Камеры наблюдения можно встретить практически в любом месте любой страны (достаточно развитой технологически, конечно). Чаще всего установкой камер занимаются правоохранительные органы. Аргументация необходимости разворачивания сетей видеонаблюдения весьма убедительная — если камер будет много, то преступления будут фиксироваться, преступников, которые попали в «поле зрения» объектива камеры, относительно легко идентифицировать и поймать.
Кроме того, устанавливаются камеры и на дорогах — для отслеживания нарушителей ПДД. Во многих странах именно камеры, совмещенные с радаром, фиксируют тех, кто превысил скорость, не пристегнулся, разговаривает по телефону. Еще одна функция дорожного видеонаблюдения — установление местонахождения автомобилей разыскиваемых за какие-либо правонарушения людей. В базу вводится номер машины, если камера его фиксирует, полицейские знают, где можно искать преступника. Вроде бы и все хорошо, но есть много нюансов, которые раскрыли организации MuckRock и Electronic Frontier Foundation. Основной вывод их работы — эффективность дорожных систем видеонаблюдения очень низкая.
В год камеры фиксируют десятки миллионов номерных знаков, распознавая их и сверяясь с полицейскими базами данных. При этом средний результат по США в плане фиксации местонахождения разыскиваемого автомобиля — всего 0,5%. Это результат, который получен путем сравнения общего числа фиксации номерных знаков всех автомобилей, попавших в зону действия камеры с числом положительного срабатывания системы идентификации. Т.е. лишь малая толика автомобилей была в розыске.
Эффективность не слишком большая, особенно, если учитывать стоимость разворачивания подобных систем. Но есть и еще нюансы. Дело в том, что данные наблюдения полицейские участки «шерят» не только друг с другом, но и другими организациями, причем далеко не всегда имеющими отношение к правоохранительным органам. Речь идет о сотнях агентств, некоторые из которых вообще никак не связаны с полицией.
А это уже похоже на прямое нарушение законодательства. Как бы там ни было, но авторы проекта решили поделиться результатами исследования, разместив отчет в открытом виде в сети. «Мы поняли, что чем скорее мы сделаем это, тем быстрее найдется более надежный способ вести расследования», — говорит один из участников проекта.
Стоит также отметить, что полпроцента, о котором говорится выше — это лишь «средняя температура по больнице». Реальный показатель гораздо ниже среднего. В большинстве случаев эффективность работы дорожных систем видеонаблюдения составляет 0,02%, а то и ниже.
Хотя есть и полицейские департаменты, которые показывают гораздо более высокие результаты. Один из таких департаментов — из Миссури, Канзас. Во-первых, объем отсканированных автомобильных номеров сего за год увеличилось в четыре раза — с 9,5 мн в 2016 году до 37 млн в 2017. Кроме того, положительных срабатываний здесь очень много — эффективность работы системы превышает 7%. Очень странный результат, как в плане роста объема работы, так и увеличения числа положительных срабатываний.
У правозащитников вызывает тревогу постоянный рост систем видеонаблюдения с практически полным отсутствием контроля за доступом к данным наблюдения. Практически никогда не проводятся проверки правомочности использования данных видеонаблюдения сторонними агентствами и организациями. Кто, как и почему работает со всей этой информацией? Непонятно.
Во многих странах наблюдение ведут не только за автомобилями, но и за пешеходами. Здесь уже используется распознавание лиц, причем эффективность работы таких систем тоже не всегда удовлетворительна. В некоторых случаях положительные срабатывания есть, но они ошибочные. Эффективность работы системы, установленной полицией Уэльса во время проведения Лиги Чемпионов 2017 года составила около 8%.
Есть и другие примеры. Например, в Китае в апреле этого года поймали подозреваемого в совершении экономических преступлений на концерте с 50 тысячами зрителей. Он отправился туда за 90 км от города, в котором скрывался. После ареста китаец сознался, что если бы знал что-то о текущих возможностях полиции, никогда не поехал бы на концерт.
Китай — настоящий рай для адептов видеонаблюдения. Используются не только стационарные камеры, но и другие системы. К примеру, в городе Чжэнчжоу полиции в этом году выдали специальные очки с видеокамерами, которые подключены по беспроводной связи к программной платформе для распознавания лиц. Самостоятельно обнаружить преступника очень непросто, поскольку лишь через железнодорожную станцию Восточный Чжэнчжоу ежедневно проходит от 70 до 120 тысяч пассажиров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий