Фото dom christie / CC BY
Магнитная звукозапись
Эта технология позволила записывать высококачественный звук и меньше переживать о возможных механических повреждениях носителя. Хотя по взгляду на её ранние реализации сложно сказать, что ей было суждено перевернуть представление о музыке. Отцом магнитной записи считают датского инженера Вальдемара Поульсена (Valdemar Poulsen), который еще в конце XIX века получил патент на технику аудиозаписи на стальную проволоку и разработал телеграфон. Но устройство было не самым удобным в использовании и не выдержало конкуренции с более доступными фонографами.
Хотя ситуация переменилась с началом Второй мировой.
Во время боевых действий проволочный носитель использовали для аудиозаписи в полевых условиях — он легко переносил перепады температуры и не боялся влаги. Однако качество воспроизведения оставляло желать лучшего. Проблему решили немецкие инженеры, разработав пленку с напылением оксида железа и с помощью технологии высокочастотного подмагничивания сумели повысить качество звукозаписи. Они использовали плёночные рекордеры для пропаганды того времени.
Фото jglazer75 / CC BY / Ampex Model 300
Магнитная лента распространилась по миру уже после окончания войны, когда американские солдаты вывезли конфискованное оборудование из Германии. Один из них затем разработал новое устройство воспроизведения.
Оно увидело свет в 1948 году — это был бобинник Ampex Model 200. Система довольно быстро стала неотъемлемой частью звукозаписывающих студий, где ее использовали для мастеринга. Но у установки был недостаток — она была слишком громоздкой.
Одним из первых эту проблему решил польский аудиоинженер Стефан Кудельски (Stefan Kudelsky). В 1951 году он самостоятельно разработал и собрал прототип магнитофона NAGRA I (на КДПВ изображена его улучшенная версия — Nagra IV-S).
Он был портативным, размером с небольшой чемоданчик. За свое удобство система получила признание среди работников телевидения, радио и кино. Проигрыватели NAGRA использовали при восхождении на Эверест и во время космических миссий.
Вскоре бобинники получили самое широкое распространение. Все больше компаний начали выпускать их, и эти устройства можно было встретить в домах большого количества людей — в том числе в Советском Союзе. Кто производил такие устройства в СССР, мы рассказывали ранее.
Долгоиграющий винил
Технология магнитной звукозаписи должна была затмить собой ненадежные пластинки, которые до начала войны изготавливали из шеллака. Но пластинки не собирались сдавать позиции и уступать музыкальный рынок без боя. В 1948 году шеллак сменили новые материалы — винилит и поливинилхлорид. Они были более прочными и меньше шумели при воспроизведении.
Помимо материала, была усовершенствована технология нанесения звуковых дорожек — она позволила снизить скорость вращения пластинки без потерь в качестве звучания. В результате вырос объем накопителя — на него стало влезать больше музыки. 12-дюймовые шеллаковые пластинки вмещали несколько минут на одной стороне, а новый винил мог уместить до 23 минут аудио.
Это факт полностью изменил подход к звукозаписи — раньше пластинки часто содержали всего одну песню, теперь же на них начали размещать целые альбомы. Но эта тема достаточно обширна и достойна отдельного материала, поэтому об эволюции музыки мы поговорим в следующий раз.
Со временем изменился не только объем пластинок, но и количество дорожек. До 60-х пластинки выпускались в моноформате, но в конце этого десятилетия появились стереопластинки. В них левая и правая стенки дорожки отвечали за соответствующие каналы воспроизведения.
К середине 70-х подавляющее большинство виниловых релизов выходило в стереоформате — они играли как в гостиных людей, так и на радиостанциях.
Новые акустические системы
По достоинству оценить возможности новых аудиоформатов — как магнитной ленты, так и виниловых пластинок — позволили электродинамические громкоговорители. Первые такие устройства были изобретены задолго до войны — они использовали электромагнитный капсюль.
Но их конструкции не выдержали проверку временем. Отчасти потому, что такие динамики имели высокий уровень нелинейных и частотных искажений. На замену им пришли громкоговорители с катушкой, магнитом и диффузором — их начали массово выпускать в 1950 годах. С этого момента не прошло и десяти лет, как на сцену вышло стереооборудование.
Одними из первых появились двухканальные магнитофоны. За ними последовало производство коммерческих двухканальных бобин. В 1957 году началась разработка стереокартриджей для виниловых проигрывателей, а годом позже на музыкальный рынок вышел первый коммерческий стереоальбом. О том, как развивалась новая музыка, мы расскажем в следующем материале.
Дополнительное чтение по теме в «Мире Hi-Fi»:
Как развивалось домашнее аудио — от песенных вечеров до первых проигрывателей
Как домашнее аудио стало доступным для более широкой аудитории
Почему вернулся винил, и как с этим связаны стриминговые сервисы
Находки аудиомана: где послушать музыку ушедших эпох
История аудиотехнологий: синтезаторы и сэмплеры
Комментариев нет:
Отправить комментарий