В этом туториале мы разберем создание программы для дрона с голосовым управлением на Node.js и Web speech API. Коптер — Parrot ARDrone 2.0.
Напоминаем: для всех читателей «Хабра» — скидка 10 000 рублей при записи на любой курс Skillbox по промокоду «Хабр».Skillbox рекомендует: Практический курс «Мобильный разработчик PRO».
Введение
Дроны восхитительны. Мне очень нравится играть со своим коптером, записывая фото и видео или просто развлекаясь. Но беспилотные аппараты (БПЛА) используются не только для развлечения. Они работают в кинематографе, изучают ледники, применяются военными и представителями сельскохозяйственной сферы.
В этом туториале мы разберем создание программы, которая позволит управлять дроном. используя голосовые команды. Да, коптер будет делать то, что вы ему говорите. В конце статьи — готовая программа и видео управления БПЛА.
Железо
Нам нужно следующее:
- Parrot ARDrone 2.0;
- Ethernet-кабель;
- хороший микрофон.
Разработка и управление будет вестись на рабочих станциях с Windows/Mac/Ubuntu. Лично я работал с Mac и Ubuntu 18.04.
Программное обеспечение
Загрузите последнюю версию Node.js с официального сайта.
Также нужна последняя версия Google Chrome.
Разбираемся с коптером
Давайте попробуем понять, как работает Parrot ARDrone. У этого коптера есть четыре мотора.
Противостоящие моторы работают в одном направлении. Одна пара вращается по часовой стрелке, другая — против. Перемещается дрон за счет смены угла наклона относительно поверхности земли, изменения скорости вращения моторов и еще нескольких маневренных движений.
Как мы видим на диаграмме выше, изменение разных параметров приводит к смене направления движения коптера. Например, уменьшение или увеличение скорости вращения левого и правого роторов создают крен. Это позволяет дрону лететь вперед или назад.
Изменяя скорость и направление движения моторов, мы задаем углы наклона, позволяющие коптеру совершать движение в других направлениях. Собственно, для текущего проекта аэродинамику изучать не нужно, просто стоит понять основные принципы.
Как работает Parrot ARDrone
Дрон представляет собой точку доступа Wi-Fi. Для того чтобы получать и отправлять команды коптеру, необходимо к этой точке подключиться. Есть много разнообразных приложений, позволяющих управлять коптерами. Выглядит все это примерно так:
Как только дрон подключен, открываем терминал и telnet 192.168.1.1 — это IP коптера. Для Linux можно использовать Linux Busybox.
Архитектура приложения
Наш код будет разделен на следующие модули:
- пользовательский интерфейс с речевым API для обнаружения голоса;
- фильтрация команд и сопоставление с эталоном;
- отправка команд дрону;
- прямая трансляция видео.
API работает при условии наличия интернет-подключения. Чтобы его обеспечить, мы и добавляем подключение по Ethernet.
Пора создавать приложение!
Кодим
Для начала создадим новую папку и переключимся на нее при помощи терминала.
Затем создаем Node-проект, используя указанные ниже команды.
Для начала устанавливаем требуемые зависимости.
npm install
Будем поддерживать следующие команды:
- взлет;
- посадка;
- вверх — дрон поднимается на полметра и зависает;
- вниз — опускается на полметра и зависает;
- влево — идет влево на полметра;
- вправо — идет вправо на полметра;
- поворот — поворачивается по часовой стрелке на 90 градусов;
- вперед — идет вперед на полметра;
- назад — идет назад на полметра;
- стоп.
Вот код, который позволяет принимать команды, фильтровать их и контролировать дрон.
const express = require('express');
const bodyparser = require('body-parser');
var arDrone = require('ar-drone');
const router = express.Router();
const app = express();
const commands = ['takeoff', 'land','up','down','goleft','goright','turn','goforward','gobackward','stop'];
var drone = arDrone.createClient();
// disable emergency
drone.disableEmergency();
// express
app.use(bodyparser.json());
app.use(express.static(__dirname + '/public'));
router.get('/',(req,res) => {
res.sendFile('index.html');
});
router.post('/command',(req,res) => {
console.log('command recieved ', req.body);
console.log('existing commands', commands);
let command = req.body.command.replace(/ /g,'');
if(commands.indexOf(command) !== -1) {
switch(command.toUpperCase()) {
case "TAKEOFF":
console.log('taking off the drone');
drone.takeoff();
break;
case "LAND":
console.log('landing the drone');
drone.land();
break;
case "UP":
console.log('taking the drone up half meter');
drone.up(0.2);
setTimeout(() => {
drone.stop();
clearTimeout();
},2000);
break;
case "DOWN":
console.log('taking the drone down half meter');
drone.down(0.2);
setTimeout(() => {
drone.stop();
clearTimeout();
},2000);
break;
case "GOLEFT":
console.log('taking the drone left 1 meter');
drone.left(0.1);
setTimeout(() => {
drone.stop();
clearTimeout();
},1000);
break;
case "GORIGHT":
console.log('taking the drone right 1 meter');
drone.right(0.1);
setTimeout(() => {
drone.stop();
clearTimeout();
},1000);
break;
case "TURN":
console.log('turning the drone');
drone.clockwise(0.4);
setTimeout(() => {
drone.stop();
clearTimeout();
},2000);
break;
case "GOFORWARD":
console.log('moving the drone forward by 1 meter');
drone.front(0.1);
setTimeout(() => {
drone.stop();
clearTimeout();
},2000);
break;
case "GOBACKWARD":
console.log('moving the drone backward 1 meter');
drone.back(0.1);
setTimeout(() => {
drone.stop();
clearTimeout();
},2000);
break;
case "STOP":
drone.stop();
break;
default:
break;
}
}
res.send('OK');
});
app.use('/',router);
app.listen(process.env.port || 3000);
А вот HTML- и JavaScript-код, который слушает пользователя и отправляет команду на Node-сервер.
<!DOCTYPE html>
<head>
<meta charset="utf-8">
<meta http-equiv="X-UA-Compatible" content="IE=edge">
<title>Voice Controlled Notes App</title>
<meta name="description" content="">
<meta name="viewport" content="width=device-width, initial-scale=1">
<link rel="stylesheet" href="https://cdnjs.cloudflare.com/ajax/libs/shoelace-css/1.0.0-beta16/shoelace.css">
<link rel="stylesheet" href="styles.css">
</head>
<body>
<div class="container">
<h1>Voice Controlled Drone</h1>
<p class="page-description">A tiny app that allows you to control AR drone using voice</p>
<h3 class="no-browser-support">Sorry, Your Browser Doesn't Support the Web Speech API. Try Opening This Demo In Google Chrome.</h3>
<div class="app">
<h3>Give the command</h3>
<div class="input-single">
<textarea id="note-textarea" placeholder="Create a new note by typing or using voice recognition." rows="6"></textarea>
</div>
<button id="start-record-btn" title="Start Recording">Start Recognition</button>
<button id="pause-record-btn" title="Pause Recording">Pause Recognition</button>
<p id="recording-instructions">Press the <strong>Start Recognition</strong> button and allow access.</p>
</div>
</div>
<script src="https://cdnjs.cloudflare.com/ajax/libs/jquery/3.2.1/jquery.min.js"></script>
<script src="script.js"></script>
</body>
</html>
И еще JavaScript-код для того, чтобы работать с голосовыми командами, отправляя их на сервер Node.
try {
var SpeechRecognition = window.SpeechRecognition || window.webkitSpeechRecognition;
var recognition = new SpeechRecognition();
}
catch(e) {
console.error(e);
$('.no-browser-support').show();
$('.app').hide();
}
// other code, please refer GitHub source
recognition.onresult = function(event) {
// event is a SpeechRecognitionEvent object.
// It holds all the lines we have captured so far.
// We only need the current one.
var current = event.resultIndex;
// Get a transcript of what was said.
var transcript = event.results[current][0].transcript;
// send it to the backend
$.ajax({
type: 'POST',
url: '/command/',
data: JSON.stringify({command: transcript}),
success: function(data) { console.log(data) },
contentType: "application/json",
dataType: 'json'
});
};
Запускаем приложение
Программу можно запустить следующим образом (важно убедиться, что коптер подключен к Wi-Fi, а Ethernet-кабель подключен к компьютеру).
Открываем localhost:3000 в браузере и кликаем Start Recognition.
Пробуем управлять дроном и радуемся.
Трансляция видео с дрона
В проекте создаем новый файл и копируем туда этот код:
const http = require("http");
const drone = require("dronestream");
const server = http.createServer(function(req, res) {
require("fs").createReadStream(__dirname + "/public/video.html").pipe(res);
});
drone.listen(server);
server.listen(4000);
А вот HTML-код, его размещаем внутри папки public.
<!doctype html>
<html>
<head>
<meta http-equiv="content-type" content="text/html; charset=utf-8">
<title>Stream as module</title>
<script src="/dronestream/nodecopter-client.js" type="text/javascript" charset="utf-8"></script>
</head>
<body>
<h1 id="heading">Drone video stream</h1>
<div id="droneStream" style="width: 640px; height: 360px"> </div>
<script type="text/javascript" charset="utf-8">
new NodecopterStream(document.getElementById("droneStream"));
</script>
</body>
</html>
Запускаем и подключаемся к localhost:8080 для просмотра видео с фронтальной камеры.
Полезные советы
- Управляйте этим дроном в помещении.
- Всегда надевайте защитную крышку на дрон перед взлетом.
- Проверьте, заряжен ли аккумулятор.
- Если дрон ведет себя странно, удерживайте его снизу и переверните. Это действие переведет коптер в аварийный режим, и роторы немедленно остановятся.
Готовый код и демонстрация
LIVE DEMO
Получилось!
Написать код и затем наблюдать, как машина начинает слушаться, доставит вам удовольствие! Сейчас мы разобрались в том, как научить дрон слушать голосовые команды. На самом деле возможностей гораздо больше: распознавание лица пользователя, автономные полеты, распознавание жестов и многое другое.
Что вы можете предложить для улучшения программы?
Skillbox рекомендует:
Комментариев нет:
Отправить комментарий