Мне интересны и IT, и музыка, поэтому я всегда обращал внимание на их пересечение: песни айтишников. Порой это пародии на известные хиты с переделанным текстом, порой — полностью оригинальные сочинения. Одни из них примечательны автором (самый известный — Ричард Столлман), другие форматом (самый нестандартный — пение кода).
Обычно такие песни несерьёзные, так что пятница — подходящий день для подборки из них. Но заодно это и повод разобраться: какими они вообще бывают и чем различаются? Почему одни вызывают у меня восторг, а другие фейспалм?
Я не рассматривал случаи, когда компьютерную тематику затрагивали известные музыканты, никогда не работавшие в IT. Здесь только хардкор — песни, написанные теми, кто и код писать умеет! Дополняйте в комментариях теми, которые запомнились вам.
Ричард Столлман — The Free Software Song (1991)
На мотив болгарской народной песни «Сади мома»
Многие знают Столлмана как апологета свободного софта, но менее известно, что он продвигал свои идеи даже с помощью песни. В 1991-м на конвенте любителей фантастики, где в числе прочего исполняли гиковские песни, он сочинил свою — неудивительно, о чём она оказалась.
Конечно, идеологически такую песню правильнее слушать в свободном OGG-формате, и на сайте gnu.org есть страница с соответствующими записями. Но я смалодушничал и полез в поиск YouTube. В первую очередь там нашлось вышеприведённое исполнение самого Столлмана. Но, как и подобает свободной песне, она не прибита гвоздями к одному исполнителю — есть, например, гитарная версия от других людей.
Фрагмент текста:
«When we have enough free software
At our call, hackers, at our call,
We'll kick out those dirty licenses
Ever more, hackers, ever more»
DOS (1995/1997/2003)
На мотив песни DDT «Дождь»
Тут получилась совместная работа сообщества, растянутая во времени — практически опенсорс-проект. В середине 90-х небезызвестный Леонид Каганов сочинил пародийный текст, который пошёл гулять по Фидонету. В 1997-м фидошник Дмитрий Батсуро взял гитару и исполнил этот текст, даже не зная его автора — и получившийся аудиофайл разошёлся гораздо шире, чем ожидал сам Дмитрий. А в 2003-м другие фидошники взяли результат его труда и сняли клип.
Помню, как я столкнулся с этой песней. В начале нулевых на модемном интернете было неудобно скачивать музыку, зато к журналам о компьютерных играх прикладывали диски с демо-версиями игр, а свободное место на диске «добивали» всякими приколами — и вот на таком диске наткнулся на аудиофайл.
Вероятно, это самая известная айтишная пародия на русском языке, которую спустя много лет по-прежнему вспоминают. Кому-то она нравится до слёз, кто-то считает её ужасной наколенной поделкой — но в любом случае она стала важной частью фольклора российского IT.
Фрагмент текста:
«DOS очистил всё,
Всё, что было лишним у меня на диске C:
Я нажал F8
И весёлый Нортон удалял мне всё подряд
Сорок мегабайт,
Может, даже больше, может, даже шестьдесят»
James Dempsey — Model View Controller (2003)
Когда в 2003-м Apple проводила очередную конференцию WWDC, среди прозвучавшего со сцены было неожиданное: сотрудник компании Джеймс Демпси исполнил сочинённую им песню о концепции MVC.
В этом случае интересно вот что: в отличие от большинства IT-песен, эту можно использовать в качестве обучающего материала, на полном серьёзе усваивая идею MVC с её помощью. Среди комментариев на ютюбе есть и такой: «This was so epic, I actually learnt what MVC is from that song. I wish I could learn all programming this way!» А другие комментаторы под видео чаще всего пишут, что узнали об этой песне из книги «Head First Design Patterns». Когда на песню спустя годы ссылается популярная обучающая книга, это звучит мощным достижением для прикола!
Фрагмент текста:
«Model objects represent your applications raison d’etre
Custom classes that contain data logic and et cetera
You create custom classes in your app’s problem domain,
Then you can choose to reuse them with all the views,
But the model objects stay the same.»
Monzy — So Much Drama in the PhD (2005)
В 2005-м создатель LiveJournal Брэд Фитцпатрик написал в своём ЖЖ об услышанной песне: «this is the best fucking thing I've ever heard». Что его так впечатлило? Стэнфордский студент под псевдонимом Монзи, разбирающийся одновременно в computer science и агрессивном хип-хопе, в своём творчестве соединил одно с другим. Получилась игра на контрасте: обычно уличные оскорбления и названия алгоритмов GC существуют в разных мирах, а не в одном тексте.
Здесь требуется предупреждение: хотя песни Монзи очевидно ироничные, и он не имеет в виду всего того, что произносит, по законам жанра тут много грязи. Нападки словно из баттлов Versus, юмор ниже пояса, шутки про мамку — решайте сами, хотите ли сталкиваться с этим. По-моему, здесь всё это обыграно остроумно, но пойму, если у вас окажется другое мнение.
Если хотите увидеть, как Монзи выглядит — есть видеозапись живого исполнения песни «kill -9»). Но мне, как и Фитцпатрику, особенно нравится «So Much Drama in the Ph.D» — дисс на другого «IT-рэпера» с прекрасным псевдонимом MC++. На слух вы вряд ли разберёте весь текст, рекомендую открыть его на сайте Genius: если какие-то айтишные или рэперские отсылки останутся непонятными, там их разъясняют аннотациями.
Фрагмент текста:
«Your mom circulates like a public key,
Servicing more requests than HTTP
She keeps all her ports open like Windows ME,
Oh, there's so much drama in the PhD»
Lady Java — JavaZone (2010)
Насколько понимаю, это видео «под Леди Гагу» было сделано для конференции JavaZone. Оно запоминающееся, но, честно говоря, лично у меня с ним ассоциируется слово «кринж».
Во-первых, когда там начинают оскорблять дотнетчиков («можете дрочить на фото Билла Гейтса»), ощущаю это инфантильным киданием какашками. У вышеупомянутого Монзи тоже много оскорблений, но там они объясняются законами жанра и сделаны намеренно гротескными, а в поп-песне звучат совсем иначе.
А во-вторых, обороты вроде «я дам тебе кликнуть своей мышкой» для меня звучат как какой-то сельский КВН. Это притягивание за уши всего сколько-нибудь компьютерного, не связанного непосредственно с Java, и банальное обыгрывание сексуального.
Ещё с Java-конференций тех лет есть рэп-песня «Java Life» от Oracle, и она меня тоже не вдохновляет — ощущаю её вымученной корпоративной попыткой показать драйв и иронию. Там, где у Монзи слышу искренний интерес к хип-хопу, тут представляется двухчасовое совещание в отделе маркетинга: «Что там сейчас модно, рэп? Давайте сделаем всё по трендам, йоу йоу сноубординг дискета».
Впрочем, судя по лайкам, людям обе Java-песни нравятся, и это я зануда.
Фрагмент текста:
«Some people prefer some other languages
And that's okay if you're retarded, I guess
They can go home with their .NET mates
And jerk off to a picture of William Henry Gates»
Devs, Blackberry Is Going to Keep On Loving You (2011)
На мотив песни REO Speedwagon «Keep On Loving You»
Вот тут особенно любопытный исторический артефакт. В нулевых телефоны BlackBerry были популярны, однако после взлёта Android и iOS они отстали от времени, и продажи стремительно падали. Исправить ситуацию попробовали с помощью новой ОС BlackBerry 10, но это порождало новую сложность: надо было уговорить сторонних разработчиков поддерживать новую ОС.
И тогда среди прочего появилось это видео: несколько сотрудников компании объединились в рок-группу и записали песню с посылом «Разработчики, всё будет пучком, BlackBerry 10 будет крутой».
Это выглядело довольно печально ещё тогда: в песне старательно делают хорошую мину, хотя всем уже было очевидно, что компания тонет и хватается за соломинки. И это выглядит ещё печальнее сейчас, когда известно, что релиз BlackBerry 10 не остановил падение.
Но ролик хотя бы не вызывает у меня ощущения, словно это отдел маркетинга всё придумал и насильно согнал людей изображать радость — предполагаю, что участникам действительно нравится лабать рокешник и песня была их собственной инициативой.
Фрагмент текста:
«And we're gonna keep on loving you
Our updated SDK is really cool
The APIs complete
We just want to keep on loving you»
Paint it Green (2015)
На мотив песни The Rolling Stones «Paint It Black»
Похоже, самый музыкальный из дистрибутивов Linux — SUSE. Для конференции SUSEcon сделали уже столько пародий, что есть целый ютюб-плейлист «SUSE Parody Music Videos», там переделки всего подряд от The Beatles до Джастина Тимберлейка.
Испытываю смешанные ощущения. С одной стороны, в SUSE не просто берут мотивы известных песен, а стараются воссоздать и манеру пения, и видеоряд. Ощущается большая проделанная работа и внимание к первоисточнику.
Но при этом многие из текстов оставили ощущение, что в песню просто механически засунули слова «SUSE», «код» и «сервер», притянув всё к IT, но не сказав ничего конкретно. И тогда мне не очень понятно, где смеяться и чем восхищаться. Ну, взяли песню-мем «What Does the Fox Say», заменили лису на хамелеона (маскота Suse) — а в чём пародия-то, если в целом всё осталось то же? Но в комментариях там пишут «I'm replacing all of our redhat with suse» — похоже, на других произвело впечатление.
Фрагмент текста:
«I see a server and I want it painted green
Chameleons everywhere, I want them to turn green
I see my friends go by, chained to proprietary code
I have to shake my head as their frustration grows»
Научно-технический рэп — Папа может в Си (2016)
НТР, как и Монзи, исполняют нердкор — хип-хоп с «нердовскими» текстами. Но у них нет грязных оскорблений, их панчлайны выглядят иначе — например, так:
«C++ или C# — это юнцам по вкусу:
За решёткой есть жизнь, и на кладбище есть плюсы»
Если большинство песен в этом посте были созданы как разовые приколы, то НТР существуют не первый год, наработали репертуар и порой выступают — редкий случай, когда IT-песни можно где-то услышать живьём.
Мне их творчество нравится, но я не могу оценить его полностью беспристрастно: работаю в JUG Ru Group, а НТР ещё в лохматом 2014 году записали трек-видеоприглашение на нашу московскую Java-конференцию JPoint и выступили на нашей питерской Joker.
Но в случае с клипом «Папа может в си» и массовая аудитория особенно впечатлена: соотношение лайков и дизлайков составляет 60 к 1. Кажется, это рекорд среди всех песен в этом посте.
Фрагмент текста:
«Только хардкор! Настоящее мясо!
Никакого ООП, никаких тебе классов
БДСМ-пати с утра и до утра
Мой папа чётко знает, что такое буфера
2^16 способов отстрелить себе конечности
Отладка даёт представление о вечности
Кто не умер сразу — тот уже неубиваем
20 лет стаж — мой папа стал джедаем»
Вагиф Абилов — Akka Stream Rap (2017)
Это произведение, которое автор называет «песня о некоторых встроенных блоках Akka Streams», построено по принципу стихотворения «Дом, который построил Джек»: описывает цепочку из этих блоков, которая всё удлиняется. И, вероятно, слушать её интереснее всего тем, кто работает с Akka Streams, так что с этими блоками сталкивается лично.
Ну и тем, кто ещё не работает, но уже заинтересовался технологией, тоже будет интересно: им, возможно, песня даже поможет освоиться. Так что, когда Вагиф выступал на нашей конференции DotNext с докладом про Akka Streams, этой песней он завершил доклад.
Как показали отзывы, зрителям понравилось. Хотя, конечно, для некоторых такое завершение доклада и стало взрывом мозга: «Что дальше после такого, будем зачитывать исходники под бит Кровостока?»
Фрагмент текста:
«This is the Drop
That removes from the Zip
That combines from the Balance
That splits the FilterNot
That selects from the Merge
That collects from Broadcast
That forms the MapAsync
That maps from the Source
That feeds the Akka Stream»
Dylan Beattie — Fizzbuzz (2020)
Теперь мы дошли до самой свежей и самой нестандартной песни. Но перед тем, как перейти к ней, хочется рассказать больше о её авторе и показать ещё одно видео.
Дилан Битти давно записывает айтишные пародии на популярные рок-хиты, а также охотно исполняет их живьём на вечеринках IT-конференций. Например, вот он на нашей DotNext исполняет песню о работе в кровавом энтерпрайзе (на мотив Pink Floyd «Another Brick in the Wall»). Вступление перед песней тоже забавное, поэтому я снабдил всё субтитрами, чтобы было проще слушать:
Можно заметить, что на клавишных здесь Вагиф Абилов, уже упомянутый в предыдущем пункте
Я неоднократно видел на вечеринках DotNext, как пародии Дилана вызывают восторг у разработчиков, и сам их люблю. Но поначалу не мог понять: почему здесь мне нравится, как текст изменили на айтишный, а у Lady Java нет? В чём разница?
В итоге понял. Каждый текст Дилана отталкивается от какой-то конкретной наболевшей IT-темы, по которой ему хочется иронично высказаться. Поэтому, если у каких-то пародий весь смысл существования только в обыгрывании оригинала («смешно, музыка Мадонны, а в тексте IT-термины»), то с песнями Дилана можно вообще не знать оригинал и всё равно получить массу удовольствия. Его пародии забавны, потому что в них разработчики узнают свою боль.
Скажем, «You Give REST a Bad Name» — о том, как приходится иметь дело с плохим API. И попадание получилось настолько точным, что один из слушателей рассказывал Дилану: «Чтобы объяснить коллеге, что он делает не так, я отправил ему ссылку на твой клип». Я видел, как во время живого исполнения зрители реагировали на строчку «You promised me JSON, than sent XML» — она явно очень резонировала, и для этого не требовалось знать, что было в оригинале. Хотя оригинал обыгран изящно: там было «You promised me heaven and put me through hell».
Не хочу навязывать своё мнение, но понял, что для меня вот в этом и кроется отличие удачной пародии от неудачной: удачной есть что сказать, кроме «я пародия».
Но теперь, после многих лет пародий, Дилан зашёл ещё дальше. В 2018-м он создал полушуточный язык программирования Rockstar, спроектированный так, чтобы программы на нём напоминали тексты рок-песен. А в 2020-м подготовил доклад «The Art of Code» — о случаях, когда с помощью кода не решают какие-то практические задачи, а творят. Доклад охватывает многое, а завершается так: Дилан берёт гитару и исполняет исходный код «FizzBuzz» на Rockstar.
С этим докладом он в 2020-м выступал на разных конференциях, в том числе наших DotNext и JPoint — и зрителей постоянно впечатлял как сам доклад, так и его музыкальная концовка. Можете увидеть то и другое, например, на видеозаписи с NDC London (песня с 56:40):
Конечно, текст получился очень абстрактным (здесь не до «описания конкретной наболевшей проблемы»). Но если взять эту запись и поставить на рок-радио, слушатели вряд ли заподозрят подставу. Поэтому меня очень впечатляет сам факт: человек ПОЁТ ИСХОДНЫЙ КОД, это действительно работает как песня, и на YouTube это посмотрели уже сотни тысяч людей. Какой текст может быть айтишнее, чем тот, который можно скомпилировать? Кажется, дальше уже некуда.
Напоследок — минутка рекламы. Мы сейчас готовим наши осенне-зимние конференции: и упомянутые в тексте (DotNext, Joker), и целый ряд других, от DevOops до Mobius. Пока мы не знаем точно, может ли в каком-то из докладов там встретиться песня, как это было с докладами Дилана и Вагифа. Но что знаем точно — так это что в докладах будет много полезного контента от экспертов в теме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий