Часть 1. Введение и мировая практика
Право на анонимность уже стало мировым стандартом для обеспечения фундаментальных прав человека и гражданина в цифровую эпоху, прежде всего – права на свободу выражение мнения и права на тайну частной жизни / прайваси.
Так что же такое «право на анонимность», если мы говорим про интернет-пространство:
✓ Право на анонимный сёрфинг (поиск информации в сети) и анонимную отправку личных сообщений (e-mail, мессенджеры)
Пользователи должны иметь право на анонимный поиск информации в интернете, в том числе скрывать свои IP-адреса и отправлять сообщения анонимно. Осенью 2016 года Европейский суд справедливости (European Court of Justice) рассмотрел запрос немецкого Федерального Суда, связанного с иском представителя немецкой Пиратской партии к федеральному правительству. Жалоба была подана немецким гражданином в отношении хранения на правительственных сайтах динамических IP адресов после того, как пользователь покидает сайт. Европейский суд в своем решении признал динамический адреса (как и ранее статические адреса) персональными данными и указал, что операторы не имеют права сохранять динамические IP-адреса, кроме как для защиты от кибератак.
✓ Право на анонимный постинг (публикации информации в интернете, в т.ч. в социальных сетях)
В связи с появлением онлайн-цензуры, сбора и прослушки данных рядовых пользователей с дальнейшим их преследованием, пользователи интернета должны иметь право пользоваться технологиями по предоставлению анонимного доступа к сети и анонимному размещению материалов (посты, комментарии и другое) в интернете. Это позволяет реализовать права гражданина на свободу мнения и его выражения в цифровую эпоху. Такого мнения придерживается Совет по правам человека ООН, утвердивший доклад, посвященный проблеме анонимности пользователей в сети.
✓ Право на анонимные платежи (включая использование криптовалют)
Общепринято, что благотворительность должна быть анонимной. Благотворитель может иметь разные причины сохранять свою анонимность: желание не раскрывать своё финансовое состояние, нежелание возникновения персонифицированного чувства благодарности и т. д.
✓ Право на анонимное создание и распространение произведений
Ст. 1265 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что право автора на имя предусматривает право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Аналогичное положение содержится и в Бернской конвенции, устанавливающей, что авторское право на произведение обнародованное анонимно либо под псевдонимом действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования.
Однако, право на анонимность прямо не зафиксировано ни в одном международном документе, подлежащим обязательному исполнению национальными государствами и может претендовать пока лишь на рекомендации независимых международных организаций (прежде всего ООН) и стейкхолдеров, а также выработанную судебную практику. Вместе с тем, в 2016 году была принята расширенная резолюция об «онлайн-правах» со стороны Совета по правам человека ООН. В итоговой резолюции Генассамблея ООН призвала страны «…пересмотреть свои процедуры, практику и законодательные акты, касающиеся перлюстрации переписки, а также применяемые ими меры перехвата и сбора личной информации, включая практику массовой слежки, в целях защиты права на неприкосновенность частной жизни».
В США право на анонимное высказывание мнения защищается первой поправкой, а необходимость его защиты была неоднократно признана Верховным судом. В Совете Европы и Европейском союзе также была выработана определенная правовая позиция по праву на анонимность. Например, Комитет министров Совета Европы принял декларацию о свободе коммуникаций и интернете в мае 2003 года. Пункт 7 документа предусматривает, что:
«для обеспечения защиты от онлайн-наблюдения и повышения свободного выражения информации и идей, государства-члены должны уважать желание пользователей сети интернет не раскрывать свою личность. Это не препятствует членам Союза предпринимать меры и координировать свои действия для отслеживания лиц, вовлеченных в преступную деятельность в соответствии с национальным законодательством и Конвенцией и защите прав человека и основных свобод, а также международными договорами в сфере правосудия и национальной политики».
В своей судебной практике ЕСПЧ (дело K.U. v Finland, Appl. No.2872/02 от 02 Декабря 2008, дело Delfi v Estonia, App. No.64569/09 от 10 Октября 2013) также неоднократно признавал важность анонимности для прав на свободу выражения мнения и неприкосновенность частной жизни. В то же время, суд прояснил, что анонимность не может быть абсолютной и может быть ограничена для защиты других интересов, особенно защиты уязвимых групп:
«Анонимность и конфиденциальность в интернете не должны побуждать государства отказываться от защиты прав потенциальных жертв, преступных действия, совершенных в сети. Хотя свобода выражения мнений и конфиденциальность сообщений являются первичными соображениями, а пользователям телекоммуникаций и интернет сервисов должны предоставляться гарантии того, что их личная неприкосновенность и свобода выражения будут соблюдаться, такая гарантия не может быть абсолютной и должна иногда подчиняться другим законным императивам, таким как предотвращение беспорядков или преступлений или защита прав и свобод других лиц».
В 2015 году специальный докладчик ООН Дэвид Кей в своем докладе по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение в эпоху цифровых технологий особо отметил важную роль использования средств шифрования и анонимности для защиты и укрепления свободы выражения мнений.
Дэвид Кэй так объясняет необходимость защиты права на анонимность:
«Анонимность — это состояние избегания идентификации. Анонимность, будучи обычным человеческим желанием защитить свою личность от толпы, способна дать возможность пользователю исследовать и распространять свои идеи и мнения в большем объеме, чем если бы он делал это под своей реальной личностью. Физические лица в онлайне могут использовать псевдонимы (или, к примеру, выдуманные e-mail или аккаунты в соц.сетях) для того, чтобы сокрыть свою личность, лицо, голос, местонахождения и т.д., однако конфиденциальность, предоставляемая с помощью таких псевдонимов, является поверхностной и легко нарушается правительствами или другими лицами, обладающими необходимым опытом. В случае отсутствия набора инструментов по шифрованию и анонимизации, цифровые следы, которые оставляет пользователь, легко позволяют его идентифицировать. Пользователи, желающие обеспечить полную анонимность или скрыть свою личность (например, скрывающие свой IP-адрес) от правительственных органов или преступного вторжения могут использовать такие инструменты как виртуальные частные сети (VPN), прокси-серверы, анонимные сети, приложения, и P2P-сети. Наиболее известный инструмент анонимности TOR. развертывает более 6000 децентрализованных компьютерных серверов по всему миру, для того, чтобы получать и ретранслировать информацию несколько раз для сокрытия идентифицирующих сведений о конечных точках, создавай при этом сильную защиту анонимности пользователей».
В сегменте социальных сетей, анонимность также стала важным стандартом, претендующим на то, чтобы стать обычаем делового оборота. Так, например, компания Facebook в свое время отказалась от разработанной ей «политики реальных имен» после массового общественного протеста. Крупнейшая в мире соцсеть также сделала еще один весьма интересный шаг — открыла своё представительство в анонимной сети Tor, тем самым прививая интерес пользователей к сетевым инструментам, повышающих защиту личных данных.
Однако, российские власти, видя в анонимности абсолютное зло, вслед за Китаем и странами мусульманского мира продолжают игнорировать это право, и более того, стремятся различными способами (как законодательными, так и правоприменительными) эту анонимность в Рунете уничтожить, а также запретить технические средства, позволяющие находиться в сети анонимно. В настоящее время ведется работа по блокировке ресурсов, обеспечивающих анонимный доступ к веб-ресурсам, предпринимаются попытки давления на VPN-сервисы и компрометации сети TOR.
Так что же происходит с проблематикой анонимности и прайваси в России?
Об этом — в следующих частях:
Часть 2. Законодательство против анонимности
Часть 3. Правоприменительная борьба с инструментами анонимности
Подготовлено:
Саркис Дарбинян, Алёна Рыжикова для Центра защиты цифровых прав
Комментарии (0)