...

четверг, 6 марта 2014 г.

[Из песочницы] Что общего у gamedev-а с космонавтикой?


Привет, Хабр.


Так сложилось, что недавно мне в руки попала замечательная книжка Pro PHP, в которой целый раздел посвящен итераторам. Да, я знаю что на Хабре эта тема уже поднималась (и наверняка не раз), но все же позволю себе дописать данную статью, т.к. бОльшая часть примеров в вышуепомянутых статьях достаточно оторваны от реальности. И так — если Вам интересно какую же рельную задачу мы собираемся решать с помощью итераторов — добро пожаловать под кат.



Что же это за зверь такой — итератор?




По сути, итератор — это некоторый объект, который позволяет упростить специфический обход дочерних элементов. В php существует интерфейс Iterator, реализуюя который можно добиться необходимого эффекта. В SPL (Standart PHP Library) так же включены несколько классов реализующих наиболее распространенные и востребованные итераторы. Их список можно посмотреть здесь.

Так зачем нам тогда итераторы — можно же просто массивы использовать?




В php как-то исторически сложилось что перечисление объектов или данных просто «складывают» в массив, элеметы которого потом можно перебирать. Представьте себе ситуацию, в которй у Вас есть данные некоторого поля элементов, представленного квадратом, разделенным на 9 равных частей (например карту). И Вам надо обойти все квадраты по часовой стрелке, а в массиве они сложены случайным образом. Не очень удобно, правда?

Так вот — именно в этом случае нам помогут итераторы. Вместо добавления элементов в массив, добавим их в итератор и потом сложем удобно их перебирать. Пример кода, реализующего перебор соседних элементов карты можно найти ниже:



/**
* @link http://ift.tt/1cwNQsb
*/
class TileIterator implements Iterator
{
private $_side = 'north_west';
private $_neighbours = array();
private $_isValid = true;

public function __construct($neighboursArray)
{
$this->_side = 'north_west';
$this->_neighbours = $neighboursArray;
}

/**
* @return void
*/
function rewind() {
$this->_side = 'north_west';
}

/**
* @return MapTile
*/
function current() {
return $this->_neighbours[$this->_side];
}

/**
* @return string
*/
function key() {
return $this->_side;
}

/**
* Loop through neighbours clock-wise
*
* @return void
*/
function next()
{
switch ($this->_side)
{
case 'north_west':
$this->_side = 'north';
break;

case 'north':
$this->_side = 'north_east';
break;

case 'north_east':
$this->_side = 'east';
break;

case 'east':
$this->_side = 'south_east';
break;

case 'south_east':
$this->_side = 'south';
break;

case 'south':
$this->_side = 'south_west';
break;

case 'south_west':
$this->_side = 'west';
break;

// this is the end of a circle
case 'west':
$this->_isValid = false;
break;
}
}

function valid() {
return $this->_isValid;
}
}




А теперь собственно вызов:

// запрос не рассматриваем, т.к. это всего лишь пример
$tilesStmt = PDO::prepare("SELECT * FROM tiles ... LIMIT 9");
$tilesStmt->execute();
$tiles = new TileIterator($tilesStmt->fetchAll());




Ну а дальше — привычный всем перебор, только уже в правильном порядке:

foreach ($tiles as $tile) {
...
}




Да, действительно не плохо. А что еще можно делать с итератором?




Так как тема достаточно обширна, рассмотрю только свои любимые примеры:

LimitIterator очень удобно использовать при отладке или тестировании кода. В частности, при работе с PHPExcel, в переборе строк, библиотека использует класс RowIterator, имя которого подразумевает что это Iterator. Чтобы при разборе документа не «таскать» каждый раз все строки, можно обернуть RowIterator в LimitIterator и работать только с десятком строк:



// возьмем документ ...
$inputFileType = PHPExcel_IOFactory::identify('example.xlsx');
$objReader = PHPExcel_IOFactory::createReader($inputFileType);
$document = $objReader->load($inputFile);
$sheet = $document->getSheet(0);

// ... и получим только первые 10 строк
$dataForDebug = new LimitIterator($sheet->getRowIterator(), 0, 10);




Класс FilterIterator позволяет легко фильтровать данные на лету. В каком-то роде это похоже на WHERE часть SQL запроса. Предположим, Вы работаете со сторонним API, например BaseCamp Classic API, SDK которого возвращает Вам объекты пользователей. И Вам нужно уведомить некоторых из них по emial об изменениях в проекте. А исключать Вам нужно будет по 3-м парамертам: email, ID и имя. Сделать это просто и поддерживаемо позволяет вышуепомянутый класс:

/**
* @link http://ift.tt/1fK567x
*/
class NotificationFilter extends FilterIterator
{
/**
* Массив для хранения параметров фильтра
*/
private $_skip;

/**
* Build filter
*
* @param Iterator $iterator
* @param array $filter - массив данных о пользователях, которых надо исключить
* @throws InvalidArgumentException
*/
public function __construct(Iterator $iterator, $filter)
{
if (!is_array($filter)) {
throw new InvalidArgumentException("Filter should be an array. ".gettype($filter)." given.");
}

parent::__construct($iterator);
$this->_skip = $filter;
}

/**
* Check user data and make sure we can notify him/her
*
* Filtering by 2 params:
* - Does the user belong to your company (avoid spamming clients)?
* - Should we skipp the user based on the user ID
* - Should we skipp the user based on the user email
*
* @link http://ift.tt/1cwNQsd
* @link http://ift.tt/1cwNPo6
*
* @return bool
*/
public function accept()
{
// get current user from the Iterator
$bcUser = $this->getInnerIterator()->current();

// check if skipped by ID
$skippedById = in_array($bcUser->getId(), $this->_skip['byID']);

// or by email
$skippedByEmail = in_array($bcUser->getEmailAddress(), $this->_skip['byEmail']);

// check that he/she belongs to your company
$belongsToCompany = $yourCompanyBaseCampID === (int) $bcUser->getCompanyId()->__toString();

// notify only if belongs to your company and shouldn't be skipped
return $belongsToCompany && !$skippedById && !$skippedByEmail;
}
}




Таким образом в методе NotificationFilter::accept() мы работаем только с одним пользователем.

А еще можно легко приводить многомерные массивы к одномерным с помощью RecursiveIteratorIterator, удобно получать файловые листинги директорий с помощью RecursiveDirectoryIterator и еще очень много всего.


А причем тут космонавтика?




Да, чуть не забыл. Пока я «игрался» с итераторами, пытаясь для себя понять как же их использовать, у меня возникла следующая идея — как бы мне на Хабре читать только посты, которые находятся и в хабе GameDev и в Веб-разработка? В ленте можно читать посты из обоих хабов, но не пересечение постов, если вы понимаете о чем я. В итоге у меня получился небольшой проектик с использованием итераторов.

Весь код проекта можно найти в репозитории на BitBucket, а здесь же я опубликую только самую интереснюу часть. Код ниже:



/**
* Basic post class
*/
class HabraPost {

public $name = '';
public $url = '';
public $hubs = null;

public static $baseUrl = 'http://ift.tt/1cwNQIx';

/**
* Some hubs links
*/
protected static $fullHubList = array(
'infosecurity' => 'Информационная безопасность',
'webdev' => 'Веб-разработка',
'gdev' => 'Game Development',
'DIY' => 'DIY или Сделай сам',
'pm' => 'Управление проектами',
'programming' => 'Программирование',
'space' => 'Космонавтика',
'hardware' => 'Железо',
'algorithms' => 'Алгоритмы',
'image_processing' => 'Обработка изображений',
);

public function __construct($name, $url, $hubs = array())
{
$this->name = $name;
$this->url = $url;
$this->hubs = $hubs;
}

public static function getFullHubsList()
{
$list = self::$fullHubList;
asort($list);
return $list;
}
}

/**
* Post storage object
*
* @link http://ift.tt/1cwNPEo
*/
class PostsStorage
{
private $_iterator;

public function __construct()
{
$this->_iterator = new SplObjectStorage();
}

/**
* Add new post
*
* @param HabraPost $post
* @return void
*/
public function save(HabraPost $post)
{
// reduce duplicates
if (!$this->_iterator->contains($post)) {
$this->_iterator->attach($post);
}
}

/**
* Get internal iterator
*
* @return SplObjectStorage
*/
public function getIterator()
{
return $this->_iterator;
}
}

/**
* Posts filtering class
*
* @link http://ift.tt/1fK58MS
*/
class HabraPostFilter extends FilterIterator
{
/**
* Hubs to filter by
*/
private $_filterByHubs = array();

public function __construct(Iterator $iterator, $filteringHubs)
{
parent::__construct($iterator);
$this->_filterByHubs = $filteringHubs;
}

/**
* Accept
*
* @link http://ift.tt/1cwNQsd
* @return bool
*/
public function accept()
{
$object = $this->getInnerIterator()->current();
$aggregate = true;

foreach ($this->_filterByHubs as $filterHub) {
$aggregate = $aggregate && in_array($filterHub, $object->hubs);
}

return $aggregate;
}
}




Итак — идея очень проста:


  1. Пользователь выбирает один или несколько хабов,

  2. Мы перебираем доступные страницы Хабра и собираем ссылки на контент,

  3. Загоняем все это в PostsStorage,

  4. И фильтруем с помощью HabraPostFilter




В итоге получаем нечто подобное скриншоту:
GameDev + Веб разработка


Буду рад выложить проект в свободный доступ если кто-нибудь любезно предоставит хостинг, способный выдержать Хабра-эффект.


Всем спасибо за внимание.


P.S. С удовольствием приму правки/замечания в комментариях к посту или в личной переписке.


This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.


Комментариев нет:

Отправить комментарий