В рамках продолжения своих исследований различных аспектов процедурных макросов хочу поделиться подходом к расширению их возможностей. Напомню, что процедурные макросы позволяют добавить в язык элемент метапрограммирования и тем самым существенно упростить рутинные операции, такие как сериализация или обработка запросов. По своей сути макросы являются плагинами к компилятору, которые компилируются до сборки крейта, в котором они используются. У таких макросов есть некоторые существенные недостатки.
- Сложность с поддержкой таких макросов в IDE. По сути дела нужно как-то научить анализатор кода самостоятельно компилировать, загружать и исполнять эти самые макросы с учетом всех особенностей. Это весьма нетривиальная задача.
- Так как макросы самодостаточные и ничего не знают друг о друге, то нет никакой возможности делать композицию макросов, что иногда могло бы быть полезным.
По поводу решения первой проблемы сейчас ведутся эксперименты с компиляцией всех процедурных макросов в WASM модули, что позволит в будущем вообще отказаться от их компиляции на целевой машине, а заодно и решить проблему с их поддержкой в IDE.
Что касается второй проблемы, то в этой статье я как раз собираюсь рассказать о своем подходе к решению данной проблемы. По сути дела нам необходим такой макрос, который бы мог с помощью атрибутов подгружать какие-то дополнительные макросы и объединять их в конвейер. В самом простейшем случае можно просто представить нечто в роде такого:
Пусть у нас имеется некоторый макрос TextMessage
, который выводит для заданного типа трейты ToString
и FromStr
используя в качестве текстового представления некоторый кодек. У разных типов сообщений может быть различный кодек, причем их полный список со временем может расширятся, а у каждого кодека может быть свой уникальный набор атрибутов.
#[derive(Debug, Serialize, Deserialize, PartialEq, TextMessage)]
#[text_message(codec = "serde_json", params(pretty))]
struct FooMessage {
name: String,
description: String,
value: u64,
}
Чтобы сделать такой макрос возможным, мы должны динамически подгружать реализации кодеков в процессе выполнения макроса. Можно вынести кодеки в подключаемую библиотеку и просто загружать их через libloading, но это очень неудобно и еще больше отдалит нас от возможности поддержки макросов в IDE. Вместо этого теоретически возможно написать такой вот кодек на динамическом языке типа Питона, но тогда нам придется писать для Питона аналоги syn
и quote
, что будет больше напоминать Сизифов труд, чем реальное решение проблемы.
Наиболее же простым и удобным видится вариант скомпилировать кодек в WASM модуль, объединив плюсы обоих подходов. Именно таким путем я предлагаю и пойти.
Выбираем подход к реализации
На первый взгляд кажется, что проблема уже решена в рамках watt и можно просто использовать его для загрузки и выполнения WASM модулей, но с этим подходом есть один весьма неприятный недостаток. Для своей работы watt использует модифицированный крейт proc-macro2
, что частенько приводит к непонятным или трудноуловимым проблемам. Например, у меня не компилировался darling
или если я забывал подменять proc-macro2
, то получал в рантайме неочевидные ошибки.
В результате я решил, что лучше уж пользоваться ванильным proc-macro2
, а в качестве WASM
рантайма взять какой-нибудь из самых популярных. В результате, мой субъективный выбор пал на wasmtime, этот рантайм разрабатывается сообществом bytecodealliance, в состав которого входят такие гиганты, как Mozilla, Intel и RedHat. И хотя wasmtime сейчас выглядит еще достаточно сырым, в нем не хватает документации, хороших примеров, но развивается он очень быстро и улучшается прямо на глазах
Взаимодействие хостом и таргетом
Disclaimer: в wasmtime есть процедурный макрос, который позволяет генерировать
интерфейс модуля при помощи макросов, но сейчас он основательно сломан и пока неясны перспективы, когда же его починят. Поэтому мы пойдем другой дорогой через низкоуровневую работу с WASM модулями, что позволит нам лучше понять принципы работы с ними.
Погнали!
Напомню, что хостом в данном случае называется вызывающая сторона, предоставляющая нативные методы, а таргетом является WASM модуль, предоставляющий функциональность. И нам нужно определить интерфейс вызова функций таргета со стороны хоста.
В самом простом виде интерфейс плагина для нашего процедурного макроса должен представлять из себя вариацию на тему:
pub fn implement_codec(input: TokenStream) -> TokenStream;
Но мы не можем передавать произвольные объекты между таргетом и хостом, нам необходимо их сериализовать в универсальное представление, которое не будет зависеть от особенностей хоста. По счастью TokenStream
можно преобразовывать в обычную строку и обратно, поэтому в реальности мы будем использовать нечто в таком духе:
pub fn implement_codec(input: &str) -> String;
К великому сожалению, вот так просто взять и передать хостовую строчку, а уж тем более
передать строчку от таргета к хосту, не получится и на то есть серьезные причины:
В целях обеспечения безопасности и большей стабильности, Республика будет реорганизована нами в первую Галактическую Империю, во имя сохранности и во имя блага общества! память WASM рантайма отделена от хостовой, с точки зрения хоста это просто плоский массив байт, в котором находится код программы, глобальные переменные, стек и куча.
Есть возможность сделать так, чтобы память была расширяемой, то если если при очередном выделении памяти нам не хватает места, то верхняя граница памяти автоматически увеличивается. Индекс ячейки в этом самом массиве используется в качестве указателя внутри таргета, но мы не можем просто взять и записать строчку в случайный участок памяти и отдать таргету индекс его начала, потому что снаружи мы не знаем то, как таргет в реальности использует память, где у него находится стек, а где куча. Но мы можем пойти на хитрость: с хоста обратиться к менеджеру памяти таргета и попросить у него выделить нам участок памяти.
#[no_mangle]
pub unsafe extern "C" fn toy_alloc(size: i32) -> i32 {
let size_bytes: [u8; 4] = size.to_le_bytes();
let mut buf: Vec<u8> = Vec::with_capacity(size as usize + size_bytes.len());
// Первые 4 байта - это длина общая куска памяти, она нам еще понадобится в
// дальнейшем.
buf.extend(size_bytes.iter());
to_host_ptr(buf)
}
unsafe fn to_host_ptr(mut buf: Vec<u8>) -> i32 {
let ptr = buf.as_mut_ptr();
// Просто забываем о выделенном участке памяти, позволяя ему "утечь", таким
// образом мы передаем его во владение хосту.
mem::forget(buf);
ptr as *mut c_void as usize as i32
}
#[no_mangle]
pub unsafe extern "C" fn toy_free(ptr: i32) {
let ptr = ptr as usize as *mut u8;
let mut size_bytes = [0u8; 4];
ptr.copy_to(size_bytes.as_mut_ptr(), 4);
// Вычитываем общую длину куска памяти для того, чтобы корректно выполнить
// его очистку.
let size = u32::from_le_bytes(size_bytes) as usize;
// Собираем вектор, о котором мы ранее "забыли" в методе `to_host_ptr` и
// таким образом даем его деструктору вызваться нормальным образом и очистить
// ранее выделенный участок памяти.
Vec::from_raw_parts(ptr, size, size);
}
В принципе, ничего хитрого на самом деле в этом нет, примерно этим же занимается wasm_bindgen
.
Теперь попробуем создать свой первый WASM модуль для нашего процедурного макроса. Для этого создадим крейт с единственной публичной функцией, она будет принимать указатель на начало строчки и длину строчки в байтах.
#[no_mangle]
pub unsafe extern "C" fn implement_codec(
item_ptr: i32,
item_len: i32,
) -> i32 {
let item = str_from_raw_parts(item_ptr, item_len);
let item = TokenStream::from_str(&item).expect("Unable to parse item");
// Здесь уже вызывается типичная функция, реализующая процедурный макрос.
// `fn(item: TokenStream) -> TokenStream`
let tokens = codec::implement_codec(item);
let out = tokens.to_string();
to_host_buf(out)
}
pub unsafe fn str_from_raw_parts<'a>(ptr: i32, len: i32) -> &'a str {
let slice = std::slice::from_raw_parts(ptr as *const u8, len as usize);
std::str::from_utf8(slice).unwrap()
}
Код хостовой части состоит из двух основных компонент, первым из которых является загрузчик WASM модуля.
pub struct WasmMacro {
module: Module,
}
impl WasmMacro {
// Конструктор нашего макроса расширения.
pub fn from_file(file: impl AsRef<Path>) -> anyhow::Result<Self> {
// Загружаем и компилируем WASM модуль, находящийся по заданному пути.
let store = Store::default();
let module = Module::from_file(&store, file)?;
Ok(Self { module })
}
// Вызываем метод с именем `fun` внутри нашего модуля, в котором содержится
// основная логика преобразования входного TokenStream в выходной.
pub fn proc_macro_derive(
&self,
fun: &str,
item: TokenStream,
) -> anyhow::Result<TokenStream> {
// Как уже описывалось ранее, чтобы передавать TokenStream между средами,
// нам необходимо преобразовать его в строку.
let item = item.to_string();
// Создаем конкретный экземпляр модуля, с которым и будем работать.
let instance = Instance::new(&self.module, &[])?;
// Получаем указатель на нужную нам функцию, в данном случае это
// описанная выше `implement_codec`.
let proc_macro_attribute_fn = instance
.get_export(fun)
.ok_or_else(|| anyhow!("Unable to find `{}` method in the export table", fun))?
.func()
.ok_or_else(|| anyhow!("export {} is not a function", fun))?
.get2::<i32, i32, i32,>()?;
// Для передачи данных строки внутрь WASM модуля используем специальную
// обертку, о которой я подробнее расскажу ниже.
let item_buf = WasmBuf::from_host_buf(&instance, item);
// Получим из обертки указатель на начало строки и ее длину в байтах
let (item_ptr, item_len) = item_buf.raw_parts();
// А теперь вызываем искомый метод и в результате получаем указатель
// на начало строки с выходным TokenStream.
let ptr = proc_macro_attribute_fn(item_ptr, item_len).unwrap();
// Оборачиваем сырой указатель и читаем получившуюся строку.
let res = WasmBuf::from_raw_ptr(&instance, ptr);
let res_str = std::str::from_utf8(res.as_ref())?;
// В заключительном этапе парсим строку в TokenStream и возращаем выше.
TokenStream::from_str(&res_str)
.map_err(|_| anyhow!("Unable to parse token stream"))
}
}
Теперь давайте чуть подробнее рассмотрим WasmBuf
модуль: по сути дела это умный указатель,
который владеет некоторой частью памяти, выделенной при помощи toy_alloc
. Рассмотрим
самые интересные его части, а остальной код можно посмотреть в репозитории.
struct WasmBuf<'a> {
// Индекс начала выделенного буфера, проще говоря, указатель на его начало.
offset: usize,
// Длина буфера в байтах.
len: usize,
// Ссылка на инстанс модуля, в котором выделялась память
instance: &'a Instance,
// Ссылка на всю память, связанную с этим инстансом.
memory: &'a Memory,
}
const WASM_PTR_LEN: usize = 4;
impl<'a> WasmBuf<'a> {
// Самый простой конструктор буфера: мы просто при помощи `toy_alloc`
// запрашиваем искомое число байт.
pub fn new(instance: &'a Instance, len: usize) -> Self {
let memory = Self::get_memory(instance);
// Выделяем память и получаем на нее указатель.
let offset = Self::toy_alloc(instance, len);
Self {
offset: offset as usize,
len,
instance,
memory,
}
}
// Намного удобнее не просто запрашивать буфер, а потом руками заполнять его,
// а сразу передать ссылку на байты, которые мы хотим в него записать.
pub fn from_host_buf(instance: &'a Instance, bytes: impl AsRef<[u8]>) -> Self {
let bytes = bytes.as_ref();
let len = bytes.len();
let mut wasm_buf = Self::new(instance, len);
// Копируем байты с хостового буфера в буфер таргета.
wasm_buf.as_mut().copy_from_slice(bytes);
wasm_buf
}
// Если же буфер был выделен внутри таргета, то все становится несколько
// сложнее. Так как получить мы можем лишь указатель на начало буфера и
// непонятно каким же образом мы получим размер выделенной памяти.
// Но мы не зря написали `toy_alloc` таким образом, чтобы первые его 4
// байта содержали размер выделенного буфера.
pub fn from_raw_ptr(instance: &'a Instance, offset: i32) -> Self {
let offset = offset as usize;
let memory = Self::get_memory(instance);
let len = unsafe {
// Получаем сырой указатель на память инстанса.
let buf = memory.data_unchecked();
let mut len_bytes = [0; WASM_PTR_LEN];
// Читаем байты с размером выделенного буфера.
len_bytes.copy_from_slice(&buf[offset..offset + WASM_PTR_LEN]);
u32::from_le_bytes(len_bytes)
};
Self {
offset,
len: len as usize,
memory,
instance,
}
}
// Методы для чтения и записи данных являются весьма тривиальными.
// Важно лишь помнить про то, что нужно читать со смещением в 4 байта.
pub fn as_ref(&self) -> &[u8] {
unsafe {
let begin = self.offset + WASM_PTR_LEN;
let end = begin + self.len;
&self.memory.data_unchecked()[begin..end]
}
}
pub fn as_mut(&mut self) -> &mut [u8] {
unsafe {
let begin = self.offset + WASM_PTR_LEN;
let end = begin + self.len;
&mut self.memory.data_unchecked_mut()[begin..end]
}
}
}
Важно не забывать вызывать деструктор, который будет очищать выделенную память.
impl Drop for WasmBuf<'_> {
fn drop(&mut self) {
Self::toy_free(self.instance, self.len);
}
}
Собираем все вместе
И вот теперь мы можем спокойно написать наш искомый процедурный макрос, который будет
использовать WASM модули для расширения функциональности, без необходимости перекомпиляции.
#[proc_macro_derive(TextMessage, attributes(text_message))]
pub fn text_message(input: TokenStream) -> TokenStream {
let input: DeriveInput = parse_macro_input!(input);
let attrs = TextMessageAttrs::from_raw(&input.attrs)
.expect("Unable to parse text message attributes.");
// Для простоты будем грузить модули из директории codecs, которые имеют
// особым образом сформированное имя.
let codec_dir = Path::new(&std::env::var("CARGO_MANIFEST_DIR")
.unwrap())
.join("codecs");
let plugin_name = format!("{}_text_codec.wasm", attrs.codec);
let codec_path = codec_dir.join(plugin_name);
let wasm_macro = WasmMacro::from_file(codec_path)
.expect("Unable to load wasm module");
wasm_macro
.proc_macro_derive(
"implement_codec",
input.into_token_stream().into(),
)
.expect("Unable to apply proc_macro_attribute")
}
В репозитории есть готовый пример с демонстрацией работы. Вы можете убедиться, что кодек действительно загружается из WASM модуля, а не компилируется вместе с макросом.
#[derive(Debug, Serialize, Deserialize, PartialEq, TextMessage)]
// Что особенно хорошо, каждый WASM плагин может иметь свои произвольные атрибуты.
#[text_message(codec = "serde_json", params(pretty))]
struct FooMessage {
name: String,
description: String,
value: u64,
}
fn main() {
let msg = FooMessage {
name: "Linus Torvalds".to_owned(),
description: "The Linux founder.".to_owned(),
value: 1,
};
let text = msg.to_string();
println!("{}", text);
let msg2 = text.parse().unwrap();
assert_eq!(msg, msg2);
}
Выводы
Пока это больше похоже на троллейбус из буханки хлеба, но с другой стороны это небольшая, но прекрасная демонстрация самого принципа. Такие макросы становятся открытыми для расширения. У нас больше нет необходимости в переписывании исходного процедурного макроса, чтобы изменить или расширить его поведение. А если же воспользоваться реестром модулей для WASM, то можно будет распространять подобные модули подобно крейтам cargo.
Комментариев нет:
Отправить комментарий