
Количественные методы UX-исследований — такие как немодерируемые тесты и опросы — при правильном подходе могут быть важным инструментом развития бизнеса. Плюсы подобных исследований (по сравнению с качественными методами вроде интервью): высокая тиражируемость, возможность дешево собирать качественную обратную связь и относительное постоянство результатов.
Часть компаний пренебрегает этим инструментом — те же опросы кажутся им чем-то неточным и малозначительным. Другие допускают ошибки в выстраивании процесса подготовки, анализе данных и обработке результатов. Все это мешает сделать продукт или сервис действительно полезным и удобным для конечного пользователя. Тем временем согласно данным CB Insights, именно невостребованность на рынке часто становится причиной провала современных стартапов (35% случаев).
Ниже — мой рассказ об этапах и нюансах количественных UX-исследований, которые стоит учитывать для создания успешных, востребованных у аудитории продуктов.
Привет, Хабр! Меня зовут Кирилл Улитин, я UX Research Lead в компании МойОфис и в ходе работы я и мои коллеги UX-архитекторы регулярно проводим исследования. На всероссийском интенсиве "Архипелаг 20.35" я немного рассказал о своем опыте: в частности, остановился на двух методах количественных исследований, которые наиболее часто использую — немодерируемых тестах и опросах.
Интересно, что умение составлять опросные анкеты — универсальный навык: он может пригодиться и тимлиду. Например, чтобы организовать сбор обратной связи о своей работе и работе команды. Вот мой шорт-лист наиболее важных моментов при составлении анкет и проведении опросов, который может вам помочь в упомянутых процессах:
-
Используйте прозрачные формулировки в вопросах. Текст вопроса должен быть понятен не только вам, но и вашему респонденту; нередко это правило игнорируют. Однажды я видел опрос, в котором пользователя спрашивали о "фичах": понятно, что в ИТ-среде этот англицизм на слуху, но простые пользователи могут только догадываться о его значении.
-
Максимально конкретизируйте. Другая частая ошибка — включение сразу нескольких параметров в один вопрос. Пример такого рода: "Насколько вы удовлетворены скоростью и качеством выполнения задач?" Каждый из респондентов подумает о своем, а в целом мы получим искаженную картину. Правильно разделить этот вопрос на два.
-
Учитывайте крайние состояния респондента. При заполнении анкеты у человека вполне может что-то пойти не так, например, когда он не может найти подходящий вариант ответа или не помнит его. Лучшее, что можно сделать — изначально предусмотреть варианты "Не знаю", "Нет ответа", "Затрудняюсь ответить", "Другое" в зависимости от типа вопроса.
-
Включайте случайный вывод ответов. Утрируя, есть два типа людей: одни заходят в магазин и берут первое, что им подходит, а другие не успокоятся, пока не обойдут все витрины и не сравнят варианты. Точно так же и в ответах на вопрос: человек может не ознакомиться со всеми вариантами, а выбрать первый же, который показался ему уместным. Таким образом, если варианты будут выпадать всем респондентам в одном порядке, то в результате будет копиться ошибка. Избежать ее можно довольно просто — обеспечив случайный вывод вариантов ответа (в тех случаях, когда порядок ответов не важен).
-
Предоставляйте респонденту свободу размышлений. Когда формулируешь вопрос, часто хочется сделать его предельно емким, при этом невольно можно сократить его так, что он будет фреймить респондента и вынуждать дать ответ определенного толка. Пример неудачной с этой точки зрения формулировки: "Вам нравится Python?" Корректнее же выразиться так: "Вам нравится или не нравится…?", "Вам нравится…или нет?", а еще лучше нейтральное "Как вы относитесь к…?".
Посмотрите запись моего выступления или презентацию, если вы хотите узнать о видах UX-исследований, типовых процессах организации опросов, когнитивных искажениях в вопросах и ответах, проверенных методиках (TopTask, модель Кано), работе с респондентами и обработке результатов. Рассказ я иллюстрирую примерами из собственной практики.
Отдельно ознакомиться с презентацией вы можете по ссылке.
Для ваших вопросов и пожеланий открыт в комментариях!
Комментариев нет:
Отправить комментарий