...

суббота, 10 июля 2021 г.

Аниме и пропаганда. Теперь и в армии: почему Силы самообороны Японии взяли на вооружение аниме?


В 2010-х годах на аккаунтах и сайтах Сил самообороны Японии всё чаще стали мелькать анимешные персонажи, в основном барышни разной степени кавайности и всевозможные маскоты. Казалось бы, ничего удивительного: аниме-культура давно уже затопила весь мир и особенно интернет, так почему бы и нет? Однако не всё так просто. Путь аниме в японские вооружённые силы (которых как бы нет, но при этом они одни из сильнейших в мире) был непрост – и за время этого пути нашлось место и скандалам, и хитрым планам, и тонкому расчёту.

▍ Немного предыстории


Японским военным не впервой работать с анимацией в целях пропаганды. Первые эксперименты, широко известные в узких кругах фанатов военной истории, относятся к годам Второй мировой войны: это полнометражные ленты Momotaro-no Umiwashi и Momotaro: Umi-no Shimpei, «Момотаро и его морские орлы» и «Божественные моряки Момотаро». На всё ещё чёрно-белых киноэкранах страны Восходящего солнца милые зверушки во главе со сказочным героем, мальчиком Момотаро, громили американскую базу в Пирл-Харборе, высаживались в джунглях Малайского полуострова и штурмовали британский тогда Сингапур.
image

После 1945 года японский милитаризм стал не только формально запрещённым, но и неприличным для большей части общества. Уж очень много наобещали стране военные – а результатом их авантюр стали жуткие потери, ядерный пепел Хиросимы и иностранная оккупация. Анимация сама по себе возродилась довольно скоро – но военных тем она ещё долго старалась не касаться, а пропагандистские мультики военных лет предпочли засунуть на самые дальние полки архивов.

Единственным «наследником» лихих зверушек Момотаро парадоксальным образом стал многолетний суперхит… КНДР, бывшей японской колонии. В северокорейском «Тарамива Косымдочхи», «Бурундуке и Белочке», героические белки, бурундуки и ежи отважно противостоят проискам империалистических волков и хорьков. Только уже во славу не духа Ямато, а идей Чучхе. Угодив в руки иностранной аудитории, некоторые из персонажей немедленно оказались культовыми в среде фурфагов – но это уже другая история.

image

Возрождались и вооружённые силы Японии – но необычным образом. Впечатлённые отчаянностью японских военных союзники вписали в новую конституцию страны уникальную 9-ю статью: об отказе от войны как способа решения конфликтов – и от вооружённых сил как инструмента оной. Спустя пару лет мир влетел в Холодную войну, на Корейском полуострове началась мясорубка, и оказалось, что совсем без армии Японии перед носом у «советского медведя» нельзя. Хотя бы с точки зрения стратегических интересов США.
Покуда разрушенная экономика Японии как на дрожжах росла на американских военных контрактах для корейского фронта, Силы самообороны, изначально задуманные как что-то среднее между полицией и гражданским ополчением, стали насыщаться «нормальным» оружием и техникой. А флот и вовсе к 80-м годам превратился в один из сильнейших в мире. Хотя формально то был (и есть) не флот, а ополчение.
image

▍ Новые вызовы


В девяностые и нулевые японцам казалось, что наконец-то настал конец истории по Фукуяме. Советский колосс рухнул, КНДР голодала, Китай от маоистских экспериментов перешёл к рыночной прагматике Дэн Сяопина, став для Японии прилежным учеником и идеальной площадкой для инвестиций. Ощущение стратегической безопасности не колебала даже длящаяся по сей день рецессия, сменившая пугавший американцев и породивший эстетику классического киберпанка экономический взлёт.

Это продлилось недолго. Прокачав экономику, КНР перешла к прокачке вооружённых сил, а также всё более амбициозной внешней политике. Разваливающиеся корыта чуть ли не образца Второй мировой сменили авианосные группы с высокотехнологичными эсминцами, а окружающие Китай (и крайне важные для снабжения островной Японии) всё более открыто объявлялись зоной приоритетных интересов Пекина.

image

В Токио это восприняли очень мрачно. И бросились усиливать Силы самообороны, не слишком доверяя обещаниям американцев защитить их в случае чего. Вот только самое продвинутое и высокотехнологичное оружие нуждается в тех, кто будет его применять. А демографическая ситуация в Японии — одна из самых сложных в мире: рождаемость ниже плинтуса, молодёжи мало, даже на престижные и неплохо оплачиваемые места порой не хватает претендентов.
Следовательно, идти в не слишком престижные Силы самообороны на ещё менее престижные зарплаты желающих мало. Кому нужен ОБЧР, если ОЯШ вместо его кабины предпочитает сидеть дома как хикки и смотреть аниме? Тем паче, что ОБЧР всё ещё на стадии предварительных экспериментов, а лишения и тяготы военной службы никто не отменял?
image

Чтобы привлечь на военную службу молодёжь, пришлось прибегнуть к необычным методам пропаганды. И аниме играет в этом не последнюю роль.

▍ Как аниме «проросло» в Силы самообороны


Японская анимация ещё в 80-е начала завоёвывать весь мир – но не души японцев старших поколений. Только в нулевые почтенные японские чиновники, скрепя сердце, признали, что «эти странные мультики для детей и извращенцев» — тоже часть японской культуры, полезная как часть «мягкой силы» как минимум не меньше каратэ и икэбаны.

Военные оказались ещё консервативнее.

Первый эксперимент вертолётчиц 4-й противотанковой эскадрильи в Кисарадзу, придумавших в 2011 году себе анимешных девушек-маскотов и нарисовавших их на бортах своих AH-1S Cobra, взорвал не только соцсети, но и афедроны высокого начальства. Несмотря на ажиотажный успех «аниме-вертолётов» и вертолётчиц на авиашоу и в интернете в 2011-12 годах, из командования Токио последовал грозный окрик: «прекратить тут беспорядки нарушать, боевая машина, согласно уставу, должна быть строгой и зелёной».

image

Однако пока начальство воевало с вертолётчицами, аниме прокралось в танки. В том же 2012 году сообщество отаку было покорено танкофильским аниме «Girls und Panzer». Его автор Киёси Сугияма был вхож в военные круги благодаря тому, что в 2005 году снял полузабытый, но реалистичный сериал «Rescue Wings» про рабочие будни вертолётчиков-спасателей Сил самообороны. Ему даже разрешили привезти съёмочную группу «танкодевочек» на базу в Цутиуре, чтобы поездить на настоящих танках и лучше понять, как оно там внутри.
«Girls und Panzer» стало прорывом. Мероприятия с участием бронетехники из полудремотного места паломничества не таких уж многочисленных фанов оружия и скучающих местных жителей стали наводнять толпы молодёжи. Военные почесали головы и признали, что в этом, пожалуй, что-то есть.
image

В 2013 году военкоматы, уставшие биться лбом в стену нежелания молодых японцев идти в Силы самообороны, начали заказывать себе аниме-маскотов. Всё чаще в аккаунтах и на агитационных плакатах стали появляться анимешные девушки, юноши и зверушки в униформе разных родов войск. И оно «выстрелило». В некоторых префектурах рост числа добровольцев составил 20%. В высоких штабах поняли, что аниме – это не только «про трусы, добро и сексменьшинства», но и в агитации полезно. С другой стороны, производящие аниме компании увидели, что околовоенная тематика прекрасно заходит аудитории, утомлённой бесконечными гаремниками и рефлексирующими ОЯШами.

Спустя пару лет военные и аниме-студии начали сотрудничать так бурно, что в прессе пошли обсуждения: не грозит ли это всё новой волной воинствующего милитаризма, и не отправятся ли наши анимешники в форме Сил самообороны завоёвывать КНДР во славу Мадоки?

▍ Безудержная милитаристская пропаганда.


Опасения оказались не совсем беспочвенными. Конечно, мало что сравнится с океаном российских попаданцев к Сталину и Николаю II, но тема попаданчества популярна и в Японии. Такуми Янаи отдал немало лет службе в Силах самообороны, а затем стал автором попаданческих романов и манги «Врата: там бьются наши воины».

Переход на гражданку его не попустил: на страницах Янаи бравые японские бойцы отправляются в мир классического фэнтези, где учиняют демократию и права человека посредством превосходящей огневой мощи. Что может быть лучше против орды орков, чем залпы РСЗО? Почему бы не решить проблему драконов ракетами «воздух-воздух», и не спасти угнетённых эльфиек посредством высадки спецназа при поддержке ударных вертолётов под Вагнера с прямым цитатированием «Апокалипсиса сегодня»?

image

Экранизация «Врат» в качестве аниме-сериала в 2015 году прямо и открыто сопровождалась массовой агитационной кампанией Сил самообороны. Вся Япония покрылась плакатами и баннерами с персонажами «Врат» и призывами одеть военную форму и кого-нибудь защитить. Более того, «так совпало», что именно в это время кабинет Абэ продвигал в парламенте законопроект о разрешении использовать Силы самообороны для операций за рубежом.
Популярность аниме про бравых попаданцев, крушащих орков танками и спасающих эльфиек от феодальных шовинистов, во многом помогла военным и правительству переломить ситуацию в свою пользу и провести законопроект, невзирая на массовые протесты и сопротивление пацифистов.

Ну а на прямые вопросы прессы официальные лица изображали покерфейсы и утверждали, что аниме и законопроект – совершеннейшее совпадение.

image

Настолько откровенной милитаристской пропаганды Силы самообороны больше старались не допускать, помимо явного успеха наблюдался и сильный негативный хайп – но к настоящему времени аниме проникло в японское военное ведомство с вездесущестью тентаклей. Аниме-маскоты завели себе почти все ведомства и подразделения, и, хотя пик популярности околовоенных аниме остался в середине десятых – то и дело то один, то другой актуальный тайтл загадочным образом оказывается и на агитационных материалах военкоматов.
Ведь китайская военная мощь крепнет, перспектива новой войны в «южных морях» растёт, и привлекать молодёжь на службу во всё более амбициозные и высокотехнологичные Силы самообороны нужно во всё больших количествах. Например, в возрождённый пару лет назад впервые со Второй мировой корпус морской пехоты. Ну а денег не очень много, приходится держаться, поэтому вместо высоких окладов военным – против которых немедленно выступят все пацифисты парламента и либеральные СМИ – проще нарисовать ещё несколько анимешных девочек на агитационных плакатах.

Что забавно, эксперимент оценили и в Пентагоне. Совсем недавно, в мае 2021 года, армия США запустила на YouTube серию агитационных роликов с анимационными персонажами – правда, в отличие от японских, подчёркнуто разнообразными. Цикл «The Calling», то есть, «Призыв», описывает судьбы пятерых бойцов американской армии. Иммигрант Рики с Гаити и дочь иммигрантов из Доминиканской республики, японец Тогучи с Гавайев, белая калифорнийка Эмма, воспитанная однополой семьёй, певица Джанин из чернокожей военной династии призывают вступать в армию США — и, эмм, спасать и помогать людям по всему земному шару.

Такие дела.

P.S. Первая моя статья на эту тему была опубликована в другом месте, год тому назад, и некоторые события вокруг отдельных эпизодов описаны там более подробно.

Adblock test (Why?)

Комментариев нет:

Отправить комментарий