Наверное, каждый водитель время от времени пытается оценить свой скилл вождения. Когда рассказываешь, скажем, детям, как это — водить автомобиль, задумываешься о том, как и почему ты знаешь, когда впереди идущий автомобиль повернет налево или направо. Почему внимание автоматически фокусируется на идущей вдоль дороги собаке, но не реагирует на ветви деревьев, нависшие над дорогой. Таких вопросов много, а ответы есть не на все.
Для того, чтобы обучиться вождению, необходимо понимать многие принципы и знать правила — это актуально как для человека, так и для искусственного интеллекта. Последний должен уделять внимание оценке тысяч факторов — где и когда притормаживать, где свернуть, а где ускориться.
Автомобили с высшими уровнями автономности должны не только распознавать разметку, сигналы и все прочее, но и уметь быстро реагировать на нестандартные ситуации, которых на дороге немало. Даже робомобили, разработкой которых занимаются годами, не всегда адекватно реагируют на такие ситуации.
В качестве примера можно привести робомобиль Uber, софт которого решил игнорировать неявный объект на дороге, который оказался женщиной в темной одежде, да еще с велосипедом, переходящей дорогу в неположенном месте.
В настоящее время принято выделять шесть уровней автономности машин — от нулевого (все операции выполняет человек, автономности нет) до пятого (все операции выполняет бортовой компьютер без участия человека). В подавляющем большинстве случаев робомобили добрались до второго уровня автономности, включая пресловутую Tesla со своим продвинутым автопилотом.
Неплохих успехов добилась компания Daimler, но испытания ее робокаров проходят в Германии, где разметка дорог и сами они — практически идеальны, а водители традиционно соблюдают правила дорожного движения.
Компания Waymo тоже неплохо продвигается вперед — на днях она заявила о запуске полностью автономного сервиса роботакси. Правда, в салоне все равно присутствует водитель, которого компания назвала «оператором безопасности». Если что-то пойдет не так, оператор возьмет управление на себя. Скорее всего, робомобили более высоких уровней автономности не появятся на дорогах вплоть до 20-х годов, а может. И позже.
Вероятнее всего, полной автономности удастся достичь лишь после появления специализированной инфраструктуры, которая должна быть едва ли не умнее самого робомобиля. Последний должен самостоятельно обучаться и понимать, что происходит вокруг, затем — принимать решения без участия оператора.
В качестве примера можно привести ситуацию, когда пассажир едет в робомобиле, дождливым вечером. Внезапно дорогу впереди переходит кошка. Что должен делать робомобиль? Очевидно, его системы обязательно должны распознать препятствие впереди, с тем, чтобы машина выполнила необходимый маневр. Но при этом необходимо знать местные правила скорости, представлять, насколько скользким может быть асфальт, плюс понимать, где находится машина в этот момент времени. Часть информации можно получить из сторонних источников (тот же прогноз погоды, условия температуры, влажности и ветра), для чего требуется широкий и надежный канал интернета — вероятнее всего, 5G.
Кроме кота, вокруг могут быть и другие препятствия — например, робомобили, которые тоже пытаются избежать столкновения. То есть робомобили должны уметь «общаться», чтобы хорошо представлять действия друг друга в каждый отдельно взятый момент времени. И общаться нужно в режиме реального времени. В противном случае неизбежно столкновение, чреватое угрозой здоровью и жизни владельца машины.
Плюс ко всему, робомобиль должен еще и уметь прокладывать оптимальный путь до конечной точки путешествия. А значит, машине необходимы данные карты, информация о разметке, знаки и другая информация. Для расширения спектра возможностей робомобилей им стоит все время держать связь друг с другом, для того, чтобы обмениваться информацией об окружающей обстановке. Но остается еще вопрос машин, которыми управляют люди, получается, что они также должны быть оснащены системами связи с робомобилями — иначе вторые не будут понимать, что делают первые.
Ну а если представить, что и с самым широким каналом связи может что-нибудь случиться, пускай проблема и будет временной, то ситуация усложняется еще больше. И это мы еще не упомянули обычные проблемы вроде «проблемы вагонетки», плюс множество других.
Вероятнее всего, ИИ 4-5 уровней автономности можно не ждать в ближайшие несколько лет — они появятся еще очень нескоро.
Комментариев нет:
Отправить комментарий