими инженерами и дизайнерами, наподобие Джонатана Айва, разработавшего линейку успешных Mac. В частности, он создал разноцветные iMac, спасшие и возродившие Apple.


«Простите, никакого бежевого». Разноцветные iMac, спасшие Apple, были придуманы не под руководством Стива Джобса, но именно Джобс понял их потенциал и привлекательность. В то время каждый компьютер был бежевого цвета.

Ирония заключается в том, что эти разноцветные iMac изначально создавались не по указанию Стива Джобса. Айв уже их спроектировал. Проблема Apple была такой же, как у Xerox: руководство не могло увидеть потенциал или великолепие продуктов, созданных его собственными сотрудниками. Всё, что видело руководство — это разноцветные материалы и сложные формы, повышающие стоимость компьютеров. С их крохоборской точки зрения они выбрасывали деньги, которые можно было потратить на увеличение памяти или более объёмный жёсткий диск.

В отличие от них, Стив Джобс моментально увидел потенциал компьютера, точно так же, как это случилось в Xerox. Эти «маки» были не просто красивыми вещицами. Как и все продукты Apple, они стали сочетанием красивой эстетики и практичности. Взглянем на нечто простое, например, на адаптер питания Apple. Он спроектирован так, чтобы его можно было поместить рядом с другими адаптерами, потому что тонкий, а не широкий. У него есть части, на которые можно намотать кабель. iMac отличался почти таким же практичным подходом, например, имел ручку для простоты переноски. Именно благодаря этому вниманию к мелким деталям люди любят свои Mac. Стив Джобс обладал способностью установить с пользователями эмоциональную связь. Он мог видеть, что их восхищает и привлекает, даже если они сами пока этого не знали.


Стоит уточнить, что это не единственная роль, которую играл Джобс. Он знал, как заставить своих сотрудников работать лучше. Да, он был «сволочью». Я много читал о Джобсе и из прочитанного можно сказать, что к нему сложно относиться с симпатией. Но не всё было таким чёрно-белым. Кто-то ненавидел Стива Джобса, но другие любили его, несмотря на все недостатки. Многие говорили, что под его руководством они создавали свои лучшие работы. Многое из этого было связано с тем, что Стив Джобс всегда подвергал сомнению создаваемое людьми и вносил свои предложения. Люди ошибочно считали Стива Джобса ещё одним продажником, маркетинговым гением или руководителем. Но это было не так.

Джобс, в отличие от большинства CEO, проводил почти всё своё время в лаборатории разработки продуктов, где работал над идеями. Может, он и не сидел в программе CAD/CAM и не рисовал сам линии нового Mac или iPhone, но он следил за каждым этапом работы, давал свои отзывы и вносил предложения. Его волновала каждая малейшая деталь. Если посмотреть на имена владельцев патентов на блок питания Apple, то вы найдёте там и имя Стива Джобса. Многие ли CEO компаний-разработчиков ПК тратили недели на участие в проектировании блока питания?

Хотя я не могу сравниться с уровнем таланта тех, кто проделал замечательную работу в Apple, мне довелось поработать с начальниками, которые напоминали мне Стива Джобса и дали представление о том, каким он мог быть. Много лет назад у меня был начальник, которого я почти ненавидел. Он всегда был чрезвычайно требовательным и всегда занимался микроменеджментом. Его могло сорвать с катушек, если что-то шло не так, как задумал он. Во многих смыслах он казался самым худшим руководителем.

Однако сегодня я должен признать, что мне по-настоящему нравился этот человек, несмотря на все его недостатки и вспышки эмоций. Почему? Потому что хотя он мог и быть гадом, он становился невероятно вдохновлённым и признательным, когда у нас получалось сделать что-то хорошее. Когда это происходило, мы действительно ощущали, что совершили прорыв. Это оправдывало неудобство работы с ним. И наоборот, я имел дело с менеджерами, никогда не терявшими самообладания, но работа с ними при этом совершенно выматывала. Почему? Потому что они никогда не могли сказать ничего положительного. Потому что они обращали внимание только на отрицательное и у них полностью отсутствовала способность чем-то восхищаться. Именно это я понял о Стиве. Он был тем, кого может по-настоящему вдохновить на техническое решение, и я уверен, что сотрудники, придумавшие это решение, ощущали себя при этом на вершине мира. Недостаточно просто говорить сотрудникам, что они хорошо работают. Это должно быть искренне. Ничто не раздражает больше, чем начальник, который говорит «отличная работа» вне зависимости от того, что ты делаешь, даже если ты знаешь, что сделал ерунду. Это кажется поверхностным и манипулятивным.


Я понимаю, что мой рассказ слишком отклонился от темы и превратился в подробное описание характера Стива Джобса. В конце концов, история ведь о том, почему Apple может стать ещё одной Microsoft. Что конкретно я под этим подразумеваю?

В 90-х Microsoft имела гораздо больший успех, чем Apple, несмотря на отсутствие у неё навыков Стива Джобса по предсказанию будущего и созданию потрясающих устройств. Если Apple была Александром Македонским, то Microsoft мне больше напоминает римлян.

Александр Македонский был военным гением, за короткое время создавшим обширную империю, которая вскоре рухнула. Римляне же, напротив, проиграли множество битв. Их прогресс был связан не с гениями-полководцами, а со способностью перегруппироваться после поражения, научиться на своих неудачах, собрать волю в кулак и попробовать ещё раз. На протяжении своей истории Microsoft демонстрировала подобную решимость.


Microsoft Windows 1.0. Не очень популярная и не особо успешная.

Многие продукты Microsoft, в том числе и Windows, обладали глубинными недостатками и оказывались довольно плохими при первом релизе. Все слышали о первом Mac, но почти никто не знает о Windows 1.0. Следующая версия Windows была ненамного лучше, но Microsoft продолжал работу до выхода Windows 3.11, наконец-то давшей компании реальный успех.


Microsoft Windows 3.11, ставшая большим успехом для Microsoft. Это первая Windows, с которой я работал. До неё большинство из нас работало с MS DOS и командной строкой.

Эта упорная решимость сочеталась в компании с безжалостной деловой жилкой и стратегическим мышлением. Она знала, как загнать в угол рынок, бороться с конкурентами, обслуживать пользователей и т.д. Это напоминает умение римлян строить крепкую империю. Пусть они проиграли множество битв, зато они знали, как одерживать победы и укреплять завоёванное. Александр Македонский не оставил подобного наследия. Он не создал прочную империю. Он не понимал, как строить империю.


Если Стив Джобс был Александром Македонским, то Тима Кука мы, вероятно, можем считать новым римским лидером Apple. Пусть римлянам не хватало военного гения Александра, как у Тима Кука не хватает продуктового и дизайнерского гения Стива Джобса, однако он, подобно римлянам, понимает, как строить империю. Он понимает, как создавать эффективные устойчивые организации.

Возможно, в будущем мы больше никогда не увидим ту искру визионерства, которая ознаменовала годы руководства Стива Джобса, однако можем увидеть то же стратегическое мышление и тщательное планирование, которое создало компанию Microsoft. Apple создаёт стратегические преимущества благодаря своим цепочкам поставок и рыночным мускулам. Компания пользуется своей масштабностью, чтобы создавать кремниевые чипы, чего не могут позволить себе её конкуренты. Тим Кук безжалостно эксплуатирует масштабы Apple и вертикальную интеграцию.


Следовательно, нового крупного прорыва от Apple мы не дождёмся. Вместо этого будет стратегическая реализация и совершенствование. Будущее будет связано с постепенным стратегическим обеспечением первенства благодаря процессорам Apple. Благодаря более длительной работе от аккумулятора и более высокой производительности на потраченный доллар по сравнению с конкурентами, компания может продавать превосходные продукты в премиальном сегменте, где и находится основная прибыль.

Apple имеет малую долю от общего рынка компьютеров, но уже получает примерно 60% от всех доходов. И похоже, компания вполне готова забрать ещё большую долю доходов рынка. Благодаря более дешёвым высокопроизводительным чипам с низким энергопотреблением компании, возможно, удастся выдавить ещё больше конкурентов из премиального сегмента, таким образом заставив производителей ПК сражаться насмерть на рынке с низкой маржей и высокими объёмами продаж.


Признаюсь, я предпочёл бы, чтобы в будущем возникали потрясающие новые продукты. Однако желания и реальность — две разные вещи. Тим Кук не собирается совершать революцию в Apple. Вместо этого он собирается камень за камнем, одно стратегическое решение за другим, строить империю.

Но на самом ли деле всё так плохо? Может быть, Тим Кук не так ярок, как Стив Джобс, но он мягче. Нам нужно и это. Такое будущее Apple имеет свои преимущества. Во многом они совпадают с теми преимуществами, которые своим пользователям даёт Microsoft: всемирное признание и поддержка.

Молодые не знают, каково было пользователю Apple лет двадцать назад. Это значило быть изгоем. Невозможно было подключаться к сетям. Браузер не мог отображать все страницы. Ты всегда ощущал себя в мире компьютеров гражданином второго сорта, которого не замечают и не воспринимают всерьёз. Сегодня владельцы Mac — это граждане первого класса. Они есть во всех корпорациях. Двадцать лет назад такое трудно было представить. Теперь я не завидую ассортименту программ в Windows. Наоборот! Я чувствую, что сегодня на Mac у меня есть такой богатый выбор ПО, что под Windows я бы ощущал себя потерянным.

Именно это Microsoft дал пользователям Windows в 90-х. Мир вращался вокруг них и обслуживал их. Вот что нам даст Apple Тима Кука: Apple, который имеет вес. Теперь выбор Mac — не какое-то странное, а вполне нормальное решение. Если вы создадите компанию, то есть высокая вероятность, что вам нужно будет подумать над выбором: Mac или PC.

Это значит, что когда выпускают новую крутую игру, то она может быть совместима и с Mac. Не знаю, как вы, а я с удовольствием приму это скучное будущее Mac, в котором у меня будут все те преимущества, которые раньше были свойственны Windows и PC. А как насчёт такого: пользователь может получить те же спецификации на Mac, что и на PC, не по премиальной цене? Именно это может предоставить нам Apple Silicon. А возможно, и уже предоставил.



На правах рекламы


Воплощайте любые идеи и проекты с помощью наших VDS с мгновенной активацией на Linux или Windows. Сервер готов к работе через минуту после оплаты!

Присоединяйтесь к нашему чату в Telegram.

Adblock test (Why?)

Комментариев нет:

Отправить комментарий